Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:18, реферат
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Его функция заключается в том, что посредством этого института происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям). Данная функция осуществляется в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.
Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – создание образов и схем, с помощью которых человек подразделяет пространство вокруг себя. И только через образование человек может выразить свои требования обществу.
Введение…………………………………………………………………..с.
Образование как один из основных социальных институтов…………с.
Место и роль социального института образования в преобразовании общества………………………………………………………………......с.
Проблемы возрождения российского общества…………………….....с.
Заключение………………………………………………………………..с.
Список использованной литературы……………………………..…….с.
РЕФЕРАТ
по теме
«Образование как объект социологического
исследования»
Красноярск
2009
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..…….с.
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Его функция заключается в том, что посредством этого института происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям). Данная функция осуществляется в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.
Существенным
компонентом процесса социализации
индивидов выступает
Более
подробно о значимости образования
как важнейшего социального института
далее.
Социология
образования – раздел социологической
науки, который изучает закономерности
функционирования образования как
социального института (функции
в обществе, взаимосвязь с другими
институтами, социальную политику в
области образования, ценностные ориентации
специалистов, образовательные системы
и структуры, отношение к образованию
различных социально-
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений – как социальных систем.
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.
Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. Как и XX, так и XXI век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов – здоровья и качества полученного образования.
Четко
просматривается одна интереснейшая
закономерность: Чем более развита
страна, тем больше критики в адрес
ее системы образования. В настоящее
время о необходимости
Образование
как система – это уникальный
социальный институт, призванный развивать
и преумножать человеческий капитал,
формируя идеи, социально-значимые идеалы,
мировоззренческие позиции, надежды,
конструирующие как будущее общество
в целом, так и судьбу отдельных
людей. Образование – это система
проектирования будущего. В этой связи
встает вопрос, какого будущего? Ответ
может иметь два крайних
1
вариант – образ будущего
2
вариант – будущее общество
конструируется социальной
Установка
на приоритет развивающей и
Система образования в России
К концу 50-х гг. XX века наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования.
Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10 000 человек населения.
Благодаря созданному интеллектуальному потенциалу в России достигнут высокий уровень фундаментальной науки. Можно привести такие цифры. В 1917 г. уровень образования населения России равнялся одному году обучения, к началу Второй мировой войны – 4 года, в начале 60-х гг. – 7 лет обучения, в 90-ые годы – 10,5 лет. Рассматривается вопрос о введении 12-летнего образования в средней школе. В США, Канаде, Японии в среднем на взрослого приходится уже 13-14 лет обучения; более половины выпускников двенадцатилетней средней школы продолжают обучаться в университетах.
Кризис в нашей системе образования начался с конца 60-х гг. XX века. Советские руководители почили на лаврах после запуска первого искусственного спутника Земли, в то время когда весь мир обратил внимание на советский опыт развития образования. Кстати, именно тогда конгресс США принял Закон «Об образовании в целях национальной обороны». По инициативе президента Дж. Кеннеди в стране в два раза увеличилось число университетов. В конце 80-х гг. США тратили на развитие образования 6,7 % своего валового национального продукта, Япония – 5,7 %.
Доля расходов на образование в процентах к расходам государственного бюджета СССР из года в год сокращалсь, например с 12% в 1980-х по 4,4 % начиная с 90-х.
установилась к концу 20-х гг. на уровне 12,5 %, в период 1965-1980 гг. увеличилась до 15-17 %. После 1980 г. эти расходы составляли 12 %, затем произошел резкий спад: в 1992 г.– до 5,8 %, в 1993 г. – 4,4 %.
Были допущены серьезные просчеты в стратегии образования. В 60-80 гг. в нашей стране резко увеличилась подготовка рабочих в профтехучилищах – в 2,5 раза, а рост специалистов с высшим образованием только – в 1,3 раза. Однако весь мировой опыт свидетельствует: наибольший вклад в прирост производительности труда, темпов экономического развития вносят специалисты, получившие высшее образование.
При
всей очевидности реформирования образования
к нему чадо подходить весьма осторожно.
Результаты образовательной политики,
внедрения инноваций часто
Система образования должна осторожно включать в свои программы новации, новые формы организации. Известно, что любая крупная научная идея в своей эволюции проходит три этапа. Сначала: «этого не может быть», затем: «в этом что-то есть» и, наконец, третий этап: «как этого можно было не понимать, не принимать?». Массовое образование должно ориентироваться в основном на него.
Это же касается и организационных форм, новых типов учебных заведений. В конце 50-х гг. XX века было принято решение о том, что первокурсники вузов должны были днем работать, а по вечерам – учиться. К счастью, это начинание просуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных и непродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призыве студентов на военную службу.
Система
образования отличается позитивном
консерватизмом гораздо в большей
степени, чем экономика или политика.
В России коренным образом поменялись
экономический уклад и
Разумеется,
социология образования не может
обойти своим вниманием и
Казалось бы, есть простой выход – создать, скажем, на основе опроса авторитетных экспертов модель специалиста, который потребуется через 10-15 лет, и под него сделать квалификационные характеристики, учебные планы. Но вряд ли все науки, имеющие отношение к технологии образования, даже объединив свои методики, прогностический инструментарий и математические программы, сумеют справиться с этой задачей.
Именно социология образования, используя свои подходы, в том числе и на основе социологического анализа истории образования, подсказывает возможный выход – повышение фундаментальности образования. Если новая научная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь о фундаментальных теоретических знаниях – фундаментальные науки в значительной мере обеспечивают стыки научного знания, а это сегодня самые быстрорастущие точки современной науки – физическая химия, экономическая кибернетика, математическое моделирование, экономическая социология и т. п. Поэтому единственная возможность для системы образования не ошибиться, работать на перспективу – т. е. всемерная фундаментализация образования. Она, в то же время, обеспечивает и профессиональную мобильность специалистов, что так важно в современном мире, в котором постоянно возникают новые отрасли науки, а затем – и производства, например, биотехнология, экологически чистое сельскохозяйственное производство и т. д.
Другая парадигма современного образования – научить студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания. Ведь работа любого современного специалиста – это непрерывный поиск знаний, умение применять их в своей повседневной деятельности.
Еще одна социологическая проблема отечественного образования – низкая востребованность знаний, профессиональной квалификации. Можно несколькими штрихами так нарисовать портрет российского студенчества: «Обо всем слышали, кое-что знают, но ничего не умеют». Многие студенты учатся не ради знаний, профессиональных умений, а ради документа, диплома. И прежде всего потому, что в некоторых отраслях народного хозяйства не нужен высокий уровень профессиональной подготовки, многие специалисты повседневно выполняют неквалифицированную работу.
Информация о работе Образование как объект социологического исследования