Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:59, реферат
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе порождает новые формы семейных отношений. Возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур.
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ
4. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.[18]
В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
2.
Отстраненность матери от
3.
Препятствие контактам ребенка
с отцом, вплоть до
4.
Двойственное отношение к
5.
Стремление матери сделать
6.
Отстраненность матери от
Из этого можно сделать вывод, что дети, растущие без отца, вероятнее всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметь внебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся к наркотикам и алкоголю.
Анализируя данные таблицы можно сказать, что уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе. По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (сводных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей. Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляют меньший уровень девиации.
Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.
Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%.[21]
Неполнота
семьи увеличивает риск того, что
дети, выросшие в неполной семье, не
смогут создать собственную
Следует также отметить, что все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.
Таким
образом, издержки воспитания в неполной
семье являются, прежде всего, следствием
ограниченных материальных ресурсов и
низкого социального статуса такой семьи
и лишь косвенно связаны с отсутствием
в ней второго супруга.
4.
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ
СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.
Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.
В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).
Наиболее
общей формой помощи, которой пользуются
практически все неполные семьи
с несовершеннолетними детьми, является
государственное ежемесячное
Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.
Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребенка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.
Но нельзя рассматривать
Рост
неполных семей непосредственно
связан со сферой брачно-семейных отношений:
-изменение моральных норм в области взаимоотношений
полов;
-распространение добрачных связей;
-изменение традиционных ролей (семейных)
мужчины и женщины;
-утрата семьей своей производственной
функции;
-неподготовленность молодежи к браку;
-завышенные требования по отношению к
брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания.
Воспитание детей в неполной семье обладает
рядом особенностей:
Вследствие отсутствия одного из родителей,
оставшемуся приходится брать на себя
решение всех материальных и бытовых проблем
семьи. При этом ему необходимо также восполнять
возникший дефицит воспитательного влияния
на детей. Совмещения всех этих задач весьма
затруднительно. Поэтому большинство
неполных семей испытывают материально-бытовые
трудности и сталкиваются с педагогическими
проблемами. Психологический климат неполной
семьи во многом определяется болезненными
переживаниями, возникшими вследствие
утраты одного из родителей. Большинство
неполных семей возникают по причине ухода
отца. Матери редко удается сдерживать
и скрывать свое раздражение по отношению
к нему; ее разочарование и недовольство
нередко бессознательно проецируется
на их общего ребенка. Возможна и иная
ситуация, когда мать подчеркивает роль
безвинной жертвы, в которой оказался
ребенок. При этом она стремится с избытком
восполнить недостаток родительской заботы
и переходит все разумные пределы: окружает
ребенка атмосферой приторной ласки и
чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных
случаях воспитательная атмосфера семьи
искажается и отрицательно сказывается
на становлении личности ребенка.
Немаловажно и то, что в отсутствие одного
из родителей ребенок лишен возможности
полноценного формирования стереотипа
поведения своего пола. Так, в отсутствие
отца мальчик не имеет возможности на
ближайшем примере наблюдать особенности
мужского поведения и невольно перенимает
женские черты. И для девочки мать в этой
ситуации вынуждена совмещать собственную
материнскую роль и роль отсутствующего
отца; в результате психосексуальное развитие
отличается противоречивостью. (Установлено,
что большинство лиц гомосексуальной
ориентации выросли в неполных семьях.)
Статистические исследования свидетельствуют,
что в силу названных причин дети из неполных
семей, по сравнению со сверстниками из
полных семей, имеют более низкую школьную
успеваемость, более склонны к невротическим
нарушениям и противоправному поведению
[5].
Все это не означает, однако, что неполная
семья обязательно является неблагополучной
в воспитательном аспекте. Указанные проблемы
могут возникнуть в неполной семье с большей
вероятностью, чем в полной, но из этого
вовсе не следует, что они обязательно
возникнут. В ряде случаев психологическая
атмосфера семьи достаточно благоприятна
и не создает затруднений в формировании
здоровой личности.
Бывает и наоборот: в формально полной,
но эмоционально неблагополучной семье
ребенок сталкивается с гораздо более
серьезными психологическими проблемами.
Поэтому родители, утратившие привязанность
друг к другу и живущие вместе лишь "ради
детей", зачастую приносят напрасную
жертву [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По
результатам отношений в
Подобными
же были результаты исследования родителей
детей из полных семей. Родители положительно
относятся к своим детям. Воспринимают
их такими, какие они есть. Они
уважают и признают индивидуальность
детей, одобряют их интересы, проводят
с ними по возможности больше времени.
Родители высоко оценивают способности
ребенка, поощряют его самостоятельность
и инициативу. Они не устанавливают границы
между собой и ребенком. Стараются удовлетворять
его разумные потребности. Также как и
родители детей из неполных семей неудачи
ребенка они считают случайными и верят
в его силы.
Родители всех испытуемых относятся к
детям положительно, стараются быть эмоционально
близкими, заботятся о них.
Отношение
к детям из полных и неполных семей
в целом одинаково, но в полных
семьях контроль выше. Это может
быть связано с тем, что дети из
неполных семей раньше становятся самостоятельными.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003
2. Э. Тоффлер «Третья волна», гл.2, Адекватная семья. – М.: АСТ,1999
3.
О положении детей в
4.
Синельников А.Б.
5.
Харчев А.Г. Исследования
6. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003 с.
7. Демография семьи. / Под ред. Е.Л. Сороко, Е.М. Андреевой и др. // Семья в России. 1994. №1. с.10-28
8. Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века. С.- Петербург: Петрополис, 1999 с. 51
9.
Число и состав семей в
10. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2
11.
Дементьева И.Ф. Негативные
12.
Гаспарян Ю.А. «Семья: на пороге
XXI века», С.-Петербург.1999
13.
См.: Бруй В.П.. Татевосов Р.В.
К анализу микропереписи
14. Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. – М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2003
15. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
16.
Российский статистический
17.
Соловьев Н. Отец в
18.
Гурко Т.А. Программа
19.
Николаева Я.Г. «Проблемы
20.
Гурко Т.А. Особенности
21.
Андрюшина Е.В. Семья и
22. Клупт М.А. От поколения – к поколению// В кн.: Современная семья. М., 1982. с. 3-12