Образование как средство развития человека, его задатков и способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Эта тема актуальна, так как в нашем веке "космических" технологий ценность однажды полученных знаний неизменно устаревает (имеется в виду область знаний, применение которых направленно на материальное производство, на управление персоналом и т.п.) или оказывается недостаточной ввиду появления новых технологий, новых открытий.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Образование как социальный институт…………………….4
2. Основные виды образования………………………………….….5
3. Функции образования………………………………………………..7
3.1 Социальные функции системы образования………………………………7
3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере ………9
3.3 Функции образования в сфере культуры………………………………….11
3.4 Функции образования в социально-политической сфере…………….....12
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………13
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………21 Список литературы……………………..…………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

социология готово.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

           Формирование образовательных общностей,  связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным  отношением к образованию, и их воспроизводство.

           Гомогенизация общества через  организованную социализацию индивидов  — привитие сходных социальных   характеристик во имя целостности общества.

           По мере того, как в обществе  все большее количество достижимых  статусов обусловлено образованием, все более зримой   становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно   становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам  труда, большим доходам и престижу. Благодаря им, классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более   эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

           Социальная селекция. В образовании  индивиды разводятся по потокам,  предопределяющим их будущий статус. Формальное  обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный   культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и   культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными  типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная   карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

           Воспроизводство тех социальных  классов, групп и слоев, принадлежность  к которым обусловлена  образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и   навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия   соответствующих мест в системах разделения труда и социальной стратификации.

           Замещение родителей, социальная  поддержка учащихся на период  пребывания их в стенах образовательного  учреждения.  Ради нее создаются  специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В   выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. 
 

3.2 Функции образования  в производственно-экономической  сфере 

           Формирование профессионально-квалификационного  состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно  колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии “на месте” без  научных основ и творческих навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и  между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с  профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной  подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная  активность несколько повышается с ростом общего образования.

           Превышение образовательного уровня  над требованиями рабочего места  играет позитивную роль в производстве, создает резерв  творческого потенциала  личности, квалификационного и социального  продвижения человека. В неидеальной  ситуации это же обстоятельство  усиливает противоречие между  притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

           Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна  образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

           Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонентов.

           Внутреннее распределение экономических  и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют  средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное” пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны,  осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой ситуации?

           Система образования способна  модифицировать экономические стимулы  и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система  образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск  учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики — высокая профессиональная текучесть учителей. 

3.3 Функции образования  в сфере культуры 

           Воспроизводство социальных типов  культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы,  благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих  объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а   избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

           Инновация в сфере культуры  осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует  лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности  для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций,  даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

           Формирование и воспроизводство  общественного интеллекта (менталитета,  определенных отраслей и   социальных  технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система   образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но   интеллектуальное сопровождение развития общества.  Ряд исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем.  Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования — средство геополитики. Мировые   лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные   технологии или иные модели, специально разработанных для других стран. Так в общественном интеллекте возникает  зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной  прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда  государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее   нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами. 

3.4   Функции образования  в социально-политической  сфере 

           Формирование личности — один  из жизненно важных интересов  государства и групп, поэтому  обязательным компонентом  образования  являются правовые нормы и  политические ценности, отражающие  политические интересы групп,  которые диктуют   направление  развития в данном обществе  и стремятся к контролю над  школой.

           Привитие образовательным общностям  приемлемых (разделяемых) правовых  и политических ценностей и  норм,  способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям   правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает  новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное   образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также  воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Социальные группы — носители альтернативных  политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и  политические ценности. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический  контроль в явной форме парткомов или в неявной — в установках на де политизацию, в кадровой политике, в учебных планах,   рекомендуемых учебниках и т. д.

           В национально-государственной организации  социума школа целенаправленно  формирует ориентации населения  во   внешнеполитическом пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

           В исследовательском и практическом  планах определение функций образования  служит выработке универсальной  системы  измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество. Вслед за определением функций предстоит оценить, насколько соответствуют им сложившиеся структуры в системе образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ  ОБРАЗОВАНИЯ 

      Молодежь  вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как  правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается  по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.

Информация о работе Образование как средство развития человека, его задатков и способностей