Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:00, доклад
Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.
преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные
впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия
социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого
способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать
ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает,
слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки
обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы.
Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный
трактат.
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого
наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника
какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими
действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие
проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт
нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную
позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу
событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность
можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в
его применении, таких как:
o Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое
определение категорий
o Отсутствие органической связи категории наблюдения с
гипотезами исследования
o Аморфная формулировка условий наблюдения, что
предопределяет трудности
o Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до
того, как будет подготовлен весь инструментарий
o Отсутствие должной апробации инструментария
o Не соответствие профессиональной подготовки и личностных
качеств наблюдателя тому
придется выполнять
o Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе
обработки данных
o Отсутствие классификатора контент-анализа дневников
наблюдателей.
o И др.