Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:07, реферат
В данном реферате рассматривается понятие девиантности в социологии. Особенное внимание уделено негативным отклонениям.
Вступление
Я решила исследовать такое
понятие как негативная девиантность
в социологии. Во все времена общество
пыталось подавлять, устранять нежелательные
формы человеческой жизнедеятельности
и их носителей. Методы и средства
определялись социально-экономическими
отношениями, общественным сознанием,
интересами правящей элиты. Проблемы социального
«зла» всегда привлекали внимание ученых.
Философы и юристы, медики и педагоги,
психологи и биологи
«Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации — в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы; повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это — социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные — дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это — социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция.» [1, 72]
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно сосуществуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).
Под девиантным (лат. deviato - отклонение) поведением понимают:
В первом значении – как индивидуальный поведенческий акт – девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. Во втором значении оно служит объектом социологии. Смешение этих двух понятий, уровней отклоняющегося поведения приводит к многочисленным методологическим трудностям. Да и сам термин «девиантное поведение» применительно к социальным явлениям звучит не совсем удачно. Оправданием его применения служат научная традиция и тот факт, что социальные отклонения (девиация) реализуются в деятельности людей.
Исходным для понимания отклонений (девиаций) служит понятие «норма». Однако дихотомия «норма/аномалия» относится к числу наименее определённых в науке. Под нормой понимают:
В теории организации сложилось более общее – для естественных и общественных наук – понимание норм как предела, меры допустимого. Социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от норм физиологических или биологических систем, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии, будучи продуктом искаженного отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама такая норма, нормальны же отклонения от нее.
«Таким образом, социальные отклонения могут иметь для системы двоякое значение: одни – негативные (социальная патология) – дисфункциональны, нарушают функционирование системы, дезорганизуют её, создавая угрозу самому существованию, другие – позитивные (социальное творчество) – служат средством совершенствования, прогрессивного развития системы, повышения её организованности.» [2, 74] При этом качества «позитивные» и «негативные» не имманентно присущи определённым формам отклоняющегося поведения, а лишь выражают отношение к ним общества. Границы между социально позитивным и негативным весьма подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, в одном и том же обществе в одно и то же время сосуществуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы») до преступных сообществ.
Итак, девиантность определяется как любое нарушение социальных норм или ожиданий и колеблется от плохих манер до серьезного преступления. Термин «девиантность» обычно относят к поведению, но может относиться также к внешнему виду. Социологи употребляют этот термин для обозначения нарушения общественных, а не статистических норм. Девиантность относительна, то есть определяется с точки зрения общественных норм конкретного места, времени, культуры.
С социологической точки зрения, девиантность свойственна любому «нормальному» общественному порядку. Каждое общество определяет некоторые действия или черты как девиантные. Более того, девиантность «нормальна» в том смысле, что она обычно является результатом тех же побуждений и стремлений, которые порождают обычное поведение.
Объективный подход
Структурные функционалисты считают отклонение явлением, которое можно изучить объективно. По мнению Э. Дюркгейма, число самоубийств в том или ином обществе представляет собой объективный показатель степени его распада. Согласно этому подходу, мы можем установить нормы и ценности, признанные в данном обществе, а исходя из этих норм конкретные случаи отклонения от них.
Если общество функционирует
исправно, люди, отклоняющиеся от принятых
норм, легко выделяются из массы
других людей и подвергаются наказанию,
строгость которого изменяется в
широких масштабах, от пересудов
и презрения до исключения из общности
и тюремного заключения. Наказание
нарушителей или лиц с
Исследователи, придерживающиеся
объективного подхода к отклонениям,
пытаются идентифицировать условия, способствующие
тому, что люди ведут себя отклоняющимся
образом, а также механизмы, посредством
которых отклонения ограничиваются
или контролируются. Если выигрыш
от отклоняющихся видов поведения
в данном обществе уменьшаются, а
вероятность наказания за них
увеличивается, люди перестают заниматься
отклоняющимися видами деятельности.
Поэтому, стремясь лучше понять особенности
нарушителей общественного
Субъективный подход
С позиций других социологов, отклонение никогда не будет устранено из жизни общества, потому что ничто не является отклоняющимся по своим внутренним характеристикам, то есть почти любое действие может быть обозначено и обозначалось в человеческом обществе в качестве «отклоняющегося». Для обоснования своего мнения они обращаются к историческим свидетельствам о том, что именно в различные исторические периоды воспринималось как отклонение, а также к сравнительному анализу данных по различным культурам. В своём первоначальном варианте напиток «кока-кола» содержал кокаин. В то время употребление кокаина не воспринималось в качестве отклонения. Позже оно стало восприниматься резко отрицательно. В то же время в определённых группах американского общества потребление кокаина в наше время не представляет собой ничего необычного. Подобные примеры подтверждают мнение, что отклонение социально определено. Определённая группа людей, стремясь к тому, чтобы та или иная деятельность воспринималась в качестве отклоняющегося поведения, обозначает ее в качестве отклоняющейся. Другими словами, в основе социального отклонения лежат социальные нормы.
Исследователи, придерживающиеся данного подхода, убеждены в том, что отклонение определено субъективно и социально. Они утверждают, что его невозможно устранить. В монастыре, например, многие из отклоняющихся, согласно общепринятым нормам, актов (например, пьянство или чтение порнографических изданий) случиться просто не могут, зато могут нарушаться другие нормы. Выражение «воровская честь» наводит на мысль, что даже среди воров отношения регулируются определенными нормами. Поскольку же в любой группе имеются нормы, само их существование несет в себе возможность отклонений.
Конфликтный подход
Представители конфликтного
подхода согласны с субъективистами,
что отклонение присутствует в восприятии
наблюдателя. Однако они уделяют
основное внимание не социально-психологическим
процессам (какое оказываемое на
индивида действие дает основание отнести
его к категории отклоняющихся
личностей), а исследование причин того,
что в качестве отклоняющихся
выделяются именно эти, а не какие-либо
другие акты. Обращаясь к идеям
первых социологов, например, К. Маркса,
они сосредоточивают свое внимание
на противоположности интересов
различных групп, входящих в данное
общество. Группы, в руках которых
находится власть, могут устанавливать
такие нормы и правила (определения
преступления и отклонения), которые
им выгодны. Как показывают результаты
анализа проблем неравенства, внимание
общественности более активно привлекается
к предполагаемым правонарушениям
в области социального
Девиантность как результат ослабления социальных связей.
Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом анализе сущности самоубийств. Одной из причин самоубийства, по мнению Дюркгейма, является аномия (буквально «безнормность», «разрегулированность»). Он подчеркивал, что социальные правила, нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Однако во время кризисных состояний общества или периода радикальных перемен наступает ослабление или противоречивость норм. Жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в нормах. В результате имеет место дезорганизованность, запутанность и, как следствие, девиантное поведение. [3]
Таким образом, основная мысль Э. Дюркгейма состоит в том, что причиной девиантного поведения людей является социальная дезорганизация (нарушение или распад социальной системы).
Термин «социальная
Р. Мертон развивал концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. По Мертону, одним из источников девиантности является противоречие между социально одобряемыми целями и средствами их достижения. Например, в обществе, которое высоко ценит личное богатство и в то же время не дает равного доступа к законным средствам его достижения (т.е. благодаря образованию или рабочему месту), некоторые люди обращаются к незаконным методам обогащения.
Именно тогда, когда система культурных ценностей превозносит фактически превыше всего определенные цели общего успеха для всего населения и в то же время полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части этого же самого населения, девиантное поведение распространяется в широком масштабе.
Таким образом, если Дюркгейм видел аномию в разрушении или ослаблении нормативной системы общества, то Мертон представляет аномию как «особый структурный разлад культуры», конфликт, дисбаланс между культурными ценностями и санкционированными институциональными средствами. Человек может либо принять, либо отвергнуть одобряемые обществом средства, может отвергнуть либо цели, либо средства и заменить их новыми. Сочетание этих различных возможностей дает пять способов адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт.