В социальных конфликтах
России важное место занимают межнациональные
и межэтнические конфликты. Эти
конфликты являются наиболее сложными
среди социальных конфликтов. К социальным
противоречиям, языковым и культурным
проблемам добавляется историческая
память, которая углубляет конфликт.
Особенность межэтнических
конфликтов в России обусловлена
главным образом тем, что разбуженное
национальное самосознание нередко
обостряют межэтнические противоречия
дестабилизируют социально-политическую
ситуацию в стране. Впервые в истории
нравственное самочувствие русского народа,
его самосознание испытывают существенную
ущемленность, когда каждый другой,
даже не большой по численности народ,
может предстать перед ним
в качестве врага.
4.Пути
разрешения.
Даже
в самых острых конфликтных ситуациях
(а может быть, особенно в них)
одной из первых промежуточных фаз
урегулирования должна быть юридизация
конфликта. Это предполагает: во-первых,
прекращение насилия; во-вторых, организацию
диалога между сторонами конфликта;
в-третьих, обеспечение участия в
таком диалоге полномочных и
ответственных представителей каждой
стороны, лучше всего – государственных
органов (а не, скажем, лидеров экстремистских
групп или «полевых командиров»);
в-четвертых, формулирование требований
и претензий каждой из сторон в
категориях, хотя бы в принципе подлежащих
юридическому переформулированию и
правовой оценке; в-пятых, юридическую
фиксацию итогов каждой из стадий переговоров,
в том числе поддающихся контролю
обязательств каждой из сторон; в-шестых,
максимально определенное формулирование
условий итогового соглашения, придание
этому соглашению легитимности с
помощью какой-либо из форм его ратификации
или народного одобрения. Из перечисленного,
думается, ясно, что среди ключевых
фигур участников переговоров должны
быть юристы. Очень важна также
роль посредников, о которой будет
сказано несколько позже. Но, разумеется,
само по себе подписание каких-либо соглашений
еще не гарантирует погашения
конфликта Определяющей является готовность
сторон их выполнять, а не использовать
в качестве «дымовой завесы» для
продолжения попыток добиваться
своих целей неправовыми средствами.
А
для этого, в свою очередь, необходимо
хотя бы частичное преодоление конфликта
интересов или по крайней мере
снижение его остроты, к чему может
повести, например, появление в отношениях
между сторонами новых стимулов.
Скажем, суровая экономическая необходимость,
заинтересованность сторон в ресурсах
друг друга, «премии» за урегулирование
конфликта в виде международной
или иностранной помощи могут (правда
не всегда) переключить интересы конфликтующих
сторон в иную плоскость и значительно
притушить конфликт.
Таки.м
образом, в социально-политическом
плане пути к преодолению конфликтов
лежат либо через хотя бы частичное
удовлетворение требований сторон, либо
через понижение для них актуальности
предмета конфликта
Заключение.
1. Межэтнические
конфликты являются важной проблемой
в современном мире. Межэтнические
конфликты происходят между отдельными
представителями, социальными группами
различных этносов. Этносом движет
потребность в самосохранении, защите
своих ценностей и традиций. Наиболее
болезненны и эмоционально насыщенны
конфликты, возникающие в результате
ущемления ценности этноса. Ценностные
конфликты могут иметь место
в любой сфере жизнедеятельности
общества. Но более четко специфика
ценностных межэтнических конфликтов
проявляется в противоречиях,
связанных с различиями в культуре,
языке, религии и других социокультурных
особенностях этносов.
2. Межэтнические
конфликты множественны по своей
природе. Исследователи предлагают
самые разные их классификации.
По целям, которые ставят перед
собой вовлеченные в конфликт
стороны, межэтнические конфликты
можно подразделить на: социально-экономические,
при которых выдвигаются требования
гражданского равноправия (от
прав граждан до равного экономического
положения); культурно-языковые и
конфессиональные, при которых выдвигаемые
требования затрагивают проблемы
сохранения или возрождения функций
языка, культуры, религии, этнической
общности; политические, если участвующие
в них этнические меньшинства
добиваются политических прав (от
автономии местных органов власти
до полномасштабного конфедерализма);
территориальные - если в их
основе лежат требования изменения
границ, присоединения к другому
(«родственному» с культурно-исторической
точки зрения) государству или
создания нового независимого
государства. Кроме целевого подхода,
природу межэтнических конфликтов
можно рассматривать с точки
зрения структурных изменений
в обществе как основы противоречий,
приводящих к конфликтам.
3. Межнациональные
конфликты весьма вредны как
для любой страны, так и для
всего общества в целом. Они
порождают множество социальных
проблем, психологическую напряженность
в социуме, нестабильность в
обществе.
4. Поэтому
необходима грамотная национальная
политика для предотвращения
межэтнических конфликтов. Политика
дружбы между народами и политика
их свободы и независимости
должны быть не разными политиками,
а единой государственной национальной
политикой России. Гармоничное соотношение
двух факторов - этнического, национального,
и интернационального, общечеловеческого,
- должно составлять суть государственной
национальной политики России
в современных условиях.
Список
использованной
литературы.
1) Акиева
М. Х. Взаимодействие культур
как фактор политической консолидации
общества / Духовно-культурные процессы
в современной России. - М.: ИНФРА-М,
1998
2) Козер
Л. Функции социального конфликта.
- М.: Идея-прес, 2000
3) Осипов
А. Г. К вопросу о генезисе
межэтнических конфликтов. Этнические
конфликты в СССР: Причины, особенности,
проблемы изучения. - М.: ИЭА РАН, 1991