Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа
Эта тема актуальна, так как в нашем веке "космических" технологий ценность однажды полученных знаний неизменно устаревает (имеется в виду область знаний, применение которых направленно на материальное производство, на управление персоналом и т.п.) или оказывается недостаточной ввиду появления новых технологий, новых открытий.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Образование как социальный институт…………………….4
2. Основные виды образования………………………………….….5
3. Функции образования………………………………………………..7
3.1 Социальные функции системы образования………………………………7
3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере ………9
3.3 Функции образования в сфере культуры………………………………….11
3.4 Функции образования в социально-политической сфере…………….....12
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………13
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………21 Список литературы……………………..…………………………………..…22
В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.
По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.
Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования, возникающих в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.
Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.
Вместе
с уже известным
Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:
-
утрате привычных целей
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.
Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования, прежде всего, связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека, как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
-
проблема оптимизации
-
проблема преодоления
-
проблемы согласования и
-
проблема развития проблемного
мышления у учащихся через
постепенный отход от
-
проблема преодоления
Поиск
причин критического состояния школьного
образования заставляет многих исследователей
обращаться не только к социально-экономическим
проблемам конкретного общества, но и
к анализу цивилизационного развития,
определяющего способ мышления человека,
развитость общественных институтов,
в том числе и системы школьного образования.
Однако, находясь в преддверии нового
тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной
эры", обыватель смутно представляет
природу и сущность цивилизационных процессов,
в центре которых он находится. Поэтому
необходимо еще раз обратиться к самому
понятию цивилизации и определить значение
цивилизационных процессов в природе
проблем школьного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итоги проделанной мной работы, хочется
сказать, что я пыталась сделать
её как можно лучше, пытаясь
наиболее полно осветить ситуацию об
образовании в России. К сожалению,
чувствовалась нехватка свежей литературы,
последних данных от Министерства общего
и профессионального
России необходимо решать проблемы финансирования образования. Во всех развитых странах четко прослеживается тенденции к увеличению субсидирования образования, у нас же наоборот. Но это не потому, что у нас неумное правительство - кризис обязывает. Необходимы толковые экономисты во главе с прогрессивным правительством.
Самым главным и неизменным выводом этой контрольной работы можно считать: "Учиться, учиться и ещё раз учиться". Это вечная истина приобретает особую актуальность сейчас, что я пыталась доказать выше.
Ученье
– свет, а не ученье – это в
прошлом. Пусть это станет простой
истиной для всех людей.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Образование как средство развития человека, его задатков и способностей