Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

Работа содержит 1 файл

Обоснование необходимости социально.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Об этом свидетельствует  в пословицах мудрость православного  русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Традиционный  уклад семейной жизни  и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь  и не боясь мира, постарайтесь 
дать детям истинное христианское воспитание, 
сообщая им одни христианские во всем понятия, 
приучая к христианским правилам жизни, 
возгревая любовь к Церкви Божией 
и всем порядкам церковным... 
 
Святитель Феофан Затворник

Отцовская и  материнская линии поведения  в русской семье органически  соединялись в иерархически выстроенном  семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный  семейный уклад помогал ребенку  познавать жизнь в разных ее проявлениях  и учил включаться в эту жизнь  по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок  жизни совсем другой, он провоцирует  разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все  большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи, давал  возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать  их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая  характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов: 
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения), 
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи), 
3. отношения: сердечные чувствования и настроения, 
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни, 
5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление  традиционного уклада жизни поможет  возвращению семьи к решению  задачи духовно-нравственного семейного  воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том "чтобы  ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях" [10].

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок  может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и  раскрывается": 
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности, 
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости, 
- неподдельное сочувствие всему страдающему, 
- действенная любовь к ближним, 
- блаженная сила совестного акта, 
- мужество национального героя, 
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью, 
– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает"
[11].

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства: 
- религиозные воспоминания детства, 
- влияние природы, 
влияние художественной литературы, 
- встречи с действительно религиозными людьми, 
- посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест), 
- чтение религиозной литературы
[12].

В современной  ситуации осознание действенности  названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных  душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу: 
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям; 
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются 
1) современное секуляризованное социо-культурное окружение, 
2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, 
3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности, 
4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей, 
5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

В обществе, идеалом  которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом 
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства, 
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, 
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Системный подход к решению  проблемы педагогического  сопровождения семьи  в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей

Боже мой! Сколько у нас в народе таких, 
которые решительно ничего не знают, 
и ни слова не слыхали ни от кого! 
В детстве их не учили; 
в возрасте они не хотели учиться; 
а потом им некогда было учиться. 
И что же таковые могут передать свои детям! 
 
Святитель Иннокентий, 
митрополит Московский

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений  в семейном воспитании, не помогут  разовые меры, необходим системный  подход, программная форма организации  и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий  методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что "системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи" [13].

Системность подхода  к проблеме педагогического сопровождения  семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать  семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):

I. Содержательное  направление. Оно включает разработку  содержания, форм и методов интегрирования  духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое  направление. Оно предполагает  реализацию системы духовно-просветительских  и педагогических мероприятий,  адресованных различным категориям  семей: 

1. Семьям, переживающим  разные периоды развития: 
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак, 
- молодым супругам (до рождения ребенка), 
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение, 
- родителям детей-дошкольников, 
- родителям младших школьников, 
- родителям подростков, 
- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим  повышенного внимания и нуждающимся  в особой помощи: 
- многодетным, 
- малоимущим, 
- неполным семьям, 
- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным  семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное  направление, которое предполагает  выделение, организационную и  содержательную разработку трех  последовательных этапов в работе  по педагогическому сопровождению  семейного духовно-нравственного воспитания: 
1) просвещения родителей, 
2) организации совместной деятельности семей, 
3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление  кадровое обеспечения системы,  определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое  направление, оценивающее и реализующего  возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы федерального уровня В рамках этого направления деятельности в регионах, имеющих определенные ресурсы (человеческие, культурно-исторические, экономические) осуществляется разработка Подпрограмм содействия семейному духовно-нравственному воспитанию в рамках Региональных комплексных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

VI. Экономическое  направление. Оно включает определение объемов и источников финансирования Подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое  направление, позволяющее в рамках  системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в региональных системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов России Фондом духовной культуры и образования "Новая Русь" разработан проект Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе. Доработка, принятие и реализация регионами Подпрограммы будет способствовать решению одной из задач Комплексной региональной программы: включения духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания региона.

Цель  и задачи духовно-нравственного  педагогического сопровождения семьи

Всякие  иноземные дорогие затеи 
должны уступить предлагаемому способу 
первенство по дешевизне, разумности 
и благотворности прочного подготовления 
детей к жизни и служению общественному. 
 
Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Целью Подпрограммы является создание и развитие региональной системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки  семьи в вопросах семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни, возрождения лучших отечественных  традиций семейного воспитания

Достижение цели Подпрограммы (по аналогии с Комплексной  региональной программой духовно-нравственного  воспитания детей и молодежи) предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий  блок задач 
1. Нормативно-правовое. 
2. Финансово-экономическое. 
3. Организационное обеспечение развития региональной системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания. 
4. Управление Подпрограммой.

Информация о работе Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи