Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:02, практическая работа
Любой человек, входя в новый служебный коллектив, неизбежно становится участником двух видов отношений – формального и неформального.
Основные задачи данной работы:
1. Рассмотрение эффективности неформального общения между работниками;
2. Определение качественных характеристик традиционных неформальных отношений.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ»
Социологическое исследование
На
тему: «Неформальные отношения в коллективе»
Выполнили: студентки 342 группы
Филатова С.С.
Мурзабаева Г.К.
Научный
руководитель: Попазова О.А.
Санкт-Петербург
2012
Давно
замечено, что наличие социального
взаимодействия для человека является
необходимым элементом для
Таким
образом, любой человек, входя в
новый служебный коллектив, неизбежно
становится участником двух видов отношений
– формального и неформального.
Основные задачи данной работы:
1.
Рассмотрение эффективности
2.
Определение качественных характеристик
традиционных неформальных отношений.
Формальное общение – общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.
Неформальное общение — это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.
Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем. Большинству наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами.
Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.
Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.
Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.
Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:
Каждая
из этих форм неформального общения
так или иначе возникает в
любом трудовом коллективе с определенной
целью, а именно — наилучшей адаптации
к его внутренним правилам и законам
существования.
Преимущества
неформального общения.
«Защищенный тыл» — это особенно важно в условиях кризиса или при работе над ответственным заданием. От друзей обычно ждут поддержки, охотнее прислушиваются к их идеям в решении трудной задачи. А если вас постигла неудача или очередное «воспитательное воздействие» со стороны руководителя, то именно «свой» человек выслушает, поймет и встанет на вашу сторону.
«Дипломатия» — возможность обсудить конфиденциальную или негативную информацию без риска ее утечки. При этом проводить обсуждение можно и в нерабочее время. Приятельница, в отличие от рядового сотрудника, с пониманием отнесется к вашему звонку поздним вечером или в выходной день.
«Правдивые отчеты» — друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы становитесь обладательницей точной информации о положении дел в отделе или в определенном рабочем направлении, знаете мнение о вас и вашей работе. Возможность видеть ситуацию в коллективе как бы со стороны всегда поможет в построении отношений с другими сотрудниками и принятии необходимых решений.
«Посредническая миссия» — подруга по определению является вашими «глазами и ушами». В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. Именно она становится идеальным «передаточным звеном», способным в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения в сложной или конфликтной ситуации и получить искреннюю поддержку и понимание.
«Личный
психотерапевт» — иногда организация
или ее руководитель настолько жестко
навязывают дисциплину, соответствующие
рамки и правила, что это вызывает напряженность,
из такой ситуации хочется поскорее «выйти».
Таким возможным «бегством» и становится
неформальное общение. И в этом смысле
оно имеет реальное «терапевтическое»
значение.
Итак,
неформальное общение между сотрудниками
неизменно «вырастает» из дружеских
отношений, не определяемых должностными
инструкциями. Будучи участниками таких
взаимоотношений, вы связаны с коллегами
общностью взглядов и переживаний,
склонностей и интересов. У вас
нет указаний на обязанности, согласованных
ролей и, тем не менее в определенной
мере ваши тесные неформальные контакты
влияют как на вашу позицию в коллективе,
так и на общую картину взаимоотношений
в организации. Именно это общение
усиливает чувство солидарности
и причастности к коллективу, проявляющееся
не только в рабочее время, но и
в часы совместного отдыха.
Таким
образом, дружба во время работы и
по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь
формируют здоровый психологический
климат в компании и создают основу
для развития каждого члена организации
и коллектива в целом.
Список литературы: