Образование как объект социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:18, реферат

Описание работы

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Его функция заключается в том, что посредством этого института происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям). Данная функция осуществляется в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.

Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – создание образов и схем, с помощью которых человек подразделяет пространство вокруг себя. И только через образование человек может выразить свои требования обществу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с.
Образование как один из основных социальных институтов…………с.
Место и роль социального института образования в преобразовании общества………………………………………………………………......с.
Проблемы возрождения российского общества…………………….....с.

Заключение………………………………………………………………..с.

Список использованной литературы……………………………..…….с.

Работа содержит 1 файл

реферат - образование.docx

— 54.26 Кб (Скачать)

Заключение

     В заключение хотелось бы сказать, что в современном индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не является в полной мере демократическим заведением.

     Некоторые социологи даже приписывают институту  образования консервативные функции, поскольку он воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшую школу называют элитарной.

     Подобные факты нельзя отрицать.

     Однако  при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое общество имеет свой средний образовательный  стандарт, соответствующий его объективным потребностям.

     В ряде высоко развитых индустриальных держав мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки обязательного среднего образования.

     Кроме того в ряде западных стран (Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без вступительных  экзаменов, что является достаточно убедительным свидетельством демократизации системы высшего образования.

     Аналогичные эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране.

     В современном обществе более образованные социальные слои занимают более высокое  положение в иерархии социального  престижа.

     Движение  индивида вверх или вниз по шкале  социального престижа становится в  прямую зависимость от уровня его  образования.

     Таким образом, образование является одним  из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе.

     Расширение  масштабов образованности населения, совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гендин А. М., Сергеев М. И. Профориентация школьников // СоцИС. – 1996. – № 8.

2. Гаврилюк  В. В. Становление системы образования  региона. – Тюмень, 1998.

3. Гурченко В. Н. Социология и система образования /Социологические и экономические проблемы образования. – Новосибирск, 1969.

4. Дмитриенко  В. А., Ларья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции – перспективы развития. – Красноярск, 1989.

5. Дюркгейм  Э. Социология образования / Под  ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М., 1986

6. Зборовский Г. Е. Социология образования. – Екатеринбург, 1994.

7. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. – М., 1992.

8. КухтевичТ. Н. Социология воспитания. – М., 1989.

9. Нечаев  В. Я. Социология образования.  – М., 1992.

10. Овсянников  А. А. Система образования в  России и образование России // Мир России. – 1999. – № 3.

11. Полякова  Н. В. Складывание российской  системы образования // Социально-политический  журнал. – 1998. – № 3.

12. Филиппов  Ф. Р. Социология образования.  – М., 1980.

13. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. – Тюмень, 1997.

14. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. – 1996. – № 6. 

Информация о работе Образование как объект социологического исследования