Образование как фактор социальной мобильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Социальная мобильность: понятие и сущность……………………………...5
2.Образование как доминирующий фактор социальной мобильности…….....9
3.Роль и место образования в преобразовании общества…………………….13
4.Женское образование и мобильность………………………………………...15
5.Образование в системе ценностей россиян………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список литературы……………………………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 43.74 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Социальная мобильность: понятие  и сущность……………………………...5

2.Образование как доминирующий  фактор социальной мобильности…….....9

3.Роль и место образования  в преобразовании общества…………………….13

4.Женское образование и мобильность………………………………………...15

5.Образование в системе ценностей россиян………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………….…23

Список литературы……………………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние  несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации  был связан с достижениями науки  и образования. Образование выступает  не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества.

Всякое  социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления  более или менее существенных барьеров.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. П. Сорокин под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта, или  ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной  социальной позиции к другой.

Актуальность  темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном  демократическом обществе. Мобильные  индивиды начинают социализацию в одном  классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между  несхожими культурами и стилями  жизни. Средний гражданин в течение  жизни перемещается на одну ступеньку  вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через  несколько ступеней. Женщине, как  правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальная мобильность: понятие и сущность

 

Талантливые личности, несомненно рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.

Человеческая  история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также  из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные  профессии вытесняются из современного производства представителями так  называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами  роботизированных комплексов. Войны  и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину  пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли и в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите пришла бизнес - элита.

Но между  слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов  из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает  из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в  классовой субкультуре, в которой  они социализированы. Обычный ребенок  из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно  сказать о нормах, помогающих ему  в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем (актером, художником), как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях".

Приведенные примеры свидетельствуют  о том, что всякое социальное перемещение  происходит не беспрепятственно, а  путем преодоления более или  менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места  жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, "под  социальной мобильностью понимается любой  переход индивида, или социального  объекта, или ценности, созданной  или модифицированной благодаря  деятельности, от одной социальной позиции к другой"1

П. Сорокин  различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность: каналы социальной регуляции. Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество  может возвышать статус одних  индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают  восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем или социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность  в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные "отверстия", "люфты", "мембраны" через которые индивиды перемещаются вверх и вниз. Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты - армия, церковь, семья, собственность, образование, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает  проблема вхождения в новую субкультуру  группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями  новой социальной среды. Поэтому  для преодоления культурного  барьера и барьера общения  индивиды в процессе социальной мобильности  прибегают к каналам социальной циркуляции.

Горизонтальная  мобильность подразумевает переход  индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном  и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства  в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь  образованную), из одной профессии  в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности

 

В обществах  переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации  общей теории, так и для решения  конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов  социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов  в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как: с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры; с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности  в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной  собственности и предпринимательства  богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения  в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в  свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные  или негативные привилегии в отношении  социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и  усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или  профессии. 2С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами"3.

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания  претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социологический анализ проблем развития образования  подтверждает, что образование выступает  как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование  формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной  связи с жизнью общества. Ранее  говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества. Если различные сферы и  отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Информация о работе Образование как фактор социальной мобильности