Нравственность в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Пожалуй, трудно назвать проблемы, которые также давно волнуют человечество, как проблемы нравственности. Широк круг людей, проявляющих интерес (научный, деловой, обывательский) к упорядочению человеческих взаимоотношений. Если взять к примеру, трактат древнеримского врача Галена «Гигиена страстей, или нравственная гигиена», исследования известного экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, занимательнейшее изложение основ нравственности, представленное русским физиологом И.И. Мечниковым в «Этюдах о природе человека», то можно убедиться, насколько исторически продолжителен и настроен интерес к нравственности у людей самых разных профессий и увлечений.

Содержание

Нравственное здоровье коллектива
Моральные устои
Нравственные ценности коллектива
Механизмы нравственной саморегуляции
Нравственная защищенность
Нравственная заинтересованность
Нравственное творчество
Нравственный комфорт
Нравственный опыт коллектива
Критические стадии нравственного развития коллектива
Специфические процессы общения
Заключение
Cписок использованной литературы

Введение

Работа содержит 1 файл

нравственность.docx

— 76.04 Кб (Скачать)

В нравственном развитии трудового  коллектива можно выявить критические  стадии. Это фиксируемые позиции  его нравственного движения, в  которых отражаются уровень состояния  трудового коллектива при прохождении  им названных ниже четырех стадий нравственного развития; определенный уровень состояния трудового  коллектива на конкретно достигнутой  стадии его нравственного развития. В первом случае критические точки  помогают выявить в целом основные стадии развития коллектива; во втором- нравственное состояние коллектива на конкретной стадии его нравственного развития. Таким образом, критические точки нравственного роста трудового коллектива на конкретной стадии его нравственного развития. Таким образом, критические точки нравственного роста и на конкретной стадии этого роста.

Назовем четыре стадии нравственного  развития коллектива.

Стадия 1. Кооперация труда. На этой стадии осуществляются распределение и освоение работниками своих производственных функций. Технико-экономические и организационные отношения работников осознанно воспринимаются как объективные условиях совместной деятельности, материального обеспечения. Общественное мнение и традиции на этой стадии практически отсутствуют. Люди присматриваются друг к другу, предпринимаются попытки установления межличностных контактов. В формировании морально-психологического климата ведущую роль играют личные настроения людей, поведение руководителей, успехи или неуспехи производственного подразделения в хозяйственной деятельности.

Формальный характер объединения  людей обуславливает неустойчивость их нравственных отношений. В утверждении  нравственных взаимосвязей основную роль должны играть передовые работники. На этой стадии становятся заметными те работники, которые претендуют на роль «звезд» - неформальных организаторов людей.

Стадия 2. Группа трудовой солидарности. Завершилась профессиональная и социально-психологическая адаптация членов производственного подразделения. Налицо прочная трудовая солидарность. Каждый осознал необходимость добросовестного выполнения профессиональных функций, экономической и товарищеской ответственности за положение дел в группе. Формируются общественный актив и демократические органы самоуправления. Нравственные связи приобретают устойчивый характер Кристаллизируются нравственные ценности, признаваемые большей частью складывающейся группы. Определяются некоторые механизмы ее нравственной саморегуляции, и прежде всего нравственных целеполагание и защищенности. Проявляются контуры механизма нравственной заинтересованных и сплоченности.

Складываются нравственные традиции, получает признание общественное мнение. Происходит поляризация трудовой группы на людей, по-настоящему заинтересованных в товарищеской спайке на принципиально  нравственных началах, и тех, кто  склонен к подрыву трудовой и  экономической дисциплины. Подобная поляризация происходит и среди  «звезд» группы: выявляются позитивные и негативные неформальные лидеры людей.

Стадия 3. Устойчивая социальная общность. Члены производственного подразделения прошли основные этапы нравственной адаптации: их нравственные позиции интегрированы, соотнесены с нравственными ценностями общества. В подразделении активно проявляют себя механизмы нравственной саморегуляции, хотя их функционирование не всегда носит устойчивый характер. Утвердились и заинтересованно соблюдаются коллективные нравственные традиции, регулятором поведения людей стало общественное мнение. Широко воплощается в жизнь общественное самоуправление.

Вся обстановка в подразделении  позволяет утверждать, что идет процесс  активного становления коллектива. Важнейшим условием включения в  него нового работника является его  нравственная установка на принятие нравственных требований коллектива. В гласном и негласном состязании неформальных «звезд» признание  получают позитивные неформальные «звезды». Это имеет важное значение для утверждения в коллективе здорового морально-психологического климата.

Серьезные сдвиги происходят в нравственных отношениях членов коллектива. Они  «привязаны» к своим товарищам  по труду, заинтересованы в их успехах, солидарны с ними в преодолении  трудностей, которые возникают в  процессе работы. Такие понятия. как долг, честь и совесть, имеют адекватное толкование и последовательно воплощаются в жизнь. В деятельности и общении неуклонно соблюдается справедливость. Управленческая сфера трудового коллектива представляет собой деловое соотношение единоначалия и коллегиальности.

Стадия 4. Сложившийся коллектив. Бесспорен примат общественных целей по отношению к целям личного порядка. Интересы трудового коллектива, отрасли и государства стали ведущими интересами работников. Общепризнано то, что нравственные ценности общества – критерий оценки нравственной деятельности каждого. Трудовая, технологическая и экономическая дисциплина выступает как исходное условие функционирования коллектива. Управление и самоуправление – это два творческих используемых фактора технико-экономического и социального укрепления общественных взаимосвязей в коллективе.

Сложились нравственно здоровые межличностные  отношения членов коллектива. правило «один – за всех, все – за одного» стало определяющим принципом их общественных отношений, как формальных, так и не формальных. Налицо совместимость не только нравственных ожиданий-притязаний, стереотипов, идеалов, но и способов делового и межличностного утверждения личности в коллективе. Главным методом товарищеского воздействия выступает общественное мнение. Велик эффект воспитательного убеждения в общении. Мерой личного достоинства каждого является признание за ним права выступать в качестве нравственного примера, а также уровень проявления им своих способностей и дарований.

Зрелый трудовой коллектив обладает необычайной нравственной привлекательностью. В нем «легко дышится», все увлеченно  трудятся. Удивительное мироощущение здесь у каждого – уверенность  в своих силах, вера в товарищей, руководителей. Возросли свобода морального коллектива и личности и ответственность  за этот выбор. Люди увлечены нравственным творчеством, так как в своем  моральном самосовершенствовании  коллектива видят дальнейшую перспективу  гуманизации делового и межличностного содружества.

Таким образом, критические точки  нравственного роста трудового  коллектива – это точки отсчета  совершенствования его нравственных отношений, нравственной сферы. они характеризуют переход их в новое качественное состояние. Нравственное движение трудового коллектива проходит ряд стадий, каждая из которых – это своеобразная критическая точка данного движения. Внутри каждой стадии имеют место свои критические точки нравственного вызревания. Разумно, работая с людьми, соблюдать как общую, так и конкретную последовательность приложения планомерных усилий по соблюдению критических точек нравственного роста трудового коллектива.

Трудовой коллектив – живой  социальный организм. Он требует реализации своих возможностей функционирования. Ориентация в критических стадиях  его нравственного роста –  условие, которое способствует управлению трудовым коллективом, его направленному  нравственному формированию.

 

  1. Специфические процессы общения

 

Нравственное становление и  совершенствование коллектива –  непрерывные процессы обретения  им конкретных нравственных качеств, прохождения  критических стадий нравственного  роста. Ранее были рассмотрены общие  процессы нравственного развития трудового  коллектива: формирование и функционирование нравственных отношений и духовно-нравственной сферы, образование нравственной общности, действие механизмов нравственной саморегуляции. Наряду с этими процессами в трудовом коллективе протекает ряд специфических нравственных процессов, имеющих важное значение для всей его жизнедеятельности. Они оказывают воздействие на сознание людей, на состояние организационно-экономической структуры производительного подразделения, поэтому их следует принимать во внимание в управленческой деятельности.

В любом трудовом коллективе, даже на уровне его первичного звена, могут  быть микрогруппы, устойчивое состояние которых придает им статус референтной группы. Под референтной группой понимается межличностное объединение людей, в котором имеют место взаимные симпатии, общепризнаны определенные нормы поведения. Как правило, референтная группа – это микрогруппа в структуре трудового коллектива. На такую группу ориентируется, и она служит ему эталоном в суждениях, в реальном поведении.

Для ребенка, например, референтной группой является семья. На производстве референтные группы образуются по различным основаниям: общая увлеченность техническим творчеством, совпадение каких либо интересов, признание кого-то своим лидером.

Наличие референтных групп в коллективе – явление нормальное. Человек психологически тяготеет к непосредственному общению с людьми, а это физически возможно тогда, когда круг людей, с которыми он общается, ограничен. В референтной группе (три- пять – семь человек) устойчиво проявляются межличностные взаимосвязи: взаимные симпатии, традиции, общность духовных ценностей и т.д. В данной группе, как правило есть свой вожак или лидер. Велика в ней роль такой групповой «звезды», как аниматер, который умеет создать временный (ситуативный) морально-психологический комфорт в общении.

В референтной группе результативно протекают процессы нравственной идентификации и идентичности. Суть идентификации состоит в слиянии нравственных ценностей личности с нравственными ценностями референтной группы или имитации ею нравственного проведения членов этой группы. Когда же нравственные ценности личности разделяются референтной группой, то говорят об идентичности. оба процесса имеют отношение к интенсификации процесса становления нравственного группового опыта. Здесь активно срабатывает механизм нравственной саморегуляции. В итоге в референтной группе образование нравственной общности происходит значительно быстрее, чем в масштабе всего трудового коллектива.

Руководителю желательно учитывать  специфику нравственного становления  референтной группы, занимаясь нравственным формированием трудового коллектива. Во-первых, он должен знать, насколько нравственные ценности референтной группы согласуются с нравственными ценностями трудового коллектива. Важно обеспечить общую нравственную тональность референтной группы и коллектива. Если этот процесс выйдет из-под контроля коллектива, то в референтной группе может сложиться нездоровая нравственная общность, оказывающая аморальное давление на своих членов. Во-вторых, ущербное нравственное состояние референтной группы и соответствующее поведение ее «звезд» приводят к обострению обстановки во всем трудовом коллективе. Такая группа становится источником конфликтов в «большом» коллективе. В-третьих, чем авторитетнее стиль поведения формальных и неформальных лидеров, тем ярче выражены отношения межгруппового соперничества.5 В этой связи актуальной является проблема индивидуальной воспитательной работы со «звездами» референтных групп.

Мир коллектива – своеобразная система  «тысячи зеркал», где каждый может  увидеть свое поведение, отраженное в поведении других людей. В трудовом коллективе взаимопонимание и взаимосвязь  имеют исключительно важное значение. В совместных условиях, когда производственные бригады работают с оплатой по единому наряду, распределяя заработок с учетом коэффициента трудового участия, нравственное возвышение взаимопонимания и взаимопомощи в труде – необходимое условие их эффективной экономической деятельности. В практике достаточно примеров, свидетельствующих о том, что без взаимного доверия, товарищеской выручки нельзя плодотворно работать в коллективе, дорожить его честью. Нравственное совершенствование межличностных отношений по праву надо рассматривать как один из важных резервов упрочения коллективизма, а потому и повышения экономической эффективности производства.

Как достичь психологической совместимости  работников? такой вопрос волнует  многих руководителей. Прежде всего необходимо тщательно подбирать новых работников, принимая во внимание то, насколько их психологические личностные качества соответствуют сложившимся в коллективе межличностным отношениям. Надо учитывать тип темперамента, характер, склонности и способности, духовные ценности, увлечения и др. Важное значение имеют и демографические данные: пол, возраст, и др.

Социально-психологический подход к формированию межличностных отношений  целесообразно соотнести с нравственным подходом, суть которого состоит в  выявлении состояния нравственного  здоровья личности и трудового коллектива и в определении того, насколько  они корреспондируют с нравственными  нормами общества: в чем совмещаются, а в чем расходятся. Это позволит ответить на вопрос: возможно ли введение конкретного работника в данный трудовой коллектив и какие превентивные меры необходимо предпринять (организационные, экономические, воспитательные), чтобы личность и коллектив не понесли при этом какого-либо нравственного ущерба? исключим при этом крайнюю ситуацию, когда и коллектив, и личность, которая вступает в него, имеют серьезные нравственные недуги. Желательно всячески избегать ввода в коллектив подобной личности. Наиболее распространенными являются такие варианты: нравственно здоровый (нездоровый) трудовой коллектив и нравственно нездоровая (здоровая ) личность. Здесь просматривается несколько типичных ситуаций, в каждой из которых надо учесть нравственно-психологические последствия вхождения человека в тот или иной трудовой коллектив.

Социально-психологический механизм функционирования межличностных отношений  основывается на эмоциональном восприятии людьми друг друга. Не случайно такая  социально-психологическая «величина», как симпатии-антипатии, является определяющей в этом механизме. Огромное значение имеет наличие в коллективе здорового  морально-психологического климата, активно  действующего общественного мнения, нравственных традиций. Надо сделать  все, чтобы нравственная обстановка коллектива, его нравственные отношения  ставили «вне закона» проявление у людей эгоцентризма, зависти, лицемерия, безответственности и личной нескромности. Именно эти субъективные качества чаще всего вызывают антипатии.

Существует ряд типовых объективных  обстоятельств, стимулирующих аномальное нравственное состояние межличностных  отношений. К ним прежде всего относятся следующие: авторитарный стиль руководства коллективом, отсутствие гласности, несправедливая оценка труда, нравственная незащищенность личности. Даже наличие одного из названных факторов достаточно для того, чтобы сложиться морально-психологический дискомфорт в межличностных отношениях.

Информация о работе Нравственность в управленческой деятельности