Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:23, реферат
Представление о системном единстве биологического и социального в личности характеризует и понимание личности Э. Фроммом – выдающимся психологом и философом 20 столетия, - который считал, что личность есть целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Личность включает в себя темперамент, способности, особенности эмоционально волевой сферы, характер. Но сущность личности – ее ценностная ориентация, ее мотивационная сфера, система социальных отношений и установок, в том числе и самоотношение.
Введение………………………………………………………………………3стр.
1.Иерархическая структура личности……………………………………….4стр.
2. Понятие и сущность направленности личности…………………………6стр.
Заключение…………………………………………………………………..11стр.
Список литературы…………………………………………………………12стр.
Сочинский
государственный университет
Филиал
сочинского государственного университета
туризма и курортного дела в г.
Нижний Новгород.
Реферат по психологии на тему:
«Направленность
личности»
Выполнила:
Студентка группы М-23-09.
Жаркова Е. О.
Проверил:
Метиева
Л. А.
Н.Новгород.
2010г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Иерархическая структура личности……………………………………….4стр.
2. Понятие
и сущность направленности
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение:
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только психология, но и многие другие науки, такие как философия, педагогика, социология и другие. В самой же психологии нет такой области, в которой был бы «личностный взгляд» на какую-либо проблему.
Существует
много определений понятия «
Итак, Личность – социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения.
В немного упрощенном виде можно сказать, что личность – это социальная сущность человека. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Индивид – это биологическая сущность человека.
Но было бы неправильно представлять существование этих сущностей в разрозненном виде.
Представление
о системном единстве биологического
и социального в личности характеризует
и понимание личности Э. Фроммом
– выдающимся психологом и философом
20 столетия, - который считал, что
личность есть целостность врожденных
и приобретенных психических
свойств, характеризующих индивида
и делающих его уникальным. Личность
включает в себя темперамент, способности,
особенности эмоционально волевой
сферы, характер. Но сущность личности
– ее ценностная ориентация, ее мотивационная
сфера, система социальных отношений
и установок, в том числе и
самоотношение.
Подструктуры | Подструктуры
подструктур |
Соотношение социального
и биологического |
Специфические виды формирования | Необходимые уровни психологического анализа |
Направленность личности | Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы. | Биологического почти нет. | Воспитание. | Социально-психологический |
Опыт | Привычки,
Умения, Знания. |
Значительно больше социального. | Обучение. | Психолого-педагогический |
Особенности психических процессов | Внимание,
Мышление, Ощущение, Эмоции, Память. |
Больше социального. | Упражнение. | Индивидуально-психологический |
Биопсихические свойства | Темперамент. | Социального почти нет. | Тренировка. | Психофизиологический. |
Важнейшие компоненты структуры личности - способности, темперамент, харктер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности
– это индивидуально-
Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Волевые
качества охватывают несколько специальных
личностных свойств, влияющих на стремление
человека к достижению поставленных
целей. Эмоции и мотивация – это,
соответственно, переживания и побуждения
к деятельности, а социальные установки
– убеждения и отношения людей.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, взглядов, потребностей, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).
Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
- идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;
- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.
Сочетание
мышления и воли, проявляемых в
поведении и действиях
- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;
- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.
Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;
- позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;
- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.
В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.
Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи