Национальная ксенофобия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Одновременно с унифицирующими многие стороны жизни процессами глобализации, все большую ценность для человечества приобретают индивидуальные и культурные особенности. Люди стремятся сохранить уникальность того знакомого, безопасного и комфортного мира, который они называют «своим», и преисполнены решимости защищать его. Так же как и раньше, они продолжают упорно проводить видимые и невидимые границы, таким образом отделяя себя от чужих людей и миров.
«Чуждых» обычно сторонятся или открыто отвергают, считают виновниками бедствий и проблем, а поэтому принимают за врагов.

Работа содержит 1 файл

katyalilyaxenofobia.docx

— 57.94 Кб (Скачать)

Распределение студентов ФИиСТех по полу, курсу  обучения, специальности и национальности показаны в Таблицах 19-22 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Была  опровергнута гипотеза, в которой  говорится о том, что студентам  ФИиСТех, в целом, присущ  высокий  уровень толерантности к гражданам  других стран, принадлежащих другому  этносу и культуре. Лишь 30,8% опрошенных одинаково относятся ко всем людям, а 69,2% респондентов испытывают дискриминацию  по отношению к гражданам других стран, принадлежащих другому этносу и культуре. Причинами таких ксенофобных настроений могут являться предубеждения, стереотипы, влияние экстремистских сообществ, воздействие СМИ, визуальные различия и др.

Была подтверждена гипотеза о том, что юноши и девушки проявляют разный уровень национальной ксенофобии (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Таблица 5). В целом, девушки более лояльно относятся к представителям других национальностей. Одинаково относятся ко всем людям 78,1% девушек и менее четверти юношей. Показатели неприязни по отношению к представителям некоторых наций и народов у девушек и юношей схожи – 51,6% / 48,4% соответственно. С неприязнью ко всем представителям иной национальности относится подавляющее большинство юношей (70%) и 30 % девушек.

Была  также подтверждена гипотеза о том, что случаи стычек на почве национальной неприязни не отражают настроения большинства  студентов ФИиСТех (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Таблица 8). Так считают 66,4% опрошенных. Полярное мнение выразили 26% респондентов и 7, 7% опрошенных затруднились ответить. Такое распределение мнений, скорее всего, обусловлено тем, что серьёзных и получающих огласки конфликтов на национальной почве между студентами ФИиСТех не происходит.

На основе полученных данных нами были сделаны  следующие рекомендации по снижению уровня ксенофобии на ФИиСТех:

1. Необходимо  в корне пересмотреть имеющиеся  подходы к деятельности по  предотвращению ксенофобии, чтобы  соответствующие федеральные и  региональные программы способствовали  решению реальных проблем и  вызовов, давали молодежи возможность  формировать собственное мнение  о спорных вопросах и явлениях  российской действительности, таких  как проблемы национальных, религиозных  и других меньшинств.

2. Следует  внедрить на факультете специальные  комплексные программы по интеграции  и адаптации  иностранных студентов,  стимулированию инициатив российских  сокурсников по их поддержке.

3. Необходимо  включить в воспитательную работу  и учебные программы образовательных  учреждений компоненты, связанные  с тематикой противостояния национальной  и расовой  дискриминации (геноциду, антисемитизму во многих странах  мира, апартеиду в ЮАР и т.п.) и популяризацией методов ненасильственного  сопротивления фашистским режимам  XX века и другими сходными темами.

4. Совместно  с организациями сферы ЖКХ  проводить систематическую работу  по удалению с заборов и  стен  националистических и расистских  призывов и лозунгов, а также  «символов вражды» (рун СС, кельтских  крестов, свастик и др.)

5. Необходимо  проводить специальную работу  со студентами по пропаганде  навыков бесконфликтного общения  и культуры мира, а также информировать  студентов о социальной опасности  и уголовной ответственности  преступлений ненависти.  В Концепции  патриотического воспитания одна  из обозначенных задач предполагает  ведение деятельности, направленной  на «формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие  дружеских отношений между народами».

6.  Следует  посещать мероприятия, проводимые  в дни национальных культур,  которые устраивают студенты  различных национальностей; принимать  участие в международных конференциях, ежегодно проводимых на ФИиСТех  в целях сближения с представителями  иных национальностей.

7. Организовывать  «круглые столы», посвящённые обсуждению  проблем ксенофобии, в которых,  помимо студентов, принимали бы  участие общественные деятели,  представители правоохранительных  органов и СМИ.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Уважаемый респондент!

Предлагаем  Вам принять участие в социологическом  исследовании, посвященном изучению проявления национальной ксенофобии (ксенофобия – особенность менталитета общества, определяющая предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы) у студентов ФИиСТех. Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов анкеты. Внимательно прочитайте вопрос и обведите тот вариант ответа, который наиболее полно отражает Ваше мнение. Анкета анонимная, результаты данного исследования будут использованы только в обобщенном виде.

 

1. Есть ли нации и народы, представители  которых вызывают у Вас чувство  раздражения, неприязни?

1.1. нет, я  одинаково отношусь ко всем людям;

1.2. да, представители  некоторых наций и народов  мне не приятны;

1.3.да, я с  неприязнью отношусь ко всем  представителям иной национальности.

 

2. Оцените по пятибалльной шкале  Ваше отношение к тому, что  в ЛГПУ обучается много иностранных  студентов:

 

Негативное          1                2                3               4                5             Позитивное

 

3. С каким из приведенных ниже  суждений о характере межнациональных  отношений в России Вы согласны?

3.1. Россия  должна быть государством русских  людей;

3.2. Россия  – многонациональная страна, но  русские, составляя большинство,  должны иметь больше прав, ибо  на них лежит основная ответственность  за судьбу страны в целом;

3.3. Россия  – общий дом многих народов,  оказывающих друг на друга  свое влияние;

3.4. все народы  должны обладать равными правами,  и никто не должен иметь  никаких преимуществ. 

 

4. Как Вы считаете, отражают ли  случаи стычек на почве национальной  неприязни, массовое настроение  современной русской молодежи?

4.1. да, эта  неприязнь отражает общие настроения  русской молодежи;

4.2. это достаточно  распространенное явление, но  все же не свойственное большинству  русской молодежи;

4.3. это единичные  случаи, которые не находят массовой  поддержки;

4.4. затрудняюсь  ответить.

 

5. Чувствуете  ли Вы враждебность  по отношению к себе со стороны  людей иной национальности?

 

Никогда         1                2                3               4                5             Всегда

 

6. Как Вы считаете, каково влияние  российских властей на стремительное  распространение националистических  идей в обществе?

6.1. российские  власти поощряют национализм  и способствуют его распространению;

 

6.2. российские  власти никак не реагируют  на стремительное распространение  националистических идей в обществе;

6.3. российские власти борются с крайним русским национализмом;

6.4. затрудняюсь  ответить.

 

7. Смогли бы Вы заключить брак  с человеком другой национальности?

7.1. да, для  меня отсутствует деление на  «русских» и «нерусских»;

7.2. возможно, но для меня предпочтительнее  брак с русским/русской;

7.3. нет, я  буду заключать брак только  с русским/русской;

7.4. затрудняюсь  ответить.

 

8. Как Вы считаете, способствуют  ли люди нерусской национальности  падению российской культуры?

8.1. да, происходит  «размывание» российской культуры, утрачивается её самобытность;

8.2. нет, наоборот, люди иной национальности привносят  в российскую культуру новые  интересные элементы;

8.3. люди иной  национальности не оказывают  никакого влияния на российскую  культуру.

9. Как Вы считаете, представляют  ли сейчас угрозу безопасности  люди нерусских национальностей,  проживающих в России?

9.1. представляют  большую угрозу;

9.2. представляют  некоторую угрозу;

9.3. не представляют  угрозы;

9.4. затрудняюсь  ответить.

 

10. Как Вы считаете, какое воздействие  оказывают представители нерусской  национальности на российский  рынок труда?

10.1. положительное;  выходцы из других стран занимают  рабочие места, не устраивающие  из-за низкой заработной платы   русских граждан; 

10.2. нейтральное;  влияние иностранной рабочей  силы  на российский рынок труда незначительно;

10.3. негативное; иностранцы способствуют дестабилизации рынков труда в результате массового наплыва рабочей силы.

 

11. На Ваш взгляд, деятельность  экстремистских националистических  движений способствует формированию  национальной нетерпимости?

11.1. да;

11.2. незначительно;

11.3. нет;

11.4. я не  знаю о деятельности экстремистских  националистических движений.

 

12. Являются ли, на Ваш взгляд, визуальные различия (цвет кожи, разрез глаз) одной из причин  ксенофобии?

12.1. да, это  одна из главных причин неприязни  к людям иной национальности;

12.2. да, но  это не основная причина неприязни  к людям иной национальности;

12.3. нет, визуальные  различия не являются одной  из причин ксенофобии.

 

13. С каким из приведенных  ниже суждений о влиянии знакомых  на проявление/не проявление Вами  национальной нетерпимости Вы  согласны?

13.1. большинство  моих знакомых испытывают неприязнь  к людям нерусской национальности, поэтому и у меня преобладают  ксенофобные настроения;

13.2. большинство  моих знакомых не испытывают  неприязнь к людям нерусской  национальности, поэтому и у меня  отсутствуют ксенофобные настроения;

13.3. мнения  моих знакомых относительно людей  нерусской национальности не  оказывают на меня никакого  влияния.

 

14. Согласны ли Вы с мнением,  что СМИ являются одним из двигателей национальной нетерпимости и конфликтов?

14.1. да, множество  публикаций, аудио- и видеоматериалов  СМИ имеют националистическую  окраску;

14.2. нет, СМИ  не способствуют конструированию  национальной нетерпимости и  конфликтов;

14.3. затрудняюсь  ответить.

 

15. Ваш пол:

15.1. мужской;

15.2.женский.

16. Курс, на котором Вы обучаетесь:

16.1. первый;

16.2. второй;

16.3. третий;

16.4. четвертый;

16.5. пятый.

17. Ваша специальность:

17.1. ПИ;

17.2. СОЦ;

17.3. ГМУ;

17.4. ИИМ;

17.5. ОРМ;

17.6. ММЭ.

18. Ваша национальность:

18.1. русский  (-ая)                                                                      18.2. другая ________________

 

 

Благодарим за участие в исследовании!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Структурная операционализация основных понятий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

        Таблица 1. 

курс

пи

соц

гму

иим

орм

ммэ

  1

29

42

 

29

   

2

35

28

 

32

15

 

3

39

22

 

31

17

27

4

18

 

41

33

 

16

5

33

 

42

42

 

27





Объём генеральной совокупности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

курс

пи

соц

гму

иим

орм

ммэ

1

5

7

 

5

   

2

6

5

 

5

3

 

3

7

4

 

5

3

5

4

3

 

7

6

 

3

5

6

 

7

7

 

5

Информация о работе Национальная ксенофобия