Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

Работа содержит 1 файл

Обоснование необходимости социально.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Главным органом, обеспечивающим решение задач этого  блока в регионе, становится Региональный координационный совет по духовно-нравственному  воспитанию детей и молодежи. Совет  координирует действия по решению проблем  духовно-нравственного семейного воспитания органами законодательной и исполнительной власти, учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественных объединений и организаций.

II. Информационно-просветительский  блок задач 
1. Ознакомление населения региона с содержание Подпрограммы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания. 
2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. 
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты региона.

III. Содержательный  блок задач 
1. Научно-методическое обеспечение Подпрограммы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию. 
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей регионального развития. 
3. Разработка содержания и осуществление региональных мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание.

Система мероприятий по реализации Региональной подпрограммы духовно-нравственного  сопровождения семейного  воспитания

1. Нормативно-правовое  обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению  в регионе Подпрограммы духовно-нравственного  сопровождения семейного воспитания: постановлений регионального правительства, документов департаментов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

2. Финансово-экономическое  обеспечение 

Программные меры по решению этой задачи включают в  себя определение объема и источников финансирования, в соответствии с  этапами, масштабами и сроками развертывания в регионе систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках подпрограммы системный и плановый характер приобретает  финансовая поддержка структур, уже  занимающихся решением проблем семьи  и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители .

3. Организационное  обеспечение 

Механизмы организации  и управления содействием семейному  духовно-нравственному воспитанию определяются официальным региональным статусом Подпрограммы, опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

Особая роль в организационном и управленческом обеспечении Подпрограммы принадлежит  Региональному координационному совету по духовно-нравственному воспитанию. При Совете создается рабочая группа, инициирующая активность региональных органов управления здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты по включению в реализацию Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Информационно-просветительское  обеспечение 

Решение этой задачи предполагает осуществление в регионе  цикла просветительных мероприятий: 
- создание рубрик, "Духовно-нравственные традиции" в местной печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения с содержанием Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания и ознакомления родителей с традициями православного воспитания; 
- подготовка видео-сюжетов "Традиции воспитания" для показа на местном ТВ; 
- выпуск и распространение через детские поликлиники, дошкольные учреждения, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей; 
- издание листка для семейного чтения "Традиции семейного воспитания"; 
- открытие сети родительских лекториев, "маминых школ", "семейных гостиных" с привлечением в качестве лекторов православных медиков, педагогов, священнослужителей.

Базой для проведения этих занятий (в зависимости от уровня подготовки к началу систематической  просветительской деятельности региональных структур) могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, школы, педагогические училища, вузы, воскресные школы.

Грамотно и  четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей: молодых супругов привлекут занятия  по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом); для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение  реализации Подпрограммы 

Сложно надеяться  на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации  и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями специалистов региона, Подпрограмма предусматривает: 
- проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона; 
- разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов; 
- подготовку и проведение в регионе семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе), деятелей культуры и здравоохранения.

6. Научно-методическое  обеспечение реализации Подпрограммы

В задачу научного обеспечения Подпрограммы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного  воспитания с учетом особенностей регионального  развития. Прикладное значение имеет  подбор и определение степени  применимости на уровне региона существующих программ медико-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Отметим, что  наиболее высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют Программы  и Методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: "К здоровой семье через детский сад", "Рождение и воспитание здорового ребенка", разработанные Санкт-Петербургской Медицинской Академией постдипломного образования (директор программы - Коваленко В.С.).

А также комплекс оздоровительных и педагогических программ "Семейный лад" (разработчик - Региональная общественная организация "Семейный клуб родительского опыта "Рождество"(г. Москва).

Для обеспечения  научно-методической поддержки Подпрограммы возможно создание на уровне конкретных регионов творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на базе экспериментальных площадок региона.

7. Разработка  содержания и осуществление региональных  мер по интегрированию духовно-нравственной  компоненты в семейное воспитание 

Как уже отмечалось, реализация Подпрограммы предполагает три этапа в работе с семьей в регионе: 
1. просветительский, 
2. этап организации совместной деятельности семей, 
3. этап совместного воцерковления семей.

Просветительский  этап, помимо открытия семейных лекториев  по проблемам духовно-нравственного  воспитания предполагает: 
- совершенствование содержания воспитания и образования в детских садах, школах, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания; 
- введение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях курса "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности", "Основы православной культуры" с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей; 
- издание и распространение в регионе серии книг "Семейное духовно-нравственное воспитание", куда войдут адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей; семейные молитвословы и сборники житий святых, небесных покровителей семейной жизни; произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения; методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, созданию благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодельных игрушек, предметов традиционного быта; книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.

Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей и религией.

На первом этапе  реализации Подпрограммы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла "Семейное духовно-нравственное воспитание"; 
- создание небольших библиотек и книжных лавок педагогической духовно-нравственной литературы для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства, при семейных клубах, при храмах; 
- распространение лучшего опыта семейного воспитания в региональных средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях.

Необходимо начало работы по созданию православно ориентированных служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства.

Этап организации  совместной деятельности семей ориентирует  региональные службы на: 
- создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства; 
- формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми; 
- подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях; 
- проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении; 
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Этап совместного  воцерковления семей предполагает: 
- организацию систематического духовного окормления родителей, воцерковляющихся семей и специалистов, работающих с семьями. 
- создание семейных воскресных школ, паломнических служб, летних семейных поселений; 
- содействие стремлению создания семейных церковных общин и развитию приходской жизни на благо служения ближним, обществу, Отечеству.

Немалую роль в  осуществлении обозначенных мероприятий  на всех этапах реализации программы  духовно-нравственной поддержки семейного  воспитания в регионе может и  должна сыграть Церковь. Комплексная  программа духовно-нравственного  воспитания детей и молодежи и Подпрограмма сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания изначально ориентированы на взаимодействие в реализации намеченной системы мер государства, семьи и Церкви. Необходимость активизации Церкви в поддержке семьи постоянно подчеркивает в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле..." [14].

Оценка  эффективности Региональной подпрограммы сопровождения  семейного духовно-нравственного  воспитания

Осуществление Подпрограммы сопровождения духовно-нравственного семейного воспитания предполагает: 
- снижение остроты проявлений кризиса семьи в регионе, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, 
- активизация духовно и культурного, педагогического сознания родителей и специалистов по работе с семьей, 
- создание в регионе активно действующей, работоспособной системы государственной поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.

Информация о работе Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи