Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:18, курсовая работа
Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу несомненно можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах, в частности насилие над женщиной.
Насилие над женщинами совершается во всех странах мира и остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. В среднем каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения с ней.
В 1997 году Генеральная
Ассамблея ООН приняла
Кроме того ООН предлагает
модельное законодательство о насилии
в семье. Оно может быть взято
за основу для разработки законодательных
актов в области насилия в
семье в разных странах.
Целями модельного
законодательства являются: способствование
соблюдению международных стандартов
в области прав человека, в особенности
тех, которые сформулированы в Декларации
ООН об искоренении насилия в
отношении женщин, определившей насилие
в отношении женщин как «любой
акт насилия, совершенный на основании
полового признака, который причиняет
или может причинить
Кроме того здесь
предлагаются механизмы подачи жалоб
на насилие в семье исходящих
от жертв насилия. Подробно описываются
действия сотрудников полиции, социальных
работников, судебных органов.
Международной и
российской законодательную базу в
области защиты прав женщин, можно
условно разделить на законодательные
акты в области прав человека вообще,
и на акты касающиеся прав женщин.
К законодательным
актам о правах человека относятся
Всеобщая Декларация
прав человека (1948 г.) В которой говорится,
что все люди имеют на жизнь
без насилия, Европейская Конвенция
о защите прав и основных свобод
человека.
К актам касающиеся
прав женщин относятся:
Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации женщин, в
которой сказано, что достижение
полного равенства прав мужчин и
женщин необходимая задача государства,
и оно должно всеми имеющимися
в распоряжении способами изменять
традиционную роль мужчин и женщин.
Государство имеет
право вмешаться во внутреннюю жизнь
семьи и брать на себя функции
защиты, когда семья превращается
в источник эксплуатации и злоупотреблений.
Российская Федерация
ратифицировала международные правозащитные
соглашения, взяв тем самым на себя
обязательства по защите женщин от
насилия, совершаемого как государственными,
так и частными лицами и организациями.
Это означает, что ни Президент
Российской Федерации, ни Правительство
Российской Федерации не могут игнорировать
обязательства, взятые Россией в
Пекине на последней Четвертой Всемирной
конференции ООН по положению
женщин (1995).
В России предпринимались
попытки внести законопроекты о
домашнем насилии на рассмотрение в
парламент. Последний проект Федерального
закона «Об основах социально-правовой
защиты от насилия в семье» в соответствии
с решением Совета Государственной
Думы от 29 марта 1999 года (выписка из
протокола №198, пункт 53) снят с рассмотрения
«в связи с отзывом авторами».
Законодательная база
Российской Федерации содержит в
себе различные нормативные акты,
регулирующие социальную защиту населения,
в том числе и граждан, столкнувшихся
с проблемой насилия как в
семье, так и в других сферах жизни.
Основополагающим документом всей правовой
системы России является Конституция
РФ. Положения, закрепленные в Конституции
РФ и международных правовых документах,
конкретизируются в ряде нормативных
актов: Гражданский кодекс РФ, уголовный
кодекс РФ, Трудовой кодекс, Кодекс об
административных правонарушениях
и др. основными статьями и законами,
которые регулируют защиту женщин от
насилия являются:
Конституция Российской
Федерации – в Конституции
Российской Федерации прописано, что
основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения (ст. 17); осуществление прав
и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы
других лиц; все равны перед законом
и судом; государство гарантирует
равенство прав и свобод человека
и гражданина, независимо от пола, места
жительства; мужчина и женщина
имеют равные права и свободы
и равные возможности в их реализации
(ст. 19); никто не должен подвергаться
пыткам, насилию, другому жестокому
или затрагивающему человеческое достоинство
обращению или наказанию (ст. 21). В
соответствии с Конституцией РФ каждый
имеет право на «свободу и личную
неприкосновенность». Охране прав личности
в той или иной степени подчинена
вся система права (ст. 22). Каждому
гарантируется судебная защита его
прав и свобод (ст. 46), а также право
на получение квалифицированной
юридической помощи (ст. 48).
Другим документом
в области защиты прав женщин, испытывающих
насилие является Уголовный Кодекс
Российской Федерации – при решении
вопросов защиты прав женщин, подвергающихся
насилию в семье, как показывает
практика, наиболее часто применяются:
ст. 112 «умышленное причинение вреда
здоровью средней тяжести»; ст. 115 «умышленное
причинение вреда здоровью»; ст. 116 «Побои»;
ст. 117 «Истязания»; ст. 119 «угроза убийством,
или причинение тяжкого вреда
здоровью». В течение 2002–2004 гг. были
внесены изменения и дополнения
в УК, расширяющие понимание природы
насилия не только как физического,
но и как психологического воздействия
на потерпевшего.
Кроме вышеперечисленного
законодательства, которое используется
при оказании юридической помощи
лицам, подвергающимся насилию, немаловажны
нормы гражданского законодательства,
в частности Гражданский кодекс
РФ: при возмещении вреда применяются
требования, предусмотренные ст. 1064–1083
Гражданского кодекса, а при компенсации
морального вреда – ст. 1099–1101 ГК
РФ.
Также к нормативно-правовым
документам по защите женщин от насилия
можно отнести:
Постановления Правительства
Российской Федерации:
«О концепции улучшения
положения женщин в Российской Федерации»
от 8 января 1996 г., №6.
«Об утверждении
Национального плана действий по
улучшению положения женщин и
повышении их роли в обществе до
2000 года» от 29 августа 1996 г., №1032.
Постановление Министерства
труда и социального развития
«Об утверждении примерного положения
о Кризисном центре помощи женщинам»
от 10 июля 1997 г., №40;
Постановления Государственной
Думы Российской Федерации:
«О Концепции законотворческой
деятельности по обеспечению равных
прав и возможностей мужчин и женщин»
от 20 ноября 1997 г. №1929–11 ГД.
В «Концепции улучшения
положения женщин в Российской Федерации»
(далее: Концепция), одобренной Правительством
РФ, в первой ее части «Важнейшие
особенности статуса женщин, вызывающие
особую озабоченность в Российской
Федерации» присутствует целый подраздел
«Насилие в отношении женщин», в
котором признается, что «проблема
насилия в отношении женщин не
получила до сих пор должной оценки
и необходимого разрешения». В нем
также зафиксировано, что насилие
в отношении женщин «имеет место
во всех сферах жизнедеятельности, включая
работу и семью», и перечислены
формы, наиболее ярко выражающие насилие
в отношении женщин – «принуждение
к сожительству и проституции, изнасилования,
бытовое насилие и убийства на
почве алкоголизма, наркомании, садизм,
систематическое избиение и психологическое
насилие». Отмечено, что «сложным остается
положение женщин в чрезвычайных
условиях межнациональных и военных
конфликтов, а также женщин –
беженцев и вынужденных переселенцев».
Согласно этому
документу, «рост насилия в отношении
женщин обусловлен ухудшением криминогенной
обстановки, ослаблением воспитания
в семье, школе, коллективе и обществе
в целом, пропагандой эксплуатации
женской сексуальности, обнаженного
тела в средствах массовой информации
и, наконец, «отсутствием соответствующего
законодательства, неэффективной работой
правоохранительных органов».
Здесь же дается официальная
статистика преступлений в отношении
женщин с оговоркой, что официальная
статистика не отражает реальной картины
преступлений в отношении женщин.
Концепция определяет
стратегические цели и основные подходы
к их реализации в области пресечения
насилия в отношении женщин, которые
включают: недопущение насилия в
отношении женщин во всех сферах их
жизнедеятельности в
разработку механизма
взаимодействия с неправительственными
организациями, занимающимися проблемами
реабилитации женщин;
развитие широкой
сети служб, обеспечивающих помощь жертвам
насилия, и консультирование населения
по вопросам профилактики насилия в
отношении женщин; проведение информационной,
образовательной и
Таким образом, данное
постановление Правительства РФ
– официальный документ исполнительной
ветви власти, в котором содержится
признание государственным
В октябре 2007 года в
Государственной Думе РФ внесен проект
закона «Об основах государственной
поддержки семьи в РФ», где
вопросам предупреждения насилия в
семье уделено особое внимание, в
том числе, дана попытка дать правовое
определение данному явлению. Несмотря
на то, что закон носит рамочный
характер, его принятие позволило
бы создать правовую основу для искоренения
насилия в семье, реализовать
системный подход осуществления
государственной поддержки
принципы государственной
поддержки семьи; приоритетные направления
государственной поддержки
Однако до настоящего
времени проект закона не рассмотрен.
Основной причиной,
тормозящей принятие законов, карающих
за насилие над женщиной в семье,
является недостаточное осознание
многими, в том числе общественными
и политическими деятелями, действительной
значимости этой проблемы.