Неполная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:59, реферат

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе порождает новые формы семейных отношений. Возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ
4. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

неполная семья.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

   В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.[18]

   В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина  бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

   Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

   1.  Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

   2. Отстраненность матери от собственно  воспитательного процесса и чрезмерная  ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

   3. Препятствие контактам ребенка  с отцом, вплоть до настойчивого  искоренения унаследованных от  него качеств, что обусловлено  неприязнью матери к бывшему  мужу.

   4. Двойственное отношение к ребенку,  проявляющееся то в приступах  чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

   5.  Стремление матери сделать ребенка  образцовым, несмотря на то, что  у него нет отца. Мать становится  «домашним надзирателем». Ребенок  либо становится пассивным, либо  включается в жизнь уличных  компаний.

   6. Отстраненность матери от ухода  за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.[19]

   Из  этого можно сделать вывод, что  дети, растущие без отца, вероятнее  всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметь внебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся к наркотикам и алкоголю.

   Анализируя  данные таблицы можно сказать, что  уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе. По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (сводных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей.  Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляют меньший уровень девиации.

   Уместно сказать, что порой неполная семья  более полезна для ребенка, чем  неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате  этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

   Издержки  воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее  большинство неполных семей имеют  характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют  серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%.[21]

   Неполнота семьи увеличивает риск того, что  дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную  семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается.[22]

   Следует также отметить, что все неблагоприятные  факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.

   Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. 

   4. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ  СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ 

   Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

   Наше  государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

   В Кодексе о браке и семье  указано, что государство проявляет  заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

   Наиболее  общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи  с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие  одиноким матерям (не состоящим в  браке) на содержание и воспитание детей  в размере минимальной заработной платы.

   Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

   Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребенка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.

     Но нельзя рассматривать только  материальную сторону выхода  из этой ситуации. Прежде всего,  надо задуматься, почему же так  происходит? Можно ли возродить нуклеарную семью? Ответ на вопрос кроется в самом обществе.

   Рост  неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:  
-изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;  
-распространение добрачных связей;  
-изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;  
-утрата семьей своей производственной функции;  
-неподготовленность молодежи к браку;  
-завышенные требования по отношению к брачному партнеру;  
- алкоголизм и наркомания.  
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей:  
Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.  
Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.)  
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [5].  
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.  
Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву [7].  
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   По  результатам отношений в неполных семьях можно говорить о том, что  родители относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к нему (ведь именно это ребенку так необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верят в высокие возможности своего ребенка.

   Подобными же были результаты исследования родителей  детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они  уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними по возможности больше времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.  
Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них.

   Отношение к детям из полных и неполных семей  в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может  быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными.  

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

   1. Панкова Л.М. Человек и семья:  Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003

   2. Э. Тоффлер «Третья волна», гл.2,  Адекватная семья. – М.: АСТ,1999

   3. О положении детей в Российской  Федерации. Государственный доклад. М.:2000. с.82

   4. Синельников А.Б. Демографические  факторы изменения социально-экономического  потенциала семьи // Семья в  России, 1997, №3, с.103

   5. Харчев А.Г. Исследования семьи:  на пороге нового этапа // Социологические  исследования,1986, №3,с.24-27

   6. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003 с.

   7. Демография семьи. / Под ред. Е.Л.  Сороко, Е.М. Андреевой и др. // Семья  в России. 1994. №1. с.10-28

   8. Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века. С.- Петербург: Петрополис, 1999 с. 51

   9. Число и состав семей в Российской  Федерации (по данным переписи  населения 1989г.). Т.1.М. Республиканский  информационно-издательский центр. 1992. с.560

   10. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2

   11. Дементьева И.Ф. Негативные факторы  воспитания детей в неполной  семье// Социологические исследования, 2001, №11, с. 108

   12. Гаспарян Ю.А. «Семья: на пороге XXI века», С.-Петербург.1999 

   13. См.: Бруй В.П..  Татевосов Р.В.  К анализу микропереписи населения  1994 г.// Семья в России. 1995. №1-2. С. 182-187.

   14. Борисов В.А. Демография: Учебник  для ВУЗов. – М.: Пота Бене  Медиа Трейд Компания, 2003

   15. Карцева Л.В. Модель семьи в  условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96

   16. Российский статистический ежегодник:  Стат. Сб. / Госкомстат России М.,  1997.с.87; Бруй Б.П., Курилина Е.В.,  Варшавская Н.Е., Чумарина В.Ж.  О развитии демографических процессов в РФ в 1998 году // Вопросы статистики. 1999. №10. с.35

   17. Соловьев Н. Отец в современной  семье, как предмет социологического  исследования// Сб. ст.: Отец в современной  семье. Вильнюс, 1998

   18. Гурко Т.А. Программа социальной  работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15

   19. Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания  детей в неполных семьях в  Российской Федерации (на примере  Чувашской Республики).- Чебоксары:  Издательство Чувашского университета, 2004, с.19-20

   20. Гурко Т.А. Особенности развития  личности подростков в различных  типах семей // Социологические  исследования, 1996, № 3, с. 85

   21. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье  подростка// Народонаселение. 1998. №2

   22. Клупт М.А. От поколения –  к поколению// В  кн.: Современная семья. М., 1982. с. 3-12

Информация о работе Неполная семья