Неформальные отношения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:02, практическая работа

Описание работы

Любой человек, входя в новый служебный коллектив, неизбежно становится участником двух видов отношений – формального и неформального.
Основные задачи данной работы:
1. Рассмотрение эффективности неформального общения между работниками;
2. Определение качественных характеристик традиционных неформальных отношений.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 25.84 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  БЮДЖЕТНОЕ  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 
 
 
 
 

                                                         

    Социологическое исследование

    На  тему: «Неформальные отношения в коллективе»  
 
 
 

    Выполнили: студентки 342 группы

    Филатова  С.С.

    Мурзабаева  Г.К.             

    Научный руководитель: Попазова О.А. 
 
 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург

    2012

    Давно замечено, что наличие социального  взаимодействия для человека является необходимым элементом для сохранения его психического здоровья. Для примера  вспомним небезызвестного Робинзона  Крузо, который начал чувствовать  себя на острове значительно лучше, после знакомства с Пятницей. Эта  тяга к общению также проявляется  и на рабочих местах современного человека. Одним из главных вопросов, который задают устроившемуся на новую работу друзья и родственники: «Ну, как коллектив?» И подразумевают они не столько профессиональный уровень новых сослуживцев близкого человека, а скорее их личностные качества. 

    Таким образом, любой человек, входя в  новый служебный коллектив, неизбежно  становится участником двух видов отношений  – формального и неформального. 

    Основные  задачи данной работы:

    1. Рассмотрение эффективности неформального общения между работниками;

    2. Определение качественных характеристик традиционных неформальных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формальное  общение – общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.

    Неформальное  общение — это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.

    Неформальные  отношения с научной точки  зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак  не проявляться, наоборот, положительные  эмоции как бы затушеваны. И нет  нужды их демонстрировать, так как  человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в  свою очередь, уверены в нем. Большинству наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами.

    Психологи считают, что неформальные отношения  существуют на основе двух уровней  психологической близости: первичном  и рациональном.

    Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

    Рациональный  уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

    Считается, что отношения, основанные на общих  ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно  присмотритесь к существующим в  вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

  • «Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.
  • «Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
  • «Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.
  • «Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».
  • «Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

    Каждая  из этих форм неформального общения  так или иначе возникает в  любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации  к его внутренним правилам и законам  существования. 

    Преимущества  неформального общения. 

      «Защищенный тыл» — это особенно важно в условиях кризиса или при работе над ответственным заданием. От друзей обычно ждут поддержки, охотнее прислушиваются к их идеям в решении трудной задачи. А если вас постигла неудача или очередное «воспитательное воздействие» со стороны руководителя, то именно «свой» человек выслушает, поймет и встанет на вашу сторону.

    «Дипломатия» — возможность обсудить конфиденциальную или негативную информацию без риска ее утечки. При этом проводить обсуждение можно и в нерабочее время. Приятельница, в отличие от рядового сотрудника, с пониманием отнесется к вашему звонку поздним вечером или в выходной день.

    «Правдивые  отчеты» — друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы становитесь обладательницей точной информации о положении дел в отделе или в определенном рабочем направлении, знаете мнение о вас и вашей работе. Возможность видеть ситуацию в коллективе как бы со стороны всегда поможет в построении отношений с другими сотрудниками и принятии необходимых решений.

    «Посредническая миссия» — подруга по определению является вашими «глазами и ушами». В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. Именно она становится идеальным «передаточным звеном», способным в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения в сложной или конфликтной ситуации и получить искреннюю поддержку и понимание.

    «Личный психотерапевт» — иногда организация или ее руководитель настолько жестко навязывают дисциплину, соответствующие рамки и правила, что это вызывает напряженность, из такой ситуации хочется поскорее «выйти». Таким возможным «бегством» и становится неформальное общение. И в этом смысле оно имеет реальное «терапевтическое» значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Итак, неформальное общение между сотрудниками неизменно «вырастает» из дружеских  отношений, не определяемых должностными инструкциями. Будучи участниками таких  взаимоотношений, вы связаны с коллегами  общностью взглядов и переживаний, склонностей и интересов. У вас  нет указаний на обязанности, согласованных  ролей и, тем не менее в определенной мере ваши тесные неформальные контакты влияют как на вашу позицию в коллективе, так и на общую картину взаимоотношений  в организации. Именно это общение  усиливает чувство солидарности и причастности к коллективу, проявляющееся  не только в рабочее время, но и  в часы совместного отдыха. 

    Таким образом, дружба во время работы и  по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический  климат в компании и создают основу для развития каждого члена организации  и коллектива в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Васильева, И. Н. Организация делопроизводства и персональный менеджмент : учеб. пособие [для вузов по эконом. спец.]. - 2-е изд. - М. : Вузов. учеб. ВЗФЭИ, 2004.
  2. Организация и планирование производства : [учеб. пособие для вузов / А. Н. Ильченко и др.] ; под ред. А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецовой : Academia, 2006.
  3. Одинцов, А. А. Менеджмент организации. Введение в специальность : [учеб. пособие для вузов по спец. "Менеджмент орг."]. - М. : Academia, 2007.
  4. http://dostignu.ru/81-neformalnye-otnosheniya-v-sluzhebnom-kollektive.html

Информация о работе Неформальные отношения в коллективе