Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:52, реферат
Цели:
1. Познакомиться с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями и идеологией.
2. Изучить мнения учеников старших классов по проблеме молодежных течений.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ И
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
В МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.
Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).
Неформалы - так называемая особая субкультура (Субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры). Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся.
Цели:
1. Познакомиться
с историей возникновения
2. Изучить мнения учеников старших классов по проблеме молодежных течений.
Проведя анкетирования
среди школьников, я хочу узнать,
что же в принципе известно учащимся
о неформалах и к каким течениям он
и себя относят. Сопоставить их мнения
с действительностью и сделать выводы
по поводу роли девиантной группы в обществе
в целом.
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В зарубежной науке
психология девиантного (отклоняющегося)
поведения сложилась как самостоятельная
научная и учебная дисциплина. В России
эта наука не имеет такого теоретического
и эмпирического опыта: она на пути становления
и развития. Тем не менее ни у зарубежных,
ни у отечественных авторов нет единой
точки зрения на то, что должен включать
в себя термин «отклоняющееся поведение».
Одни исследователи считают, что речь
должна идти о любых отклонениях от одобряемых
обществом социальных норм, другие предполагают
включить в это понятие только нарушения
правовых норм, третьи – различные виды
социальной патологии (убийство, наркотизм,
алкоголизм и т.п.), четвертые – социальное
творчество. Из всего выше сказанного
можно сделать вывод ,что девиация чрезвычайно
многолика.
Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Например, захват чеченскими боевиками школы в Бесланедля большинства россиян – преступная акция, т.е. явная девиация, но с точки зрения чеченцев, ведущих войну с российскими войсками, - акт возмездия и мужественный поступок.
На этом примере можно убедиться в том, что, во-первых, девиация связанна с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых различными людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением, другие – нормой, даже героизмом. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту.
Как и сами нормы,
так и поведение, отклоняющееся
от них, не являются однородными, а существенно
отличаются по своей социальной значимости.
Если нарушаются моральные нормы, существующие
в обществе обычаи, традиции, правила
общежития, то эти нарушения называются
ассоциальным поведением (антиобщественные
поступки). Для этих форм поведения характерна
небольшая степень общественной опасности,
которую целесообразно назвать общественной
вредностью. Если же нарушаются не только
моральные нормы, но и правовые нормы,
то мы имеем дело с противоправным поведением,
к которому относят хулиганство, хищения
и другие преступления.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося (девиантного) поведения:
Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
Противоправное
поведение, представляющее собою нарушение
как моральных, так и правовых норм и выражающееся
в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Динамизм психической
деятельности подростка в одинаковой
мере делает его податливым как в
сторону социально-позитивных, так
и в сторону социально-
При «первичной девиации»
на определенные отклонения окружающие
смотрят сквозь пальцы, а человек,
игнорирующий некие правила, не считает
себя нарушителем. Такие отклонения
граничат с незначительными проступками
или безнравственными действиями и
до поры до времени могут не замечаться.
На втором уровне отклоняющегося поведения
(вторичная девиация), окружающей социальной
группой или официальными организациями
человек открыто признается нарушителем
норм морали или права, что всегда
связано с определенной реакцией
на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося
поведения важно различать
Тем не менее нельзя считать любое отклонение от нормы девиантным поведением.
В таком случае все
социальные группы и все люди будут
подпадать под данное определение, так
как нет в обществе ни одного человека
и социальной группы, которые бы во всех
ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно
соответствовали нормам и правилам.
МОЛОДЕЖНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
Согласно русскому толковому словарю, неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы. В неформальной среде существует множество неформальных движений: хиппи, панки, металлисты, гранжеры, растаманы, толкиенисты и др.
ХИППИ
Хиппи – группы молодежи,
отвергающие установленные
Советский энциклопедический словарь.
Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь.
Это одно из
старейших неформальных
Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love, музыка "Дорз" и Дженис Джоплин6 - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея – пацифизм. Само слово “пацифизм” происходит от латинского “pacificus” (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как “борьба за мир” и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощённая ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: “А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его?”. У пацифиста есть ответ на этот вопрос, “Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот – его станет в два раза больше”.
Если же смотреть шире, то схожие идеи мы можем найти в библии. Некоторые одним из первых пацифистов называют Иисуса Христа. Как мы видим, его заповеди полностью выполняются пацифистами: “Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” и “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”. В принципе библейские заповеди и стали основой для идеологии хиппи.
И задолго до Христа сходные мысли высказывал ещё один знаменитый пацифист Суддхартха Гаутама, известный под именем Будды: “Освободи своё сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожится ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожится она”.
Из всего вышесказанного напрашивается логичный вывод о том, что многие люди, считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми. А рассуждают они примерно так: “Сам я человек мирный. Не собираюсь ни на кого нападать, но если нападут на меня или на моих близких, то, защищая их, я буду обороняться”.
Точно также многие
люди, не имеющие с хиппи ничего
общего, любят надеть на себя фенечки,
ксивники, хайратники. Сами хиппи иронично
называют таких людей “клюхами” (аббревиатура
от насмешливого выражения “Клуб Любителей
Хиппи”). В наши дни хипповская атрибутика
вошла в моду. Многие символы носятся людьми
“просто так”. Как видим – не все люди,
внешне напоминающие хиппи ими являются.
Влияние моды на людей – неизбежно.
Что же касается пацифика – излюбленного символа хиппи, то здесь существуют различные версии относительно того почему он имеет такой внешний вид.
Теория первая. В
период “холодной войны” между
СССР и США (60 –70 –е. гг. 20 в) во многих
европейских странах проходили
демонстрации протеста против разработки
обеими державами стратегического
оружия и размещения пусковых ракетных
шахт в Европе. Пацифисты принимали
в этих акциях самое активное участие.
С тех пор пацифик у многих ассоциируется
с ограничением ядерных вооружений: якобы
круг пацифика ознчачет “запрет”, а символ
в центре – ракета, которую нужно “ограничить”.
Теория вторая. Самая распространенная версия гласит, что центральный элемент пацифика – это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно – символ мира, радости и спокойствия.
Теория третья. Согласно этой теории центральная часть пацифика – руна. Если перевернуть её, то мы увидим нечто, напоминающее растущий тростник, или рога лося, что толкуется как “устремление вверх, сила, мощь”. Как известно, если перевернуть руну, то ее значение толкуется как противоположное, т.е. “покорность, спокойствие”. А круг в Древнем Египте являлся символом Солнца.
Существуют группы (объединения), неформалов, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие более чем двадцатилетнею историю и субкультуру. Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Это движение опирается на достаточно разработанную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, современного оккультизма, призывы авангардистов и прочие тому подобные идеи. И все же бытует мнение, что хиппи как явление остались в прошлом и в наше время их просто не существует. И если же и есть люди следующие идеям хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Очень сложно сосредоточиться на вещах нематериальных и освободиться от «бытовухи», когда все вокруг, даже люди любимые, считают твой путь ненормальным и стараются тебя «излечить». Но и среди современных хиппи существуют люди, которые духовно растут и которые стремятся к свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом, стритуют с гитарами и флейтами на людных улицах, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви. Быть хиппи - это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.
Информация о работе Неформальные объединения и девиантное поведение в молодежной культуре