Накопительная пенсионная система, ее структура и особенности развития в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ накопительной системы пенсионного обеспечения в Республики Казахстан, на примере казахстанского накопительного пенсионного фонда «ГНПФ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 5
1.1. Понятие накопительной пенсионной системы РК 5
1.2 Структура пенсионной системы Республики Казахстан 8
1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 10
2 АО "НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД «ГНПФ» 14
2.1 Основные приоритеты «ГНПФ» 14
2.2 Инвестиционная полтика «ГНПФ» 16
3 НАПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана 18
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
</h3>

Работа содержит 1 файл

kontrosha.kz.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

<h1>Деньги, кредит, банки</h1>

<h1>Курсовая работа</h1>

<h1>29</h1>

<h2>Накопительная пенсионная система, ее структура и особенности развития в Республике Казахстан</h2>

<h3>СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  5

1.1. Понятие накопительной  пенсионной системы РК 5

1.2 Структура пенсионной  системы Республики Казахстан 8

1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 10

2 АО "НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД «ГНПФ» 14

2.1 Основные приоритеты «ГНПФ» 14

2.2 Инвестиционная полтика  «ГНПФ» 16

3 НАПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18

3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана 18

3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

</h3> 
<h4>ВВЕДЕНИЕ

Казахстан первым среди стран СНГ  начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.

Изначально реформа  была задумана и реализована, чтобы  снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей курсовой работе.

Пенсионная система - это сложнейший механизм, любой сбой в котором  мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

Целью курсовой работы является анализ накопительной системы пенсионного обеспечения в Республики Казахстан, на примере казахстанского накопительного пенсионного фонда «ГНПФ».

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть  понятие накопительной пенсионной  системы Республики Казахстан;

- изучить  основные приоритеты накопительного пенсионного фонда «ГНПФ»;

- охарактеризовать  основные направления совершенствования  накопительной пенсионной системы.

Объект исследования – накопительная пенсионная система Республики Казахстан и казахстанский накопительный пенсионный фонд «ГНПФ».</h4>

 

<h4>1 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1. Понятие накопительной пенсионной  системы РК

Пенсионными фондами управляют  управляющие компании, которые вырабатывают стратегию вложений средств. В результате такой системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на социальное обеспечение пенсионеров.</h4>  

«Для того чтобы пенсионная система стала полностью понятна народу, нужно 40–45 лет, должно смениться ровно одно поколение казахстанцев и прожить в этой системе».

За основу нашей пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый вступающий в накопительную пенсионную схему получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.

Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько  лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

1) установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка РК  и Государственного центра по выплате пенсий;

2) четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;

3) законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

К прямым участникам пенсионной системы  относятся три общественных объединения  – Союз участников пенсионной системы РК, объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов РК, полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и  преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

Пенсионные взносы направляются в  Государственный накопительный  пенсионный фонд или негосударственный  накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

 

 

<h4>1.2 Структура пенсионной системы Республики Казахстан

В казахстанской структуре накопительной  пенсионной системы действует три  основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.

Пенсионные  фонды привлекают пенсионные взносы, осуществляют пенсионные выплаты и ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков. Они работают как операторы ваших отчислений. ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов. </h4>

Несколько лет  назад государство разрешило пенсионным фондам получать лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами. И на сегодняшний день 9 из 14 фондов имеют такие лицензии. За свою работу НПФ получают комиссионное вознаграждение, которое состоит из двух пунктов:

1) не более  15% от инвестиционного дохода (эта  сумма распределяется между НПФ  и ООИУПА согласно двустороннему  договору между ними или полностью  взимается НПФ в случае, если  он сам осуществляет инвестиционное  управление пенсионными активами);

2) еще 0,05% в месяц финансовый институт получает от пенсионных активов.

Третий элемент  системы – банк-кастодиан, который  не может быть аффинированным с НПФ  либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. У управляющей компании есть счет в банке. Совершая покупку ЦБ, она дает поручение банку-кастодиану оформить сделку и перечислить деньги на определенный счет. Набор финансовых инструментов строго регламентирован, и вне этого списка банк-кастодиан не имеет права переводить средства вкладчиков, что сводит возможность нецелевого использования пенсионных отчислений к нулю. Это система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.

Чтобы исключить  возможность нецелевого использования  средств фондами, законодательство запрещает НПФ:

1) заниматься  предпринимательской деятельностью; 

2) покупать  или продавать имущество (исключение  составляют имущество для собственных  нужд и некоторые финансовые  инструменты, перечень которых  определяется АФН);

3) оказывать услуги по страхованию;

4) передавать  в залог пенсионные активы;

5) выпускать  ценные бумаги (кроме акций).

Пенсионное  обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Первый  уровень – это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после распада последнего и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию, по состоянию на 1 января 1998 года, составляет не менее шести месяцев.

Наряду  с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система.

Второй  уровень – это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.

Третий  уровень – накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер – полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.  

Накопительная пенсионная система обязывает задействованное  в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий уровень).

 

<h4>1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Информация о работе Накопительная пенсионная система, ее структура и особенности развития в Республике Казахстан