Образование как средство развития человека, его задатков и способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Эта тема актуальна, так как в нашем веке "космических" технологий ценность однажды полученных знаний неизменно устаревает (имеется в виду область знаний, применение которых направленно на материальное производство, на управление персоналом и т.п.) или оказывается недостаточной ввиду появления новых технологий, новых открытий.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Образование как социальный институт…………………….4
2. Основные виды образования………………………………….….5
3. Функции образования………………………………………………..7
3.1 Социальные функции системы образования………………………………7
3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере ………9
3.3 Функции образования в сфере культуры………………………………….11
3.4 Функции образования в социально-политической сфере…………….....12
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………13
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………21 Список литературы……………………..…………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

социология готово.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

       В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

       По-прежнему остро стоит вопрос о концепции  народного образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

       Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования, возникающих  в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических  условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.

       Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

       Вместе  с уже известным переосмыслением  школьного образования представляется необходимым проанализировать с мировоззренческой точки зрения современные проблемы школы. Большинство серьёзных ученых, философов и социологов, приверженцев различных теоретических взглядов, совпадают во мнении, что сегодня человечество находится в переходном периоде, в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с ним характерная картина мира. Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое существование   человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование являясь "культурным орудием", без которого "наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок", имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в определении своего места в ней. Существование, как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного процесса школы: "Мы должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенном не только в глобальные "земные", но и космические, вселенские процессы...". Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры...",   сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.

       Глобальные  социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные  сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

       - утрате привычных целей школьного  образования;

       - остром недостатке финансирования;

       - инертности, присущей всем образовательным  системам и обществу в целом.

       Но  если бы кризис сводился только к данному  ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного  устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования, прежде всего, связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека, как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

       - проблема оптимизации взаимодействия  личности и социума как поиск  баланса между социально-нормативным  давлением и стремлением личности  к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

       - проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

       -  проблемы согласования и интеграции  педагогических технологий;

       - проблема развития проблемного  мышления у учащихся через  постепенный отход от монологического  общения к диалогичекому на уроке;

       - проблема преодоления несводимости  результатов обучения в различных  типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.

       Поиск причин критического состояния школьного  образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Подводя итоги проделанной мной работы, хочется  сказать, что я пыталась сделать  её как можно лучше,  пытаясь  наиболее полно осветить ситуацию об образовании в России. К сожалению, чувствовалась нехватка свежей литературы, последних данных от Министерства общего и профессионального образования  РФ. И дело не только  ограниченности моего доступа к новой литературе, проблема также в плохой освещённости проблемы в литературе. Но в целом, я надеюсь, общая картина моей темы была отражена в данной работе. Общество очень подвижно и изменчиво, особенно в наше время реформ.

             России необходимо решать проблемы финансирования образования. Во всех развитых странах четко прослеживается тенденции к увеличению субсидирования образования, у нас же наоборот. Но это не потому, что у нас неумное  правительство - кризис обязывает. Необходимы толковые экономисты во главе с прогрессивным  правительством.

             Самым главным и  неизменным выводом этой контрольной  работы можно считать: "Учиться, учиться  и ещё раз учиться". Это вечная истина приобретает особую актуальность сейчас, что я пыталась доказать выше.

       Ученье  – свет, а не ученье – это в  прошлом. Пусть это станет простой  истиной для всех людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования. СОЦИС. 1996. № 9.
  2. Кравченко А. И. Социология. Учебник. М., “Логос”, 1999.
  3. Панферова В.В. Социология образования. СПЖ , 1996. №4
  4. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995
  5. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки. СОЦИС. 1996. № 6.
  6. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников. СОЦИС. 1996. № 8. С.68.
  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы. СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.
  8. Фролов С. С. Социология: учебник.  М., 1999. -344 с.
  9. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.
  10. Борисова Л. Г.  Социальное качество профессиональной группы (на примере    российского учительства 60—90-х гг.):   Новосибирск, 1993.
  11. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М. 1999. -512

Информация о работе Образование как средство развития человека, его задатков и способностей