Общефилософские ценности в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

В отличие от многих теоретических дисциплин этика как философское знание о морали пользуется понятиями, многие из которых являются словами живого языка и сплошь и рядом употребляются в обычной речи. Таковы понятия, которым посвящен данный раздел — «идеал», «добро и зло», «долг и совесть», «свобода», «добродетель и порок», «счастье» и некоторые другие. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные).

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

Как   элемент     нравственного      сознания    идеал    является    одновременно  ценностным       представлением,       поскольку     им    утверждается      определенное,  безусловное,      положительное        содержание       поступков,      и   императивным представлением,  поскольку  это  содержание  определено  в  отношении  воли  человека  и  вменяется  ему  в  обязательное  исполнение.  В  структуре морального  сознания  идеал занимает  ключевое  место:      именно    идеалом,  определяется  содержание  добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.

Впрочем,  роль  идеала  оценивается  по-разному.  По  тому,  признается  ли  существование  универсального  и  абсолютного  идеала  в  качестве  критерия  выбора  ценностей  и  оценки,   моральные  философы  и   вообще   все   те,   кто  рассуждает  о  морали,  делятся  на  абсолютистов  и  релятивистов.  Релятивизм  выражается  в  следующей  позиции:  нет  такой  ценности  или  такого  правила  в  данной культуре, относительно которого в другой культуре не существовало бы  прямо     противоположного.        Или     в   более    сильной     версии:    нет    такого  нормативного и ценностного положения даже в одной культуре, относительно  которого  трезвый  ум,  в  ней  же  сопребывающий,  не  мог бы  высказать иного,  существенно  отличного  и не  менее убедительного.  Релятивисты считают,  что нормы и ценности не являются сами по себе истинными и значимыми; они —адекватны тем задачам, которые стоят перед людьми в данных обстоятельствах.  Проблема релятивизма особенно остро встала в эпоху, провозгласившую себя  словами      Ф.   Ницше:      «Бог    умер».    Массовая      секуляризация         сознания,  плюрализация  социокультурных  стандартов  и поведенческих стереотипов —  благодатная  почва  для  релятивизма.  Разумеется,  в  современном  обществе,  в  ставшем  таким  тесным  и  прозрачным  мире  многие  ценности  небезусловны  и ситуативно  изменчивы.

3. Нравственный идеализм

Под  выражением  «нравственный  идеализм»  понимают  веру  человека  в   существование  в  этом  мире  чего-то  святого,  непоколебимого,  значимого  для  всех  честных  людей.  Нравственный  идеализм  противостоит  «материализму», или  меркантилизму,  т.е.  воззрению,  согласно  которому  все  в  нашей  жизни  подчинено   материальным   интересам   и   стремлению   людей   к   собственной  выгоде.    Но    в  чем   проявляется      нравственный      идеализм,     как   он   может  отражаться   на   жизни   человека   и   его   линии   поведения?   Идеализм   может  выражаться  либо  в  признании,  что  существует  некий  обязательный  для  всех  минимум  требований        —    принципов  и  норм  поведения,  приверженность  к  которым  позволяют  человеку  сохранить  чувство  собственного  достоинства,  в  любых  обстоятельствах  остаться  человеком;  либо  в  убеждении,  что  человек  должен служить некоторой высокой цели —  например, «людям», «обществу»,  «культуре», — подчиняя ей всю свою жизнь.

Идеал — наиболее отвлеченное  и общее нравственное представление. Его императивная  и  ценностная  сила  несомненна.  Проблема  заключается  в  том,  какую  роль  он  играет  в  жизни  индивида.  В  отличие  от  большинства  других  нравственных понятий,  в идеале дан  завершенный  и  абсолютный  образ добра —   абсолютный  в  том  смысле,  что  его  противопоставленность  злу только  предполагается,  но  никак (на  уровне  самого  идеала)  не  раскрывается.  Если  можно согласиться с циничным суждением о том, что идеалы безжизненны, то  только  в том смысле,  что они провозглашают лишь  добро,  между тем как действительная жизнь складывается не иначе, как через переплетение добра и зла.  Частные принципы и нормы морали  отражают  эту взаимоопределенность  добра и зла. Поэтому       фактически        невозможно        непосредственно         изложить  императивное       содержание      идеала    на   конкретных      примерах     или    через формулирование  индивидуальной  нравственной  задачи.  Непонимание этого,  упование   на  непосредственное  и   тем   более   полное   воплощение   идеала  в действительности   есть   «идеализм»   в   том,   другом,   значении   этого   слова,  которое указывает на  оторванность  от  реальной  жизни,  непонимание всей  ее  сложности. Идеализму в этом значении слова противостоит реализм.

Такой   нравственный   идеализм   в   самом   деле   опасен.   Педантичная,  недиалектичная приверженность  идеалу  как абсолютному добру  чревата  либо:

- ненавистью  к  реальной  жизни,  в  которой  более  или  менее  относительное добро  присутствует  наравне  со  злом,  и  уходом  из  активной  жизни,  которую  не  удается  втиснуть  в  рамки  «бескомпромиссно»  понятого  идеала

-  нигилизмом  в отношении самой морали:  мол,  если  жизнь безнравственна, значит, нет в нравственности правды. В реальности отношение такого  «идеалиста» к людям в первом  случае может выражаться  в крайнем ригоризме,  если  не  тирании,  т.е.  насильственном  понуждении  людей  к  жизни  «по  идеалу»,  пусть  и  лишенному  жизни,  а  во  втором  —           в  аморализме,  т.е.  игнорировании       нравственных       требований,     попрании     практических      норм  морали.

Между тем воплощение высокого императивно-ценностного содержания  нравственного  идеала  в  конкретных  поступках  предполагает  осуществление  ряда менее общих принципов и  исполнение частных нравственных требований.


Информация о работе Общефилософские ценности в социальной работе