Автор: u*********@mail.ru , 25 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка использования общенаучных методов в исследовании социально – экономических и политических процессов.
Объект исследования – социально-экономические и политические процессы
Предмет исследования – механизм использования общенаучных методов исследования
Введение 3
1. Понятие социально - экономических и политических процессов. 5
1.2. Виды социально – экономических и политических процессов 9
2. Методы исследования социально – экономических и
политических процессов 11
3. Анализ социально-экономических и политических процессов
на основе научных статей. 23
Заключение 26
Список литературы 28
Сознательные – если его субъекты осознают содержание и социальную направленность, объективные условия их существования и социальную направленность, объективные условия их осуществления, а также понимают на сколько эффективно они смогут воздействовать на эти условия; если они смогут предвидеть ближайшие и отдаленные результаты и последствия этого процесса для них самих, других субъектов и общества в целом. Исходя из этого они смогут сознательно регулировать и корректировать свои действия.
Стихийные (спонтанные)- если субъекты социально – экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность (не понимают одних их элементов и динамических характеристик, имеют не полное или искаженное представление о других).
Не управляемые – социально –экономические и политические процессы в целом неосознанные, совершающиеся спонтанно.
Управляемые
– в целом такой процесс, сущность
и содержание которого понято субъектами
в той или иной степени направляющими
его в соответствии со своими интересами.
2.
Методы исследования
социально – экономических
и политических
процессов
Метод социальной диалектики представляет собой осмысление явлений общественной жизни в системе основных понятий и категорий диалектики. Основные его принципы заключаются в том, чтобы рассматривать указанные явления и процессы в системе тех связей и взаимодействий, в которых они реально существуют, а также в их постоянном развитии. Это полностью относится к исследованию явлений социальной сферы жизни общества, а также к экономическим и политическим явлениям, из которых складываются экономические и политические процессы.
Речь идет о внутренних прямых и обратных связях между элементами (звеньями) этих процессов, а также о их внешних связях с другими общественными процессами.
Поэтому исследователи, которые пытаются анализировать экономические процессы без учета того социально-экономического контекста, в котором они реально функционируют, совершают грубую ошибку
Исследуя экономические отношения и в целом экономические процессы, необходимо учитывать влияние на них как внутренних, так и внешних факторов их функционирования и развития. Таков исходный принцип социальной диалектики, руководствуясь которым можно направить исследование в правильное русло и получить объективно верные результаты.
Другой исходный принцип социальной диалектики — исследование социальных процессов, в том числе экономических и политических, в их развитии, переходе от одних состояний к другим, чаще всего более сложным. Надо учитывать появление в этих процессах новых элементов, усложнение связей между ними. Многократно повышается роль такого подхода при исследовании сложных общественных процессов, совершающихся на уровне всего общества.
Рассматривать любые социально-экономические и политические явления и процессы в историческом контексте, т.е. уяснить, как и при каких условиях они появились, какие этапы прошли в' своем развитии и что представляют собой в настоящее время. Данный так называемый принцип историзма способствует получению истинных знаний об изучаемых процессах общественной жизни.
В исследовании социально-экономических и политических процессов важно придерживаться также некоторых других методологических принципов социальной диалектики:
Общенаучные методы исследования
Они называются общенаучными потому, что применяются в познании всех явлений действительности и, следовательно, во всех науках.
Эти методы сформировались в ходе многовековой познавательной деятельности людей и совершенствуются в ходе ее развития. Необходимо овладевать ими, чтобы применять их при исследовании социальной действительности, в том числе происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов.
Общенаучные методы, будучи методами познания действительности, являются одновременно методами мышления исследователей; с другой стороны, методы мышления исследований выступают в качестве методов познавательной деятельности.
Постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов
От постановки той или иной научной проблемы во многом зависит направление и содержание ее исследования. Она представляет собой по сути дела познавательную задачу, обусловленную соответствующими потребностями общественной жизни — экономическими, политическими, духовными и т.д., в том числе потребностями собственно познавательной деятельности людей. Предпосылки решения этой задачи — знания, социальный опыт, средства и метод исследования. В научном исследовании рассматриваются прежде всего такие проблемы, которые в данное время необходимо и можно решить.
Исследование проблемы начинается чаще всего со сбора и накопления научных фактов. Количество таких фактов должно быть достаточным для решения проблемы, прежде всего для выявления объективной природы и содержания исследуемого явления — экономического, политического и т.д., а также закономерностей его развития и значения в жизни общества.
Научные факты получают с помощью наблюдений за теми или иными экономическими, политическими или иными явлениями, а также с помощью разного рода экспериментов. Основываться на научных фактах необходимо на всех этапах исследования — от формулирования проблемы, до обработки результатов исследования и формулирования выводов.
Факты отбирают и анализируют в зависимости от целей и содержания научного исследования, затем классифицируют и приводят в определенную систему, в которой яснее обнаруживается их смысл и значение для решения той или иной проблемы.
Анализ и синтез
Анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза.
Анализ и синтез — это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания действительности.
При
анализе социально-
Нужно уметь анализировать содержание и социальную направленность происходящих в обществе экономических, политических и других процессов, чтобы затем составить о них целостное (синтетическое) представление и верно оценивать их роль и значение в данное время и в данном месте.
Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индуктивный метод (индукция) характеризует путь познания от фиксирования опытных (эмпирических) данных и их анализа к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях и процессах к другим — более общим и чаще всего более глубоким. Основой функционирования индуктивного метода познания являются эмпирические (опытные) данные.
Это называется полной индукцией. При исследовании различных явлений и процессов общественной жизни, чаще используется метод неполной индукции: изучение какой-то части явлений и распространение вывода на все явления данного класса.
Достоверность индуктивных обобщений может быть проверена путем применения дедуктивного метода исследования. Суть его заключается в выведении из каких-то общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быть проверена опытным путем.
Индукция и дедукция — это два противоположных и в то же время взаимно дополняющих друг друга метода научного исследования.
Аналогия
Аналогия — это определенный вид сравнения явлений и процессов, в том числе происходящих в обществе: установив сходство одних свойств у тех или иных явлений (процессов), делается вывод о сходстве у них и других свойств.
Немаловажную роль в исследовании общественных явлений играет так называемая историческая аналогия.
Метод аналогии применяется чаще всего наряду с другими общенаучными методами исследования общественных явлений и процессов. При этом научная эффективность применения метода аналогии достаточно высока.
Моделирование
Моделирование — это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого явления или процесса — природного, технологического, социального и т.д. В качестве модели может выступать материальная система или мысленная конструкция, воспроизводящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического.
Материальная и идеальная модель строится по принципу аналогии, т.е. сходства фиксируемых в ней свойств со свойствами изучаемого с ее помощью явления или процесса. Полученные данные используются в дальнейшем исследовании этого явления или процесса.
Их изучение с помощью моделирования носит, как правило, эвристический (творческий) характер, открывающий нечто новое.
При исследовании явлений общественной жизни используют так называемые причинно-следственные модели. Они помогают выявить объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости между социальными явлениями, порождение одних из них другими, а также возникновение у них новых свойств.
При исследовании социально-экономических и политических процессов используются также «модели жизненного цикла», с помощью которых изучаются особенности функционирования социальных явлений на разных этапах их развития. Полученные на основе моделирования новые данные используются для более конкретного анализа этого явления.
В
исследованиях экономических
Восхождение от абстрактного к конкретному
Процесс познания движется дальше от чувственно-конкретных представлений о том или ином явлении или процессе к мысленно-абстрактным знаниям о его отдельных сторонах, свойствах. Любая научная абстракция, выраженная в форме того или иного понятия, более глубоко отражает свойства изучаемого явления или процесса, чем эмпирические представления о них, ибо выражает необходимые и существенные их свойства, отделяя их от всего случайного и несущественного.
Следовательно, происходит более глубокое познание содержания и сущности того или иного явления и процесса. Совершаются такие операции, как анализ и синтез, соответствующие индуктивные и дедуктивные умозаключения, аналогия, построение мысленных моделей.
Абстрактные понятия, выстраиваясь в определенную систему, способствуют появлению целостного знания об изучаемом явлении или процессе, отражающего внутренние связи и взаимодействия составляющих их элементов. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленно конкретному знанию о предмете исследования.
Формой проявления мысленно-конкретного является теоретически-конкретное знание — целостное воспроизведение в теории исследуемого явления (процесса) со знанием взаимодействия его сторон, сущности и законов его развития.