Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:02, реферат
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны
Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...
Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье
Не стыдясь
и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всем
понятия,
приучая к христианским правилам жизни,
возгревая любовь к Церкви Божией
и всем порядкам церковным...
Святитель Феофан
Затворник
Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный
семейный уклад помогал ребенку
познавать жизнь в разных ее проявлениях
и учил включаться в эту жизнь
по мере сил и способностей. На основе
традиционных духовно-нравственных устоев
семьи закладывалась
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?
Ответить на
этот вопрос поможет нам краткая
характеристика составляющих семейного
уклада. Традиционный семейный уклад включает
в себя пять компонентов:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы
поведения),
2. традиции (переходящий из поколения
в поколение способ передачи ценностно-значимого
содержания культуры, жизни семьи),
3. отношения: сердечные чувствования и
настроения,
4. правила (образ мыслей, нормы поведения,
обыкновения, привычки) доброй и благочестивой
жизни,
5. распорядок (установленный порядок в
течении дел) дня, недели, года; в отечественной
православной культуре этот распорядок
задавался строем благочестивой жизни
христианина, кругом церковных богослужений,
сезонными изменениями в быту и труде.
Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.
Восстановление
традиционного уклада жизни поможет
возвращению семьи к решению
задачи духовно-нравственного
И.А. Ильин обозначает
и средства духовного воспитания,
с помощью которых ребенок
может получить доступ к тому, где
"Дух Божий дышит, зовет и
раскрывается":
- природа во всей ее красоте, величии и
таинственной целесообразности,
- истинное искусство, дающее возможность
испытать чувство благодатной радости,
- неподдельное сочувствие всему страдающему,
- действенная любовь к ближним,
- блаженная сила совестного акта,
- мужество национального героя,
- творческая жизнь национального гения
с его жертвенной ответственностью,
– непосредственное молитвенное обращение
к Богу, "Который и слышит, и любит, и
помогает" [11].
Интересно сравнить
(и убедиться в их созвучии) перечни
средств духовно-нравственного воспитания
И.А. Ильина и известного пастыря Церкви
середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова.
Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует
возвращению утратившей веру души к религиозной
жизни он называет следующие средства:
- религиозные воспоминания детства,
- влияние природы,
влияние художественной литературы,
- встречи с действительно религиозными
людьми,
- посещение центров религиозной жизни
(монастырей, старцев, святых мест),
- чтение религиозной литературы [12].
В современной
ситуации осознание действенности
названных средств особенно важно,
так как речь идет не об отдельных
душах, но о поколениях, утративших
или так и не успевших обрести веру. Особенностью
современных условий духовно-нравственного
воспитания является то, что осваивать
его традиции родителям придется не только
в педагогическом (применительно к детям),
но и в личностном плане (применительно
к самим себе). Им придется решать двойную
задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной
культуры и образа жизни, который они стремятся
привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать
в семье такую культурную, психологическую
и духовную атмосферу, в которой формировалось
бы и закреплялось изначальное стремление
ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Сложностями на
пути решения этих задач являются
1) современное секуляризованное социо-культурное
окружение,
2) скудость общественного опыта освоения
традиций православного воспитания,
3) отсутствие четких, систематизированных
представлений родителей о традициях
отечественной семейной педагогической
культуры и недостаточность личной духовной
опытности,
4) отсутствие системы духовно-нравственного
просвещения родителей, педагогической
и духовно-нравственной помощи семье в
воспитании детей,
5) духовная немощь сегодняшних детей и
родителей.
В обществе, идеалом
которого является успех, процветание,
всякая немощь вызывает раздражение, желание
поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей
проблемы. Поэтому современным родителям
предстоит на личном опыте с большим трудом
– обретать сущностное понимание отцовства
и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое
и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие
в развитии и поведении ребенка, не раздражением
и активным неприятием, а, наоборот, ее
увеличением терпения и любви. Духовную
нищету ожесточенной детской души можно
восполнить только милостивой и сердечной
родительской любовью. Такой живой и творческой
любви, не принимающей стереотипов, нужно
учиться нам всем сегодня.
Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Боже мой!
Сколько у нас в народе таких,
которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать свои детям!
Святитель Иннокентий,
митрополит Московский
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.
Такое заключение
вполне созвучно мнению ведущих специалистов
в области современной
Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):
I. Содержательное
направление. Оно включает
II. Социально-педагогическое
направление. Оно предполагает
реализацию системы духовно-
1. Семьям, переживающим
разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в
брак,
- молодым супругам (до рождения ребенка),
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста,
не посещающего дошкольное учреждение,
- родителям детей-дошкольников,
- родителям младших школьников,
- родителям подростков,
- родителям взрослых детей, бабушкам и
дедушкам;
2. Семьям, требующим
повышенного внимания и
- многодетным,
- малоимущим,
- неполным семьям,
- семьям, имеющим детей-инвалидов.
3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.
III. Программно-структурное
направление, которое
1) просвещения родителей,
2) организации совместной деятельности
семей,
3) совместного воцерковления семей.
IV. Направление
кадровое обеспечения системы,
определяющее разработку и
V. Организационно-политическое
направление, оценивающее и
VI. Экономическое
направление. Оно включает
VII. Управленческое
направление, позволяющее в
В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов России Фондом духовной культуры и образования "Новая Русь" разработан проект Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе. Доработка, принятие и реализация регионами Подпрограммы будет способствовать решению одной из задач Комплексной региональной программы: включения духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания региона.
Цель и задачи духовно-нравственного педагогического сопровождения семьи
Всякие
иноземные дорогие затеи
должны уступить предлагаемому способу
первенство по дешевизне, разумности
и благотворности прочного подготовления
детей к жизни и служению общественному.
Святитель Иннокентий,
митрополит Московский
Целью Подпрограммы
является создание и развитие региональной
системы социально-
Достижение цели
Подпрограммы (по аналогии с Комплексной
региональной программой духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи) предполагает
решение системы задач
I. Организационно-управленческий
блок задач
1. Нормативно-правовое.
2. Финансово-экономическое.
3. Организационное обеспечение развития
региональной системы поддержки семейного
духовно-нравственного воспитания.
4. Управление Подпрограммой.