Объект и предмет социальной работы как научая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Теория социальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента и факторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.
Содержание теории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами: история, философия, психология, медицина и другие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….……...2
Глава 1 Социальная работа как научная дисциплина……………………………………..…..3
1.1 Социальная работа как наука
1.2 Определение социальной работы
Глава 2 Становление и развитие социальной работы…………………………………….…..7
2.1 Возникновение социальной работы
2.2 Становление социальной работы в России
Глава 3 Основы теории социальной работы
3.1 Объект и субъект социальной работы………………………………………………….…11
3.2 Принципы социальной работы
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список источников и литературы……………………………………………………….…….16

Работа содержит 1 файл

реферат по социальной работе и теории.docx

— 48.58 Кб (Скачать)

Социальная работа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальная работа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтому мы дали ее определение как практической деятельности и как системы научного знания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определении  понятия социальной работы.

 

 

 

 

 

Глава 2 Становление  и развитие социальной работы

2.1 Возникновение  социальной работы

ёПо словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.

Российское общество у  своих истоков самобытно, в нем  сочетается общинное самоуправление крестьян, самодержавная власть, казачество на окраинах государства и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических  условий, хозяйственных и экономических  условий жизни порождало вопросы  и противоречия, как надо жить, какими способами защищать малоимущих. Русский  народ не привык самостоятельно справляться  со своими жизненными трудностями, поэтому  в условиях перехода к рыночной экономике, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., он не был готов к резкому изменению  характера и форм социальных отношений, к ломке привычных стереотипов  жизненного поведения, к утрате многими  людьми социального статуса и  перспектив развития. Поэтому возникли проблемы, с которыми невозможно справиться самостоятельно, возросла социальная напряженность. Люди осознали, что защищать их в таких условиях некому. Все  это повлекло за собой развертывания  социальной работы как специализированного  вида деятельности, для помощи нуждающимся.

Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные движения и их деятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлого века. Если глубоко  рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, что все они  формируются из нескольких структурных  единиц: условия жизнедеятельности  человека, свободы личности и возможности  ее реализации в обществе, вопросы  социальной справедливости.

Исследования второй половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистики свидетельствуют  о выходе социальных проблем в  число глобальных и приоритетных, показывают их влияние на социокультурную  и другие стороны жизни человека. В начале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различных  социальных наук, но возникают некоторые  явления связанные с обществом  и не определенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектом изучения теории социальной работы.

По словам профессора Холостовой, история социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к  ближнему еще в племенах восточных  славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные  славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так  же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]

В Х веке возник и долго  существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятию человеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню».[4]

Уже в 996 году, в Церковном  уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению  за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, и на прием  странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятая часть поступления  от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]

Холостова говорит о том, что продолжение благотворительность  получила в деяниях Иоанна Грозного в 1551 г. В постановлении Стоглавого Собора. Попечение признавалось делом  общества, которое регулирует государство  путем царского правления и законом. Именно в этот период благотворительность  в России осуществила переход  из общественного феномена в объект государственного надзора. Призрение  за неблагополучной частью общества оформилось в систему при Петре  Великом, который, как пишет Е. Максимов, четко отличал нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с их нуждой. Говорил, что предупреждение нищеты – лучшая борьба с ней. Выделял из нуждающихся  работоспособных, профессиональных нищих  и другие категории. Создавал органы презрения.[6] Реформатор принимал меры по наказанию притворяющихся нищими. Император выделял в группу нуждающихся новые для России группы общества такие как: незаконнорожденные младенцы, солдат и офицеров неспособных к службе в дальнейшем служить, инвалидов матросов и солдат, душевно больных и других. Стали появляться новые виды заведений: госпитали для сирот, инвалидные дома¸ поселки для пленных. Кроме того выдавались пенсии, кормовые деньги, нуждающихся обеспечивали землей и промыслами.

Главным начинание Петра  Великого заключалось в ограничении  роли церкви в социальной политике, а также передаче заботы о бедных и немощных государственным структурам. Но все это являлось только элементами структуры социального обеспечения.

Только в середине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складываться условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это время создаются специальные учреждения для образования и воспитания детей из неблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатерина отменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учесть арестантов.

На рубеже ХІХ-ХХ веков  остро встала проблема потребности  в систематическом изучении различных  форм помощи нуждающимся, в первую очередь, ими являлась благотворительность  как наиболее устойчивая и распространенная. Так в начале ХХ века в России создается Союз учреждений , обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Основной задачей данного общества было объединение всех частных и другого рода обществ в единое по всей России для выработки примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся.

В первой четверти ХХ века было принято постановление об упразднении  всех благотворительных организаций  и передаче их денежных средств государству  на поддержание воинских сил. Отказавшись  от благотворительности как от одной  из форм социальной помощи, новое российское правительство основные силы отдавало на государственную помощь в форме  социального обеспечения и социального  страхования.

Но русскому народу нужно  было нечто иное, привычное и понятное, поэтому, с течением времени, в ходе развития советского общества вновь  стали возрождаться общественные организации, которые способствовали повышению  форм социального обеспечения. В  настоящее время роль негосударственных  предприятий играет значительную роль в сфере практики социальной работы не только России но и во всем мире и является объектом самостоятельного исследования, также это очень важно для помощи нуждающимся людям.

Однако Фирсов, автор книги  «Теория социальной работы», не совсем согласен с положением Е.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, что оформление идей социальной помощи и поддержки  в древности связанно с развитием  письменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературы представлений  о презрении и милосердии к  ближнему, а не зародилась как, у  Холостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место в  развитии социальной работы именно русскую  литературу. Он рассматривает становление  «теории милосердия» в произведениях  древней литературы Х-ХІ веков. Он так  же отмечает, что отделение чисто  религиозных идей от милосердия как  такового, произошло при Петре  Великом. Фирсов говорит, что с этого  периода начинается пересмотр ответственности  в социальном плане, то есть примерно с начала правления Петра Первого  прерогатива социальной защиты нуждающегося населения переходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко  выделяются в группу социально - неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что это проблема всего русского народа.

Однако в работе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственная монополия  в деле помощи нуждающимся слоям  населения оформилась с конца 18 века. И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная система  помощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи так и государственных мер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усиления законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи, группами и государством.

По вопросу начального этапа формирования социальной работы на Руси, у Григорьева и Холостовой схожие мнения, они оба считают, что  социальная работа получила свои истоки из благотворительности и милосердия, желания помочь ближнему. Мне кажется, что с их мнением можно согласиться. Ведь социальная работа оказывает влияние  на все сферы социальной жизни: экономическую, политическую, социальную. Социальная работа оказывает помощь всем нуждающимся.

2.2 Становление  социальной работы в России

Е.И. Холостова в своей  работе «теория социальной работы»  рассматривает становление социальной работы в России как процесс незавершенный. Она считает, что социальное обслуживание населения в России находится  на начальном этапе.

В работе замечено, что важнейшим  признаком становления системы  социального обслуживания населения  является ее динамично развивающаяся  инфраструктура. В Российской Федерации  социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений. За пять лет их число  выросло в 2 раза. Это уже свидетельствует  о том, что развитие социального  обслуживания населения стало довольно быстро расти.

Однако по-прежнему остро  стоит проблема лиц без определенного  места жительства и занятий, «бомжей», отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста и так далее. Для них создаются специальные социальные учреждения: дома-интернаты, дома ночного пребывания.

Быстрыми темпами стала  развиваться сеть учреждений социального  обслуживания семьи и детей в  системе социальной защиты населения. Развивается сеть учреждений социального  обслуживания детей в системе  образования.

На данном этапе развития завершается первый этап становления  социального обслуживания населения  России. Исходя из этого особую актуальность приобрел учет и анализ публикованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. Для обработки материала большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. На современном этапе становится очевидным, что для того, чтобы результативно решить поставленные задачи социального обслуживания, нужно прибегнуть к внедрению в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных положений социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке и многие другие неблагоприятные факторы приводят к недостаточной эффективности деятельности социальных служб.

По соблюдению норм и правил существует множество стандартов и  законов[7] но, сожалению, не все они осуществляются в достаточной мере. Поэтому необходимо укреплять деятельность социальных служб Российской Федерации действием специальных комиссий по контролю за деятельностью в данном направлении.

Фирсов в своей книге  «теория социальной работы», приходит к одинаковому результату с Холостовой, по вопросу становления российской социальной работы, он так же говорит, что социальная работа находится  на этапе формирования и незавершенности. Автор выделяет два периода в  оформлении идей социальной поддержки:

Первый – с 1919 по 1941гг., когда происходит оформление новой  парадигмы знания о социальном обеспечении  и социальном страховании в социалистическом обществе.

Второй – с 50-х по 2000 гг., когда особо интенсивно и  последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально правовой реабилитации инвалидов[8].

Итак, социальная работа в  России находится на этапе незавершенности  и развития. Социальная работа берет  свое начало из благотворительности, которая  существовала на всех этапах развития российского общества.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основы теории социальной работы

3.1 Объект и  субъект социальной работы

Прежде всего, стоит определиться, что называть объектом и субъектом социальной работы. По определению профессора Е.И. Холостовой: Сторона, которая осуществляет познание или деятельность, называется субъектом; сторона на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Отношения объекта и субъекта многопланово. То, что в одной  ситуации мы можем назвать объектом, в других условиях и при других обстоятельствах, процессе познания или  деятельности выступает как субъект, и наоборот. Кроме того в сфере  общения многие отношения можно  понимать как субъект субъектные, в которых обе стороны являются активными продуктами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится именно к одной  из таких сфер социальной деятельности.

В ходе работы в данной сфере  специалисты всегда задумывались над  вопросом: как назвать того кому оказывается помощь. В связи с  тем, что индивид, обратившийся в  службу социальной помощи способен, хотя бы частично, принимать участие в  деятельности по устранению своих затруднений  утвердилось мнение о том, что  лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует  называть клиентами. Клиент может быть групповым и индивидуальным.

Информация о работе Объект и предмет социальной работы как научая теория