Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:02, реферат
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны
Главным органом,
обеспечивающим решение задач этого
блока в регионе, становится Региональный
координационный совет по духовно-нравственному
воспитанию детей и молодежи. Совет
координирует действия по решению проблем
духовно-нравственного
II. Информационно-
1. Ознакомление населения региона с содержание
Подпрограммы поддержки семейного духовно-нравственного
воспитания.
2. Организация системы мер по просвещению
семей в вопросах традиционных подходов
к духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному
медико-педагогическому и культурологическому
просвещению и дополнительной подготовке,
переподготовке, повышению квалификации
специалистов образования, здравоохранения,
культуры и социальной защиты региона.
III. Содержательный
блок задач
1. Научно-методическое обеспечение Подпрограммы
содействия семейному духовно-нравственному
воспитанию.
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного
воспитания с учетом современных проблем
и особенностей регионального развития.
3. Разработка содержания и осуществление
региональных мер по интегрированию духовно-нравственной
компоненты в семейное воспитание.
Система мероприятий по реализации Региональной подпрограммы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания
1. Нормативно-правовое обеспечение
Решение этой задачи
предполагает подготовку и принятие
законодательных материалов по утверждению
в регионе Подпрограммы духовно-нравственного
сопровождения семейного
2. Финансово-экономическое обеспечение
Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования, в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания в регионе систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.
В рамках подпрограммы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители .
3. Организационное обеспечение
Механизмы организации
и управления содействием семейному
духовно-нравственному
Особая роль
в организационном и
4. Информационно-
Решение этой задачи
предполагает осуществление в регионе
цикла просветительных
- создание рубрик, "Духовно-нравственные
традиции" в местной печати, на телевидении,
радио с целью ознакомления населения
с содержанием Подпрограммы сопровождения
семейного духовно-нравственного воспитания
и ознакомления родителей с традициями
православного воспитания;
- подготовка видео-сюжетов "Традиции
воспитания" для показа на местном ТВ;
- выпуск и распространение через детские
поликлиники, дошкольные учреждения, консультативные
центры, объединения по месту жительства
печатных материалов для родителей;
- издание листка для семейного чтения
"Традиции семейного воспитания";
- открытие сети родительских лекториев,
"маминых школ", "семейных гостиных"
с привлечением в качестве лекторов православных
медиков, педагогов, священнослужителей.
Базой для проведения этих занятий (в зависимости от уровня подготовки к началу систематической просветительской деятельности региональных структур) могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, школы, педагогические училища, вузы, воскресные школы.
Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей: молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом); для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.
5. Кадровое обеспечение реализации Подпрограммы
Сложно надеяться
на успешную реализацию программы, если
нет достаточно большого числа компетентных,
заинтересованных в деле специалистов
для обеспечения организации
и содержательного наполнения работы
с родителями. Выстраивая систему мероприятий
по работе с различными категориями специалистов
региона, Подпрограмма предусматривает:
- проведение серии просветительских семинаров-совещаний
для представителей администрации, руководителей
учреждений образования, здравоохранения
и культуры региона;
- разработку и распространение через
учебно-методические центры, систему ИПК
информационно-просветительских материалов
для различных категорий специалистов;
- подготовку и проведение в регионе семинаров
и курсов повышения квалификации для различных
категорий педагогов (дошкольных работников,
учителей начальной школы, учителей-предметников,
заместителей директоров школ по воспитательной
работе), деятелей культуры и здравоохранения.
6. Научно-методическое обеспечение реализации Подпрограммы
В задачу научного
обеспечения Подпрограммы входит разработка
содержания семейного духовно-
Отметим, что наиболее высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют Программы и Методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: "К здоровой семье через детский сад", "Рождение и воспитание здорового ребенка", разработанные Санкт-Петербургской Медицинской Академией постдипломного образования (директор программы - Коваленко В.С.).
А также комплекс
оздоровительных и
Для обеспечения научно-методической поддержки Подпрограммы возможно создание на уровне конкретных регионов творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на базе экспериментальных площадок региона.
7. Разработка
содержания и осуществление
Как уже отмечалось,
реализация Подпрограммы предполагает
три этапа в работе с семьей в регионе:
1. просветительский,
2. этап организации совместной деятельности
семей,
3. этап совместного воцерковления семей.
Просветительский
этап, помимо открытия семейных лекториев
по проблемам духовно-
- совершенствование содержания воспитания
и образования в детских садах, школах,
внешкольных учреждениях в соответствии
с традиционными духовно-нравственными
ценностями семьи, семейного воспитания;
- введение в школах, средних специальных
и высших учебных заведениях курса "Духовно-нравственные
основы семьи", "Основы нравственности",
"Основы православной культуры" с
выделением тем и разделов о духовных
основах семейной жизни, воспитания детей;
- издание и распространение в регионе
серии книг "Семейное духовно-нравственное
воспитание", куда войдут адресованные
родителям классические и современные
сочинения педагогов, медиков, психологов,
духовных писателей; семейные молитвословы
и сборники житий святых, небесных покровителей
семейной жизни; произведения классической
и современной художественной литературы
для совместного семейного чтения; методические
пособия по организации деятельного подхода
в духовно-нравственном семейном воспитании,
созданию благочестивой домашней предметно-бытовой
среды, игрового и развивающего пространства
с использованием народных и самодельных
игрушек, предметов традиционного быта;
книги по традиционным видам рукоделия,
ведению рачительного семейного хозяйства.
Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей и религией.
На первом этапе
реализации Подпрограммы может быть
начата работа по подготовке и комплектованию
подборок аудио и видеотек для всей семьи
из цикла "Семейное духовно-нравственное
воспитание";
- создание небольших библиотек и книжных
лавок педагогической духовно-нравственной
литературы для родителей в образовательных
учреждениях, объединениях по месту жительства,
при семейных клубах, при храмах;
- распространение лучшего опыта семейного
воспитания в региональных средствах
массовой информации, печати, радио, профессиональных
учебных заведениях, семейных объединениях.
Необходимо начало работы по созданию православно ориентированных служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства.
Этап организации
совместной деятельности семей ориентирует
региональные службы на:
- создание региональных родительских
общественных организаций, семейных клубов
на базе образовательных учреждений, по
месту жительства;
- формирование и развитие системы взаимной
помощи семей по уходу за детьми;
- подчеркивание роли отца в воспитании
детей посредством организации совместного
труда и обучения ремеслу, организация
общих дел по месту жительства, в образовательных
учреждениях, семейных объединениях;
- проведение семейных праздников светского
и церковного календаря с участием родителей
и детей в их подготовке и проведении;
- обогащение совместного досуга родителей
и детей экскурсиями, поездками, организацией
каникулярного отдыха.
Этап совместного
воцерковления семей
- организацию систематического духовного
окормления родителей, воцерковляющихся
семей и специалистов, работающих с семьями.
- создание семейных воскресных школ, паломнических
служб, летних семейных поселений;
- содействие стремлению создания семейных
церковных общин и развитию приходской
жизни на благо служения ближним, обществу,
Отечеству.
Немалую роль в
осуществлении обозначенных мероприятий
на всех этапах реализации программы
духовно-нравственной поддержки семейного
воспитания в регионе может и
должна сыграть Церковь. Комплексная
программа духовно-
Оценка
эффективности Региональной
подпрограммы сопровождения
семейного духовно-
Осуществление
Подпрограммы сопровождения духовно-нравственного
семейного воспитания предполагает:
- снижение остроты проявлений кризиса
семьи в регионе, укрепление института
семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейного воспитания,
- активизация духовно и культурного, педагогического
сознания родителей и специалистов по
работе с семьей,
- создание в регионе активно действующей,
работоспособной системы государственной
поддержки семейного духовно-нравственного
воспитания.