Образовательно-педагогическое прогнозирование и проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

рассмотрим образовательно-педагогическое проектирование и прогнозирование.
Целью контрольной работы является научное обоснование и реализация педагогических технологий, таких как проектирование и прогнозирование, в деятельности педагога.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) Раскрыть основные понятия, используемые в контрольной работе;
2) Изучить педагогические технологии в образовательном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Определения научных понятий…………………………………………….4
2. Педагогические технологии прогнозирования и проектирования как средство организации учебной деятельности…………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

прогнозирование.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Пермский государственный  технический университет»

 

Факультет гуманитарный

Специальность 080504.65 «Государственное

и муниципальное управление»

Кафедра государственного управления и истории

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Социальное проектирование и прогнозирование»

НА ТЕМУ

«Образовательно-педагогическое прогнозирование и проектирование»

 

 

 

                                                                                                              Выполнил:

                                                                                                              Студентка группы ГМУ-08з

                                                                                                              Василкова Анна Александровна

                                                                                                              Проверил:

                                                                                                              преподаватель

                                                                                                              Стегний В.Н.

                                                                                                            

 

 

 

 

Пермь 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

  1. Определения научных понятий…………………………………………….4
  2. Педагогические технологии прогнозирования и проектирования как средство организации учебной деятельности…………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных социокультурных  условиях нарастает необходимость  поиска детьми своего социального места  в современном обществе и самореализации.  Также существует необходимость  в выборе таких знаний, которые для них имеют особую значимость, при этом подростки лучше усваивают материал который им интересен и по их мнению может помочь им и реализовать свои потребности. Тем самым всесторонне развивая психофизически здоровую личность, знакомя её с картиной мира, и давая возможность выбирать дальнейшую профессию. Все вышесказанное делает тему контрольной работы актуальной для нашего времени. Для того, чтобы успешно решать эти задачи, большая работа должна прежде всего совершаться преподавателями. Педагог должен обеспечить подборку методов, технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей, давая толчок дальнейшему его развитию. В связи с этим в данной контрольной работе мы рассмотрим образовательно-педагогическое проектирование и прогнозирование.

Целью контрольной работы является научное обоснование и реализация педагогических технологий, таких как проектирование и прогнозирование, в деятельности педагога.

В связи с поставленной целью  можно выделить следующие задачи:

  1. Раскрыть основные понятия, используемые в контрольной работе;
  2. Изучить педагогические технологии в образовательном процессе.

Объект работы: технологии прогнозирования, проектирования в деятельности педагогов.

Предмет контрольной работы: взаимодействие педагогических технологий с системой педагогического образования.

Методы, используемые в контрольной работе: теоретический анализ научно педагогической литературы; анализ документных источников; подбор и систематизация методического материала.

 

1. Определения научных понятий

 

Для изучения педагогических темы контрольной работы нам необходимо определить суть понятий.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями1.

Процесс - последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь2.

Образовательный процесс - целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др3.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и в любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие4.

Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем5.

Прогнозирование - научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы6.

Прогнозирование в образовании  - часть социального прогнозирования, включающего (в широком обществоведческом аспекте) прогнозы социологического, экологического, демографического, этнологического, культурологического, медицинского, правового, психологического и другого характера. Прогнозирование образования оказывается столь же многоаспектным и предполагает исследование назревающих проблем путём продолжения в будущее (экстраполяции) наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (при условном абстрагировании от возможных перемен, способных существенно видоизменить наблюдаемые тенденции), определением путей решения этих проблем через нормативную разработку (оптимизацию) таких тенденций7.

Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем8.

Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики9.

 

 

 

 

2. Педагогические технологии прогнозирования и проектирования как средство организации учебной деятельности

 

Зарождение идеи технологии педагогического  процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса  в различные области теоретической  и практической деятельности. Нужно  отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной "Педагогической поэме" он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось  по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у  нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и  браковка. Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический10.

Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы  затем все началось сначала. Любое  планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии11.

Педагогическая технология взаимосвязана  с педагогическим мастерством. Совершенное  владение педагогической технологией  и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов  прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому  его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство12.

Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа  конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического  диагноза, являются необходимой предпосылкой следующего этапа проектирования образовательного процесса - прогнозирования, по существу сводящегося к педагогическому  целеполаганию. Оно открывает возможности  обоснованного диагностического задания  целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования - условие преодоления "бездетности" в педагогике. Это  объясняется тем, что цель, будучи систематизирующим фактором педагогической системы, порождает все те проблемы, которые нельзя обойти. Диагностичность  является общим требованием к  разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки. Если требование диагностической цели не выполнено, элемент "цели" не может  стать системообразующим для  совершенствования педагогической системы.

Педагогическое прогнозирование  обычно определяется как процесс  получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами  при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п13.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть учитель, достаточно разнообразны: конструирование, моделирование, выдвижение гипотез, мысленный  эксперимент, экстраполяция и другое.

Принято различать поисковое и  нормативное прогнозирование. Поисковое  прогнозирование непосредственно  направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета  логики его развития и влияния  внешних условий. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных  путей достижения заданного состояния. При конструировании педагогического  процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом  связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения  педагогической задачи, переборку которых  в актах мышления осуществляет педагог14.

Прогнозирование в деятельности учителя  позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне  зависимости от сложности путей  достижения - это всегда смоделированный  результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического  процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование15.

Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию  педагогических целей и их трансформацию  в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале  с учетом подготовленности и ближайших  резервных возможностей личности и  коллектива, т.е. тех данных, которые  дает педагогическая диагностика. Как  результат научно обоснованного  прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную  и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог  формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем "озадачивает" воспитанников и включает их в решение16.

Квалифицированно проведенное  педагогом прогнозирование и  целеполагание составляют базу для  педагогического проектирования образовательного процесса. Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом (эмоциональном, коммуникативном и  т.п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Оно так же, как и прогнозирование  и целеполагание, может осуществляться на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях17.

Проектирование содержания образования  первая проблема, с которой сталкивается педагог на этапе конструирования  педагогического процесса, - это  конструирование его содержания. Учебная программа и ученик являются проектом содержания образования, на основе которого учитель самостоятельно принимает  решение, что отобрать для предъявления учащимся в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности. Отсюда технология конструирования  учебной информации - процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний, которые диктуются установленными нормами (что и в каком объеме из задаваемой информации должны усвоить  учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а  также той школы, в которой  он работает.

Информация о работе Образовательно-педагогическое прогнозирование и проектирование