Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:11, реферат
Теория социальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента и факторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.
Содержание теории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами: история, философия, психология, медицина и другие.
Введение ………………………………………………………………………………….……...2
Глава 1 Социальная работа как научная дисциплина……………………………………..…..3
1.1 Социальная работа как наука
1.2 Определение социальной работы
Глава 2 Становление и развитие социальной работы…………………………………….…..7
2.1 Возникновение социальной работы
2.2 Становление социальной работы в России
Глава 3 Основы теории социальной работы
3.1 Объект и субъект социальной работы………………………………………………….…11
3.2 Принципы социальной работы
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список источников и литературы……………………………………………………….…….16
Социальная работа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальная работа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтому мы дали ее определение как практической деятельности и как системы научного знания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определении понятия социальной работы.
Глава 2 Становление и развитие социальной работы
2.1 Возникновение социальной работы
ёПо словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.
Российское общество у
своих истоков самобытно, в нем
сочетается общинное самоуправление крестьян,
самодержавная власть, казачество на
окраинах государства и свободомыслие.
Все это при разнообразии природно-климатических
условий, хозяйственных и экономических
условий жизни порождало
Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные движения и их деятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлого века. Если глубоко рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, что все они формируются из нескольких структурных единиц: условия жизнедеятельности человека, свободы личности и возможности ее реализации в обществе, вопросы социальной справедливости.
Исследования второй половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистики свидетельствуют о выходе социальных проблем в число глобальных и приоритетных, показывают их влияние на социокультурную и другие стороны жизни человека. В начале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различных социальных наук, но возникают некоторые явления связанные с обществом и не определенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектом изучения теории социальной работы.
По словам профессора Холостовой, история социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к ближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]
В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятию человеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню».[4]
Уже в 996 году, в Церковном уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, и на прием странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятая часть поступления от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]
Холостова говорит о том,
что продолжение
Главным начинание Петра
Великого заключалось в ограничении
роли церкви в социальной политике,
а также передаче заботы о бедных
и немощных государственным структурам.
Но все это являлось только элементами
структуры социального
Только в середине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складываться условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это время создаются специальные учреждения для образования и воспитания детей из неблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатерина отменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учесть арестантов.
На рубеже ХІХ-ХХ веков остро встала проблема потребности в систематическом изучении различных форм помощи нуждающимся, в первую очередь, ими являлась благотворительность как наиболее устойчивая и распространенная. Так в начале ХХ века в России создается Союз учреждений , обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Основной задачей данного общества было объединение всех частных и другого рода обществ в единое по всей России для выработки примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся.
В первой четверти ХХ века было
принято постановление об упразднении
всех благотворительных организаций
и передаче их денежных средств государству
на поддержание воинских сил. Отказавшись
от благотворительности как от одной
из форм социальной помощи, новое российское
правительство основные силы отдавало
на государственную помощь в форме
социального обеспечения и
Но русскому народу нужно было нечто иное, привычное и понятное, поэтому, с течением времени, в ходе развития советского общества вновь стали возрождаться общественные организации, которые способствовали повышению форм социального обеспечения. В настоящее время роль негосударственных предприятий играет значительную роль в сфере практики социальной работы не только России но и во всем мире и является объектом самостоятельного исследования, также это очень важно для помощи нуждающимся людям.
Однако Фирсов, автор книги
«Теория социальной работы», не совсем
согласен с положением Е.И. Холостовой
о происхождении социальной работы
в России. Он говорит, что оформление
идей социальной помощи и поддержки
в древности связанно с развитием
письменности и проникновение, непосредственно,
из христианской литературы представлений
о презрении и милосердии к
ближнему, а не зародилась как, у
Холостовой, из основ благотворительности.
Фирсов ставит на первое место в
развитии социальной работы именно русскую
литературу. Он рассматривает становление
«теории милосердия» в
Однако в работе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственная монополия в деле помощи нуждающимся слоям населения оформилась с конца 18 века. И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная система помощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи так и государственных мер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усиления законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи, группами и государством.
По вопросу начального
этапа формирования социальной работы
на Руси, у Григорьева и Холостовой
схожие мнения, они оба считают, что
социальная работа получила свои истоки
из благотворительности и
2.2 Становление социальной работы в России
Е.И. Холостова в своей
работе «теория социальной работы»
рассматривает становление
В работе замечено, что важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений. За пять лет их число выросло в 2 раза. Это уже свидетельствует о том, что развитие социального обслуживания населения стало довольно быстро расти.
Однако по-прежнему остро стоит проблема лиц без определенного места жительства и занятий, «бомжей», отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста и так далее. Для них создаются специальные социальные учреждения: дома-интернаты, дома ночного пребывания.
Быстрыми темпами стала развиваться сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования.
На данном этапе развития завершается первый этап становления социального обслуживания населения России. Исходя из этого особую актуальность приобрел учет и анализ публикованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. Для обработки материала большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. На современном этапе становится очевидным, что для того, чтобы результативно решить поставленные задачи социального обслуживания, нужно прибегнуть к внедрению в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных положений социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке и многие другие неблагоприятные факторы приводят к недостаточной эффективности деятельности социальных служб.
По соблюдению норм и правил существует множество стандартов и законов[7] но, сожалению, не все они осуществляются в достаточной мере. Поэтому необходимо укреплять деятельность социальных служб Российской Федерации действием специальных комиссий по контролю за деятельностью в данном направлении.
Фирсов в своей книге «теория социальной работы», приходит к одинаковому результату с Холостовой, по вопросу становления российской социальной работы, он так же говорит, что социальная работа находится на этапе формирования и незавершенности. Автор выделяет два периода в оформлении идей социальной поддержки:
Первый – с 1919 по 1941гг., когда происходит оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.
Второй – с 50-х по 2000
гг., когда особо интенсивно и
последовательно развивается
Итак, социальная работа в России находится на этапе незавершенности и развития. Социальная работа берет свое начало из благотворительности, которая существовала на всех этапах развития российского общества.
Глава 3. Основы теории социальной работы
3.1 Объект и субъект социальной работы
Прежде всего, стоит определиться, что называть объектом и субъектом социальной работы. По определению профессора Е.И. Холостовой: Сторона, которая осуществляет познание или деятельность, называется субъектом; сторона на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.
Отношения объекта и субъекта многопланово. То, что в одной ситуации мы можем назвать объектом, в других условиях и при других обстоятельствах, процессе познания или деятельности выступает как субъект, и наоборот. Кроме того в сфере общения многие отношения можно понимать как субъект субъектные, в которых обе стороны являются активными продуктами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится именно к одной из таких сфер социальной деятельности.
В ходе работы в данной сфере специалисты всегда задумывались над вопросом: как назвать того кому оказывается помощь. В связи с тем, что индивид, обратившийся в службу социальной помощи способен, хотя бы частично, принимать участие в деятельности по устранению своих затруднений утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть групповым и индивидуальным.
Информация о работе Объект и предмет социальной работы как научая теория