Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ накопительной системы пенсионного обеспечения в Республики Казахстан, на примере казахстанского накопительного пенсионного фонда «ГНПФ».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 5
1.1. Понятие накопительной пенсионной системы РК 5
1.2 Структура пенсионной системы Республики Казахстан 8
1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 10
2 АО "НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД «ГНПФ» 14
2.1 Основные приоритеты «ГНПФ» 14
2.2 Инвестиционная полтика «ГНПФ» 16
3 НАПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана 18
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
</h3>
<h1>Деньги, кредит, банки</h1>
<h1>Курсовая работа</h1>
<h1>29</h1>
<h2>Накопительная пенсионная система, ее структура и особенности развития в Республике Казахстан</h2>
<h3>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 5
1.1. Понятие накопительной пенсионной системы РК 5
1.2 Структура пенсионной системы Республики Казахстан 8
1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 10
2 АО "НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД «ГНПФ» 14
2.1 Основные приоритеты «ГНПФ» 14
2.2 Инвестиционная полтика «ГНПФ» 16
3 НАПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана 18
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
</h3>
<h4>ВВЕДЕНИЕ
Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей курсовой работе.
Пенсионная система - это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.
Целью курсовой работы является анализ накопительной системы пенсионного обеспечения в Республики Казахстан, на примере казахстанского накопительного пенсионного фонда «ГНПФ».
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть
понятие накопительной
- изучить
основные приоритеты
- охарактеризовать
основные направления
Объект исследования – накопительная пенсионная система Республики Казахстан и казахстанский накопительный пенсионный фонд «ГНПФ».</h4>
<h4>1 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1. Понятие накопительной
Пенсионными фондами управляют управляющие компании, которые вырабатывают стратегию вложений средств. В результате такой системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на социальное обеспечение пенсионеров.</h4>
«Для того чтобы пенсионная система стала полностью понятна народу, нужно 40–45 лет, должно смениться ровно одно поколение казахстанцев и прожить в этой системе».
За основу нашей пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый вступающий в накопительную пенсионную схему получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.
Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:
1) установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка РК и Государственного центра по выплате пенсий;
2) четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;
3) законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.
Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.
К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы РК, объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов РК, полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.
Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.
Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).
Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.
<h4>1.2 Структура пенсионной системы Республики Казахстан
В казахстанской структуре
Пенсионные фонды привлекают пенсионные взносы, осуществляют пенсионные выплаты и ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков. Они работают как операторы ваших отчислений. ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов. </h4>
Несколько лет назад государство разрешило пенсионным фондам получать лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами. И на сегодняшний день 9 из 14 фондов имеют такие лицензии. За свою работу НПФ получают комиссионное вознаграждение, которое состоит из двух пунктов:
1) не более
15% от инвестиционного дохода (эта
сумма распределяется между
2) еще 0,05% в месяц финансовый институт получает от пенсионных активов.
Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффинированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. У управляющей компании есть счет в банке. Совершая покупку ЦБ, она дает поручение банку-кастодиану оформить сделку и перечислить деньги на определенный счет. Набор финансовых инструментов строго регламентирован, и вне этого списка банк-кастодиан не имеет права переводить средства вкладчиков, что сводит возможность нецелевого использования пенсионных отчислений к нулю. Это система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.
Чтобы исключить возможность нецелевого использования средств фондами, законодательство запрещает НПФ:
1) заниматься
предпринимательской
2) покупать
или продавать имущество (
3) оказывать услуги по страхованию;
4) передавать в залог пенсионные активы;
5) выпускать ценные бумаги (кроме акций).
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.
Первый уровень – это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после распада последнего и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию, по состоянию на 1 января 1998 года, составляет не менее шести месяцев.
Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система.
Второй уровень – это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.
Третий уровень – накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер – полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.
Накопительная
пенсионная система обязывает
<h4>1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»