Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа
рассмотрим образовательно-педагогическое проектирование и прогнозирование.
Целью контрольной работы является научное обоснование и реализация педагогических технологий, таких как проектирование и прогнозирование, в деятельности педагога.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) Раскрыть основные понятия, используемые в контрольной работе;
2) Изучить педагогические технологии в образовательном процессе.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Определения научных понятий…………………………………………….4
2. Педагогические технологии прогнозирования и проектирования как средство организации учебной деятельности…………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………………13
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный технический университет»
Факультет гуманитарный
Специальность 080504.65 «Государственное
и муниципальное управление»
Кафедра государственного управления и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Социальное проектирование и прогнозирование»
НА ТЕМУ
«Образовательно-педагогическое прогнозирование и проектирование»
Пермь 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
Введение
В современных социокультурных условиях нарастает необходимость поиска детьми своего социального места в современном обществе и самореализации. Также существует необходимость в выборе таких знаний, которые для них имеют особую значимость, при этом подростки лучше усваивают материал который им интересен и по их мнению может помочь им и реализовать свои потребности. Тем самым всесторонне развивая психофизически здоровую личность, знакомя её с картиной мира, и давая возможность выбирать дальнейшую профессию. Все вышесказанное делает тему контрольной работы актуальной для нашего времени. Для того, чтобы успешно решать эти задачи, большая работа должна прежде всего совершаться преподавателями. Педагог должен обеспечить подборку методов, технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей, давая толчок дальнейшему его развитию. В связи с этим в данной контрольной работе мы рассмотрим образовательно-педагогическое проектирование и прогнозирование.
Целью контрольной работы является научное обоснование и реализация педагогических технологий, таких как проектирование и прогнозирование, в деятельности педагога.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Объект работы: технологии прогнозирования, проектирования в деятельности педагогов.
Предмет контрольной работы: взаимодействие педагогических технологий с системой педагогического образования.
Методы, используемые в контрольной работе: теоретический анализ научно педагогической литературы; анализ документных источников; подбор и систематизация методического материала.
1. Определения научных понятий
Для изучения педагогических темы контрольной работы нам необходимо определить суть понятий.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями1.
Процесс - последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь2.
Образовательный процесс - целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др3.
Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и в любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие4.
Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем5.
Прогнозирование - научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы6.
Прогнозирование в образовании - часть социального прогнозирования, включающего (в широком обществоведческом аспекте) прогнозы социологического, экологического, демографического, этнологического, культурологического, медицинского, правового, психологического и другого характера. Прогнозирование образования оказывается столь же многоаспектным и предполагает исследование назревающих проблем путём продолжения в будущее (экстраполяции) наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (при условном абстрагировании от возможных перемен, способных существенно видоизменить наблюдаемые тенденции), определением путей решения этих проблем через нормативную разработку (оптимизацию) таких тенденций7.
Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем8.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики9.
2. Педагогические технологии прогнозирования и проектирования как средство организации учебной деятельности
Зарождение идеи технологии педагогического
процесса связано, прежде всего, с внедрением
достижений научно-технического прогресса
в различные области
Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии11.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство12.
Всестороннее знание личности, особенностей
класса как коллектива и данные анализа
конкретной педагогической ситуации,
составляющие основу педагогического
диагноза, являются необходимой предпосылкой
следующего этапа проектирования образовательного
процесса - прогнозирования, по существу
сводящегося к педагогическому
целеполаганию. Оно открывает возможности
обоснованного диагностического задания
целей. Движение от личности с ее исходным
уровнем развития тех или иных
свойств к адекватной постановке
целей образования - условие преодоления
"бездетности" в педагогике. Это
объясняется тем, что цель, будучи
систематизирующим фактором педагогической
системы, порождает все те проблемы,
которые нельзя обойти. Диагностичность
является общим требованием к
разработке целей и задач воспитания.
Она означает вполне определенное,
однозначное описание целей, способов
их выполнения, измерения и оценки.
Если требование диагностической цели
не выполнено, элемент "цели" не может
стать системообразующим для
совершенствования
Педагогическое
Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть учитель, достаточно разнообразны: конструирование, моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и другое.
Принято различать поисковое и
нормативное прогнозирование. Поисковое
прогнозирование
Прогнозирование в деятельности учителя
позволяет предвосхищать
Педагогическое
Квалифицированно проведенное
педагогом прогнозирование и
целеполагание составляют базу для
педагогического проектирования образовательного
процесса. Педагогическое проектирование
заключается в содержательном, организационно-методическом,
материально-техническом и
Проектирование содержания образования
первая проблема, с которой сталкивается
педагог на этапе конструирования
педагогического процесса, - это
конструирование его
Информация о работе Образовательно-педагогическое прогнозирование и проектирование