Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:52, контрольная работа
Социология как самостоятельная научная дисциплина возникает в середине XIX века. Ее возникновение связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение к познанию, для которого характерно отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах; отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная достоверность как результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Эволюционизм - база натуралистических школ в социологии……………4
2. Характеристика основных натуралистических школ социологии
2.1. Механистическая школа……………………………………………….6
2.2. Географическая школа…………………………………………………8
2.3. Расово-антропологическая школа…………………………………….10
2.4. Биоорганическая школа……………………………………………….12
2.5. Социал-дарвинистская школа………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………..17
Расово-антропологическое
направление явилось одной из
наиболее реакционных в идеологическом
отношении разновидностей натурализма
в социологии. Расизм как социально-психологический
феномен существовал с
Несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводимы к нескольким базовым постулатам:
1) социальная жизнь и культура - продукт расово-антропологических факторов;
2) расы «не равны между
собой, и это обусловливает
неравенство («превосходство»,
3) социальное поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью;
4) расовые смешения вредны.
Все эти тезисы в развернутой форме в XIX в. впервые, выдвинул французский философ, писатель и дипломат Артюр де Гобино (1816-1882) в четырехтомной книге «Опыт о неравенстве человеческих рас».
Гобино стремился доказать, что социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас, а, напротив, детерминируются ею. «Это следствия, а не причины», - заявлял он [9. c. 66]. Именно в сфере расы Гобино искал решение центральной проблемы своего сочинения - проблемы упадка и гибели цивилизаций.
Другую расистскую «историософию»
создал Хаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927),
английский германофил, зять Рихарда
Вагнера, большую часть жизни
проживший в Германии. Чемберлен
внес наиболее значительный вклад в
создание человеконенавистнических мифов
германского фашизма. Недаром нацистские
«теоретики» присвоили ему
Одной из разновидностей расово-антропологического
направления явилась так
Попытка синтеза расизма и социального дарвинизма содержится и в работах Людвига Вольтмана (1871-1907). Многочисленные работы Вольтмана отличались грубым примитивизмом и откровенным пародированием науки для обоснования мифа о превосходстве «германской» расы. Его концепции представляют собой не более чем рационализацию изначального расового предрассудка.
Резюмируя рассмотрение расово-антропологического
направления, отметим, что стремление
поставить антропологические
Рассматривая социальные процессы как продукт и превращенную форму «игры кровей», расово-антропологическое направление было не только реакционным направлением внутри социологии, но и, по существу, антисоциологией, ибо сам предмет социологии - общество - растворялся в расе, трактуемой как главный субъект социально-исторического действия.
2.4 Биоорганическая школа
Метафора «организма» в применении к обществу известна с глубокой древности. Но для биоорганической школы важнейшим исходным пунктом стали организмические уподобления Конта и Спенсера, подкрепленные сильнейшей ориентацией на эволюционную биологию.
Историки социологии обычно
объединяют в биоорганическую школу
тех, для кого прототипом понятия
общества является понятие организма,
кто исходит из того, что общество,
подобно организму, представляет собой
не простую сумму отдельных
Крайние органицисты уподобляли развитие общества развитию биологического организма в соответствии с биогенетическим законом Мюллера - Геккеля (онтогенез повторяет филогенез) в его упрощенном толковании [11. с.169]. По их мнению, стадии общечеловеческой истории цивилизации (социальный филогенез) онтогенетически воспроизводятся индивидуальной историей молодых народов, государств, колоний, попавших в новые условия.
В крайней форме использовал органическую методологию в социологии русский сановник немецкого происхождения, печатавшийся в основном по-немецки, Пауль Лилиенфельд (1829-1903). Человеческое общество, по Лилиенфельду, подобно другим природным организмам, есть реальное единство [12. c.143]. Общество отличается от организма меньшей интеграцией. Но большая подвижность элементов (индивидов) в социальном организме означает только то, что он принадлежит к высшему классу организмов.
Видным представителем органической школы был немецкий экономист и социолог Альберт Шеффле (1831-1903). Разделяя со всей школой убеждение в преимуществе целостного подхода к социальным явлениям, Шеффле выделялся в ней тем, что придерживался традиций немецкого идеализма. Предметом социологии он объявлял духовные взаимоотношения между людьми, а также идеальные и технические способы и формы общения.
К биоорганической школе обычно причисляют французского философа-эклектика и социолога Альфреда Фулье (1838—1912), а также биолога и социолога Альфреда Эспинаса (1844—1922). Фулье пытался сочетать позитивизм с идеализмом, а принципы детерминизма - со свободой воли и персонализмом. Эспинаса можно считать одним из ранних предшественников зоопсихологии и этологии.
Общая методология органической школы содержала как верные принципы, вошедшие в историю социологической науки, так и ложные, давно ею отвергнутые. Ценной была попытка концептуализации структуры и функциональных связей социального целого.
Множество возможных типов социальной и культурной целостности школа в начале своей деятельности сводила к одному образцу - а именно к целостности биологического организма. Но из того, что общество не является простой суммой индивидов, а образует определенное единство, вовсе не следует, будто его целостность тождественна или подобна целостности биологического организма, а социокультурные зависимости подобны биологическим.
Ставя важные проблемы элементарных сходных черт в эволюции и организации сообществ животных и людей, школа недооценивала качественной специфики человеческого общества.
Марксистская социология пользуется понятием социального организма, чтобы подчеркнуть целостность общества как системы и взаимосвязь социальных процессов, никогда, однако, не подменяя социальные закономерности биологическими.
2.5 Социал-дарвинистская школа
Влияние дарвинизма так или иначе сказалось на концепциях самых различных представителей социологической мысли, в частности Габриэля Тарда, Лестера Уорда, Франклина Гиддингса, Эмиля Дюркгейма.
У этих и у ряда других социологов дарвинизм играл роль либо стимулятора гипотез, либо вспомогательного методологического инструмента. Однако некоторые буржуазные мыслители не ограничились подобным подходом и сделали теорию биологической эволюции непосредственным основанием своих социологических теорий, рассматривая естественный отбор и борьбу за существование как главные факторы социальной жизни. Так естественнонаучный дарвинизм был превращен в социальный дарвинизм.
Необходимо подчеркнуть, что сам Дарвин и другие основоположники дарвинизма - такие, как Альфред Уоллес и Томас Гексли, были противниками прямого перенесения биологических понятий в область социальных наук. Поэтому Дарвина нельзя считать основателем направления, получившего впоследствии название «социал-дарвинизм». Ученым, впервые систематически внедрявшим принципы эволюционной теории в область социальных наук, был Спенсер, рассматривавший естественный отбор, борьбу за существование и выживание наиболее приспособленных не только в качестве биологических, но и социологических феноменов. Именно он является подлинным создателем социал-дарвинистской школы.
Степень уподобления социальных
процессов биологическим у
Если у социал-дарвинистов
первой разновидности концепция
конфликта непосредственно
Подведем итог рассмотрению
социал-дарвинистской школы в
социологии. Как бы ни отличались друг
от друга концепция социал-
Социал-дарвинисты обратили
внимание на социальные конфликты, но
игнорировали ведущую роль классовой
борьбы, Буржуазия недаром увидела
в некоторых социал-
Заключение
Несмотря на серьезность некоторых поставленных проблем, натуралистические и биолого-эволюционные концепции в социологии XIX в. были в значительной мере спекулятивны и неисторичны. Резко критиковали эти концепции, хотя с иных позиций, и многие буржуазные социологи первой половины XX в., так что биологизация социальных явлений стала казаться явным анахронизмом, а натуралистические школы - тупиком в истории социологической мысли. Однако в связи с новейшими достижениями генетики, экологии и этологии споры снова возобновились.
За рубежом в последнее
время много пишут о «
Актуальность, теоретическое и практическое значение этой проблемы возросли в связи с тем, что «новейшие успехи биологии, и в частности генетики, создают условия для исследования многообразных конкретных форм взаимодействия биологического и социального в процессе развития и жизни человека и общества.
Последняя задача привела к возникновению за рубежом «человеческой экологии», начальные понятия которой были заложены географической школой, поскольку она тоже изучала жизненные связи человека с его так или иначе определенной средой. Однако, несмотря на совпадение некоторых постановок проблем в натуралистической социологии XIX — начала XX в. и в современной науке все же нельзя задним числом привносить содержание новых понятий в старые теории.
Список литературы