Объект и предмет социальной работы как научая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Теория социальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента и факторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.
Содержание теории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами: история, философия, психология, медицина и другие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….……...2
Глава 1 Социальная работа как научная дисциплина……………………………………..…..3
1.1 Социальная работа как наука
1.2 Определение социальной работы
Глава 2 Становление и развитие социальной работы…………………………………….…..7
2.1 Возникновение социальной работы
2.2 Становление социальной работы в России
Глава 3 Основы теории социальной работы
3.1 Объект и субъект социальной работы………………………………………………….…11
3.2 Принципы социальной работы
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список источников и литературы……………………………………………………….…….16

Работа содержит 1 файл

реферат по социальной работе и теории.docx

— 48.58 Кб (Скачать)

Социальный работник любого ранга – всегда активная сторона. Поэтому, по определению Холостовой, которое она дает в своей книге  «Теория социальной работы», объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся  в трудной жизненной ситуации. Трудной, жизненная ситуация называется в случае, если она нарушает или  грозит нарушить, возможности нормального  социального функционирования указанных  объектов. И если самостоятельно индивиды справиться с ней не могут. Группами, которые нуждаются в социальной помощи, различны. Однако, принято выделять в, так называемые, «группы риска» одиноких инвалидов, престарелых, женщин, детей и многие другие группы. Принято также выделять клиентов – людей с особыми проблемами. Это люди, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. Потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность.

Следует помнить, что социальный работник, оказывая социальную помощь клиенту, в первую очередь имеет  дело с его социальной ситуацией. Социальной ситуацией называется конкретное состояние проблемы конкретного  клиента социальной работы, индивидуального  или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [9]. Целью деятельности социального работника является улучшение социальной ситуации клиента.

Социальная работа является деятельностью по оказанию помощи людям  в решении их проблем, об этом говорит  Агапов Е.П. в его труде «введение  в социологию». Он говорит, что социальная работа включает в себя два основных элемента: объект и субъект. Под объектом социальной работы, он подразумевает тех людей, которые нуждаются в помощи, а под субъектом – тех, кто ее оказывает. Поэтому, социальную работу можно понимать как взаимодействие объекта и субъекта, имеющее главной своей целью помощь людям в решении для них жизненно важных вопросов и вопросов, улучшающих качество их жизни. Объектом социальной работы в любом случае являются те, кто ставит перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, будь это индивидуальный клиент или группа людей.

Группы людей, которые  являются объектами социальной работы, можно разбить на три категории:

1) социально незащищенные группы;

2) маргиналы;

3) лица с отклоняющимся поведением.

Когда говорят об объекте  социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которые  испытывают трудности в решении  своих проблем. Другими словами  этот объект неоднороден: это не только человек без определенного места жительства, но и вполне респектабельный человек, страдающий от одиночества.

Субъект социальной работы так же не является однородным. В  нее входят как социальные служащие, социальные агентства, так и государство  в целом. Социальная работа невозможна без государства, которое создает  для нее законодательную основу, а так же агентств, которые занимаются ее организацией. Стоит отдельно заметить, что социальные работники выполняют  непосредственную работу с людьми, поэтому они являются важнейшим  субъектом в этой сфере.

Мнение Курбатова В.И. в основном совпадает со мнением других исследователей социальной работы. Однако, он говорит, что основное место в социальной работе занимают объект и предмет, он называет их основополагающими категориями. Курбатов говорит, что предметная сущность социальной работы характеризуется понятием «социальности», которое выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Объекту и субъекту социальной работы, автор отдает важнейшую роль. Называя объектом – клиента - человека нуждающегося в социальной защите. А субъектом – того, кто осуществляет социальную помощь. Он говорит, что  в основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, так же как и со значимым социальным окружением клиента.

 

3.2 Принципы социальной  работы

С точки зрения профессора Холостовой, принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и  основополагающими правилами эмпирической деятельности.(5)[10]

Холостова, ссылаясь на Гуслякову  Л.Г., выделяет следующие принципы теории социальной работы:

Социально – политические принципы. Данные принципы освящают требования, зависимости социальной работы и  социальной политики государства. Зависимость  выявляет концепции подходов к выбору предпочтений в социальной защите населения, соотносит общественные и индивидуальные интересы в социальной работе. Основными  принципами этой группы являются: единство подходов социальной работы во всех регионах страны, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизни социальной группы или личности при выборе работы с ними. Законность и справедливость деятельности социального работника.

Общефилософские принципы. Эти принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К этим принципам  относятся: принцип детерминизма, принцип  отражения, принцип развития, принцип  единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной  связи индивида и его социальной среды.

Организационные принципы. Среди них можно особо выделить такие, как социальная и технологическая  компетентность кадров, так же в  них заключатся принцип контроля и проверки исполнения, также принцип  функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и  ответственности.

Педагогико-психологические  принципы. Они занимают большое место  в структуре логических форм научной  теории социальной работы. Эти принципы выражают требования в психологическому и педагогическому воздействию  на человека, обратившегося в социальную службу, также предполагают необходимость  учета индивидуальных характеристик   при осуществлении любых процедур. Основными принципами можно назвать: анализ оценки условий жизнедеятельности и выбора форм и методов работы с данными клиентами. Целенаправленность и адресность социальной работы, индивидуальный подход к каждому клиенту.

Далее профессор Холостова  говорит о специфических принципах  социальной работы, которые определяют основные правила деятельности в  сфере оказания социальных услуг  нуждающемуся населению.

Принцип универсальности. Который  требует исключить дискриминацию  при оказании социальной помощи по любым признакам: идеологическим, политическим, религиозным, национальным или расовым. Содействие должно оказываться каждому  клиенту по единой причине – его  потребности в социальной помощи.

Принцип социального реагирования. Принцип предполагает осознание  необходимости принимать меры по выясненным ранее социальным проблемам, действовать в соответствии с  данными обстоятельствами социальной ситуации конкретного клиента, а  не ограничиваться только стандартным  набором действий ориентированного на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип максимизации социальных ресурсов. Всем известно, что каждая социальная система с неизбежностью  выделяет малое количество средств  на оказание социальной помощи населению. Конечно большую роль в этом всем играет социально – экономическое  развитие государства, но там не менее  в основном доля государственных  затрат на социальную защиту мала. Поэтому  социальные работники должны прилагать  усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи нуждающимся, путем привлечения не государственных, гарантированных, средств, а частных, добровольческих организаций. Также  социальные работники могут использовать и другие, не запрещенные государством способы.

Принцип толерантности. Заключается  в том, что социальный работник не может делить клиентов на «хороших»  и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек, который нуждается в помощи, должен получить ее. Толерантность социального работника заключается в том, что он должен проявить терпимость к проявлению разнообразия клиентов.

Также Холостова и Гуслякова  выделяют еще несколько принципов, но принципы рассмотренные выше являются базовыми и самыми важными.

Нам стало ясно, принципы играют большую роль в социальной работе, потому что, только руководствуясь ими, социальный работник сможет качественно выполнить свою работу. Здесь прослеживается важность теории социальной работы, которая, впоследствии, используется в практике социальной работы. Также мы выяснили, что не только социальный служащие, но и агентства, а также государство в целом, имеют большое значение в структуре социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в ходе данной работы мы изучили работы ученых – теоретиков в области социальной работы таких  как: В.И. Курбатов, З.В. Козлова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, М.В. Басова и другие. Рассмотрели основные составляющие социальной работы. Поняли, что социальная работа является отраслью не только практического  знания, но и имеет очень основательный  теоретический базис.

В работе рассмотрена социальная работа как научная дисциплина, происхождение  социальной работы и ее развитие, определен  объект и субъект социальной работы.

Также, нам стало понятно, что социальный работник в своей  работе должен быть толерантным и  воспитанным, он должен находить подход к каждому отдельному клиенту  индивидуально. Несмотря на то, какие  люди являются клиентами социального  работника, он не должен делить их на «хороших»  и «плохих», а должен одинаково  качественно оказывать им социальную помощь.

Так же мы поняли, что предметом  социальной работы является, прежде всего человек, его место в обществе. Государство является основной составляющей в сфере социальной защиты населения. Оно помогает развитию социальной работы и ее становлению. Ведь социальная работа представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество пронесло с собой, начиная с самого его основания. Социальная работа – это общественно необходимое явление, без нее невозможно существование ни одного государства, потому что в каждом государстве есть социально не защищенная группа или группы людей. Теория социальной работы лишь собирает все практическую информацию, отслеживает ее эффективность и создает такие методы, которые могут сделать социальную работу более легкой и практичной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.         Агапов Е.П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.

2.         Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук //Российский журнал социальной работы. – 1996. № 1.

3.         Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006.

4.         Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

5.         Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России. // Антология социальной работы. М., 1994.

6.         Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.Ф. Басов, В.И. Басова, О.Н. Бессоннова и др.: под ред. Н.Ф. Басова. Издание 3-е, исправленное. М., 2007.

7.         Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной   деятельности и специальность в системе высшего профессионального образования. // Российский журнал социальной работы. – 1995. № 1.

8.         Словарь – справочник по социальной работе. М., 1997.

9.         Соловьев С.М. Сочинения. Книга 1. История России с древнейших времен. М., 1988.

10.      Социальная работа. Словарь – справочник. М., 1998.

11.      Социальная работа: история, теория и технология. / Под ред. И.Ф Анбеговой, З.В. Козлова. Ярославль, 1997.

12.      Социальная работа. / Под ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «учебники, учебные пособия» – Ростов, 2000.

13.      Социальная работа: учебное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное. – Ростов, 2003.

14.      Теория и методология социальной работы: учебное пособие. / Григорьев С.И., Гуслякова Я.Г. М., 1994.

15.      Теория социальной работы. М., 1998.

16.      Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.

17.      Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. М., 2000.

18.      Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

19.      Холостова Е.И. Теория социальной работы. М, 2003.

20.      Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма//Журнал исследований социальной политики. Том 2. – 2004. – № 3.

21.      Ясперс К. Смысл и назначение истории. Издание 2-е. М., 1994.

 

 

[1] Фирсов М.В. Студентова Е.Г. теория социальной работы С.102-103. М. 2000

[2] Курбатов В.И. Социальная работа. С. 90-91 Ростов-на-Дону, 2000

[3] Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1.История России с древнейших времен. М. 1988. Т. 1. с.91-97.

[4] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. 1990. с. 78 - 79.

Информация о работе Объект и предмет социальной работы как научая теория