Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:57, реферат
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Неполная семья как современная социально- демографическая проблема
Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика…………………………………………………5
Основные типичные проблемы неполных семей…………………9
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы
Основные направления социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………...…15
Заключение …………………………………………………………...…19
Список использованной литературы……………………………..….21
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.
Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.
Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, – просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.
В
целом весь арсенал видов, форм, методов
и технологий, используемых центрами
и отделениями социальной помощи
семье и детям при проведении
конкретной практической социальной работы
с неполными семьями, достаточно
разнообразен. Как правило, их использование
зависит от местной специфики, реалий
и наиболее актуальных потребностей
жителей конкретных населенных пунктов.
Заключение
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Неполные семьи – это та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.
Хорошо
это или плохо – об этом можно
судить по-разному. С точки зрения
экономической безопасности государства,
распространение неполных семей
влечет за собой дополнительную финансовую
нагрузку, поскольку значительная часть
неполных семей на практике оказывается
малообеспеченными и
С
другой стороны, в современных условиях
демографического спада рождение каждого
ребенка является несомненным благом
для будущего государства и общества.
Сегодня российское общество быстро
стареет. По прогнозам Минэкономразвития
РФ, численность постоянного
Спорным остается и распространенное мнение о том, что неполные семьи не всегда благотворно влияют на развитие ребенка. Современная наука с помощью многих данных опровергает точку зрения, что именно факт наличия лишь одного родителя, является причиной различных отклонений в развитии детей. Напротив, есть данные, что иногда это даже является позитивным. По этому поводу убедительными кажутся слова журналистки Н. Нестеровой: «Есть, например, укоренившееся представление, что в семье, где мать одна воспитывает сына, мальчик вырастает инфантильным. Мама-одиночка сыночка в тепленьком тылу держит. И отпрыск выходит в жизнь с пышным букетом инфантилизма. Он уверен, что всегда найдется кто-то, кто решит проблемы (начальство, жена, государство) … Только ведь ерунда! Оглянитесь вокруг и историю вспомните. Как началось с Первой мировой – через революции, коллективизации, репрессии, Вторую мировую, освоение целины … – кто мальчишек, а также девчонок воспитывает? Матери. … И что? Мы общество с поголовно инфантильными мужиками? Ничего подобного! Меньше бы пили, им бы вообще цены не было … Только одинокая мать и способна воспитать настоящего заступника и бойца – мальчик видит, как тяжело маме, и стремится подставить плечо. Он будет лучше понимать жену, избежит многих семейных конфликтов…».
Поэтому
категорически заявлять о том, что
желание женщины родить и воспитать
ребенка в одиночку, безрассудно,
легкомысленно и пагубно, нельзя.
Семья имеет право на любой
образ жизни, на любой тип семейного
поведения (кроме криминального). Кроме
того, нельзя забывать о том, что не все
неполные семьи образуются в результате
выбора женщины. Часто это происходит
в результате независимых обстоятельств
– смерти супруга, развода и т.д. Еще и
поэтому рассуждать и морализировать
на тему о том, что неполные семьи – это
признак разрушения института семьи и
брака, с нашей точки зрения, некорректно.
Неполные семьи сегодня – это факт жизни.
Нужно думать о том, как эффективнее им
помогать выживать и развиваться.
Список
использованной литературы
Информация о работе Неполная семья. Проведение социальной работы