Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:58, контрольная работа
Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Социальная мобильность: понятие и сущность……………………………...5
2.Образование как доминирующий фактор социальной мобильности…….....9
3.Роль и место образования в преобразовании общества…………………….13
4.Женское образование и мобильность………………………………………...15
5.Образование в системе ценностей россиян………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список литературы……………………………………………………………....25
По мнению автора, для России последствием формирования такой системы может стать сохранение "переходного" характера общества на неопределенно длительный срок.
Третьей стороной
обозначенной проблемы является то, что
сохраняется тенденция, при которой
образование имеет формальный характер.
Это связано и с объективными
причинами, когда в новой экономической
ситуации невостребованными оказались
инженерно-технические
Кроме того,
сохраняется установка
Заключение
По итогам
изучения образования как фактора
социальной мобильности можно сделать
следующий вывод: люди находятся
в постоянном движении, а общество
- в развитии. Социологи изучали
социальную мобильность опираясь главным
образом на историю человечества.
Конечно, социальные перемещения не
происходят гладко, а подвержены преодолению
более или менее существенных
барьеров. При рассмотрении типов
мобильности - горизонтальной и вертикальной
большое внимание уделяли каналам
социальной циркуляции и миграции как
важным факторам мобильности. Доступность
путей для социальной мобильности
зависит как от индивида, так и
от структуры общества, в котором
он живет. Индивидуальная способность
немного значит, если общество распределяет
вознаграждения на основе предписанных
ролей. С другой стороны, общество мало
помогает индивиду, который не подготовлен
к борьбе за продвижение к высшим
статусам. В некоторых обществах
амбиции молодых людей могут
находить один или два возможных,
открытых для них канала мобильности.
В то же время в других обществах
молодежь может воспользоваться
сотней путей для достижения высшего
статуса. Одни пути достижения высшего
статуса могут быть закрыты в
связи с этнической или социально
- классовой дискриминацией, другие
в силу того, что индивид из-за
индивидуальных особенностей просто не
способен применить свои таланты. Однако
для того чтобы полностью изменить
социальный статус, у индивидов часто
возникает проблема вхождения в
новую субкультуру группы с более
высоким статусом, а также связанная
с этим проблема взаимодействий с
представителями новой
Таким образом,
процесс мобильности в целом
принимает самые различные
В подведение итогов можно сказать, что характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы.
Значимость проведенного анализа заключается в том, что социальная мобильность полезна, необходима и служит неотъемлемой частью культуры в обществе, независимо от того, каким образом она происходит
1 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373.
2 Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.
3 Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397.
4 Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // СОЦИС. 1999. -№7.- С. 64-66.
5 Мансуров В.А., Семенова Л.А. Интеллигенция конверсируемых предприятий // СОЦИС. 1998.- №10. -С.101.
6 Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // СОЦИС. 1999.- №9. -С. 26-27.
7 Серегина И. И. Профессиональная карьера // СОЦИС. 1999. - №4.- С. 79-81.
8 Вишневский Ю.Р., Шапко В.О. Студент 90-х – социокультурная динамика // СОЦИС.2000.- №12.- С.57.
9 Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов // СОЦИС. 1997. -№3. - С. 111.
10 Мкртчан Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда // СОЦИС. 2000. -№12.- С. 43-45.
11 Вишневский Ю.Р., Шапко В.О. Студент 90-х – социокультурная динамика //СОЦИС.2000.- №12.- С.63.
12 Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. -№1/2. -С. 18-19.
13 Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. -№1/2. -С. 20.
14 Ковалева А. И. Кризис системы образования // СОЦИС. 1994. -№3.- С. 79.
15 Социология образования перед новыми вызовами («круглый стол») // СОЦИС. 2000. -№6. -С. 65-66.
Информация о работе Образование как фактор социальной мобильности