Неполная семья. Проведение социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Неполная семья как современная социально- демографическая проблема
Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика…………………………………………………5
Основные типичные проблемы неполных семей…………………9
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы
Основные направления социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………...…15
Заключение …………………………………………………………...…19
Список использованной литературы……………………………..….21

Работа содержит 1 файл

неполная семья.docx

— 42.09 Кб (Скачать)

       Важно отметить, что социальная работа с  неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

       Одним из значимых направлений поддержки  неполных семей в рамках среднесрочной  и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.

       Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной  и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным  индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

       Сегодня для российских социальных служб  это направление является одним  из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с  подростками, особенно с девушками, – просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной  беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными  и воспитать у них половую  культуру, и, тем самым, предотвратить  их риск оказаться в юношеском  возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто  утилитарных знаний о том, как  лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в  них уважение к духовным началам  отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

       В целом весь арсенал видов, форм, методов  и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование  зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов. 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Семья как социальная группа, в которой  совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Неполные семьи – это та форма  семейного жизнеустройства, которая  на нынешнем отрезке человеческой истории  стала достаточно распространенной. И это исторический факт.

       Хорошо  это или плохо – об этом можно  судить по-разному. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей  влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть  неполных семей на практике оказывается  малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных  неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически более низкий воспитательный потенциал  семьи с одним родителем и  т.д.

       С другой стороны, в современных условиях демографического спада рождение каждого  ребенка является несомненным благом для будущего государства и общества. Сегодня российское общество быстро стареет. По прогнозам Минэкономразвития  РФ, численность постоянного населения  в России в 2007 году уменьшится на 700 тысяч человек. К началу 2020 года численность  населения, по данным Росстата, составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 году; численность трудоспособного  населения – сократится на 13,6 млн. человек. Все это может нанести серьезный удар не только по экономике, но и создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире.

       Спорным остается и распространенное мнение о том, что неполные семьи не всегда благотворно влияют на развитие ребенка. Современная наука с помощью  многих данных опровергает точку  зрения, что именно факт наличия  лишь одного родителя, является причиной различных отклонений в развитии детей. Напротив, есть данные, что иногда это даже является позитивным. По этому поводу убедительными кажутся слова журналистки Н. Нестеровой: «Есть, например, укоренившееся представление, что в семье, где мать одна воспитывает сына, мальчик вырастает инфантильным. Мама-одиночка сыночка в тепленьком тылу держит. И отпрыск выходит в жизнь с пышным букетом инфантилизма. Он уверен, что всегда найдется кто-то, кто решит проблемы (начальство, жена, государство) … Только ведь ерунда! Оглянитесь вокруг и историю вспомните. Как началось с Первой мировой – через революции, коллективизации, репрессии, Вторую мировую, освоение целины … – кто мальчишек, а также девчонок воспитывает? Матери. … И что? Мы общество с поголовно инфантильными мужиками? Ничего подобного! Меньше бы пили, им бы вообще цены не было … Только одинокая мать и способна воспитать настоящего заступника и бойца – мальчик видит, как тяжело маме, и стремится подставить плечо. Он будет лучше понимать жену, избежит многих семейных конфликтов…».

       Поэтому категорически заявлять о том, что  желание женщины родить и воспитать  ребенка в одиночку, безрассудно, легкомысленно и пагубно, нельзя. Семья имеет право на любой  образ жизни, на любой тип семейного  поведения (кроме криминального). Кроме того, нельзя забывать о том, что не все неполные семьи образуются в результате выбора женщины. Часто это происходит в результате независимых обстоятельств – смерти супруга, развода и т.д. Еще и поэтому рассуждать и морализировать на тему о том, что неполные семьи – это признак разрушения института семьи и брака, с нашей точки зрения, некорректно. Неполные семьи сегодня – это факт жизни. Нужно думать о том, как эффективнее им помогать выживать и развиваться. 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы 

       
  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006 г. – 304 с.
  2. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. – М: Наука и техника, 2007 г.
  3. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования, 2001 г., №11
  4. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – 3-е изд., испр. – Екатеринбург: Деловая книга, М. – 2004 г. – 421 с.
  5. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009 г. – 208 с.
  6. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: «Академия», 2007 г. – 192 с.

Информация о работе Неполная семья. Проведение социальной работы