Мотивация в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:17, реферат

Описание работы

Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности, всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
Этапы развития систем мотивации 5
Отличительные особенности систем мотиваций предприятий
России от предприятий других стран 7
Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание 9
Мотивационные факторы, в наибольшей степени
влияющие на поведение работника в процессе трудовой деятельности 11
Преимущества и недостатки
действующих мотивационных моделей в управлении 15
Применение мотивационных моделей 18
Взаимосвязь аттестации и мотивации работников 23
Модель мотивации по результатам 25
Заключение 26
Литература 27

Работа содержит 1 файл

МОТИВАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Содержание  Кодекса трудовой этики свидетельствует  о том, что если руководители будут  его придерживаться, то это не только повысит действенность мотивационных факторов, но и значительно сократит конфликт интересов, которые находят место в любой мотивационной модели управления. Отсюда можно сделать вывод, что в любой структуре управления объективно существуют различные интересы предприятия и его работников, но не все интересы различны и противоположны. В большинстве случаев, как правило, удается найти пути к соглашению.

     В свою очередь, немецкие ученые В. Зигерт и М. Ланг предложили модель индивидуальной и групповой мотивации, включающую в себя 15 мотиваторов8. По их мнению, данная классификация мотиваторов имеет свойства эффективно воздействовать на поведение работника в процессе трудовой деятельности.

1. Любые  действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действия от других.

Уверены ли Вы в том, что Ваши управляющие  действуют так же?

2. Большинство  людей испытывают радость от  работы, отвечая за нее, удовлетворяя  свою потребность в личной  причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, поставщиками, пациентами). Они хотят вести с ними переговоры, знать их проблемы, и не только производственные. Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.

Дают  ли рабочие места, "заподозренные" в том, что они порождают безразличие и незаинтересованность, возможность строить подобные межличностные отношения? Или сотрудник остается изолированным? Как восстановить с ним контакты?

3. Каждый  на своем рабочем месте хочет  показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия.

Не являются ли требования, предъявляемые работнику, заниженными? Не оставлен ли он на произвол рутины? Какие дополнительные функции могли бы обогатить его работу?

4. Каждый  стремится выразить себя в  труде, узнать себя в каких-то  результатах, иметь доказательство  того, что он может что-то сделать.  Это "что-то" по возможности  должно получить имя своего создателя. Это относится и к работнику, и к группе.

Остаются  ли у Вас результаты труда обезличенно  безымянными или они именные? Нередко руководитель украшает себя перьями, добытыми его подчиненными. Это портит им кровь.

5. Практически  каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его встретят заинтересованно.

Во всех ли подразделениях налажен приток новых  идей? В том числе и за пределами формальных рамок рационализаторских предложений? Может быть, через "кружки качества"?

6. Людям  нравится ощущать свою значимость. "Для них меня нет", - так  говорят там, где управление  не на высоте. Знает ли каждый  сотрудник, как важен его труд  для общего успеха? Как Вы дали ему это понять?

7. Каждый  человек стремится к успеху. Успех  - это реализованные цели. В достижение  целей, которые он сам перед  собой ставил или в формулировании  которых он принимал неформальное  участие, работник вложит больше  энергии.

Выработали  ли Вы со своими сотрудниками цели, достижение которых поддается измерению  по уровню и срокам выполнения?

8. Успех  без признания приводит к разочарованию.  Каждый хорошо работающий сотрудник  с полным правом рассчитывает  на признание и поощрение - материальное и моральное.

В какой  форме осуществляется поощрение  у Вас?

9. По  тому, каким способом, в какой  форме и с какой скоростью  сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная  значимость в глазах непосредственного  начальства и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается их готовность к труду.

Имеют ли Ваш сотрудники ту информацию, которая  нужна им для работы? Своевременно ли они получают эту информацию?

10. Сотрудники  терпеть не могут, чтобы решения  об изменениях в их работе  и рабочих местах, даже если  эти изменения позитивны, принимались  без их ведома, не учитывая  их знания и опыт.

Как обстоят  дела с участием Ваших сотрудников в управлении?

11. Каждому  требуется информация о качестве  собственного труда. Сотруднику  она нужнее, чем его начальнику. К тому же она должна быть  оперативной, чтобы работник мог  вносить коррективы в свои  действия.

Каждый  хочет знать масштаб, которым его измеряют, и с самого начала, а не тогда, когда время ушло.

Как измеряется качество труда у Вас? В чем  заметны улучшения? Сформулировали ли Вы цели и измерители, с помощью  которых Вы можете в какой-то степени  объективно оценивать трудовой вклад сотрудника?

12. Для  всех нас контроль со стороны  неприятен. Это напоминает школьные  занятия. Каждая работа выигрывает  от максимально возможной степени  самоконтроля. Подумайте об игре  в кегли: непосредственно видимые  результаты действий игроков  повышают их интерес, будят азарт.

Как обстоит  дело с возможностями самоконтроля на рабочих местах, которые Вы считаете проблематичными?

13. Большинство  людей стремится в процессе  работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс  дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные.

Вы используете  эту потребность? Если работа примитивна и не предоставляет возможностей развития, что Вы делаете? Может быть, практикуете смену видов деятельности?

14. Сотрудники  остро реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружали. Особенно если это никак не связано с денежным вознаграждением. Так убивают инициативу. Прибыль, которую Вы можете получить благодаря заинтересованной работе своих сотрудников, возникает не из охоты за секундами, а из возможностей самовыражения и самореализации, которые предоставляются тому, кто работает.

За чем  Вы охотитесь - за секундами или за талантами?

15. Позволяет  ли работа быть самому себе  шефом? Есть ли возможно большее свободное пространство для инициативы в организации производства, для индивидуальной ответственности работников во всей цепочке "затраты-результат"?

Как обстоят  дела с возможностью самовыражения  работающих?

     В. Зигерт и М.Ланг9 также предложили иерархию мотивов индивидуальной и групповой мотивации и дали описание каждой из ступеней иерархии:

     Первая  ступень (самые мощные групповые  мотивы). Стремление к цели (возможно труднодостижимой), которое разделяется  всеми членами группы. Дух первопроходцев, стремление к свободе, улучшениям, радости общего труда и к успеху.

     Вторая  ступень (мотивы так сильны, как на первой ступени). Стремление утвердиться  в конкуренции с другими, гордость за коллектив, принадлежность к престижным группам, бойцовский дух.

     Третья  ступень (мотивы не так сильны, как  на второй ступени). Солидарность, стремление к безопасности, образование групп  из страха, толпа с сильным лидером, соглашательство.

     Четвертая ступень (мотивы не так сильны, как  на третьей ступени). Совместные представления на эмоциональной основе: ненависть, любовь, поклонение идолам, хобби и т.д.

     Пятая ступень (самые слабые групповые  мотивы). Случай, давление, неосознанные объединения.

     Мотивация предполагает создание работникам комфортных условий для осуществления трудовой деятельности. Следовательно, организация труда должна строиться, исходя из условий труда, средств производства, организации трудового процесса и многих других факторов (методы труда, условия труда, организация трудового процесса, тестирование рабочего места, климат, рабочее время, обеспечение необходимыми орудиями труда, шум, освещение, структурирование труда, цвет, вибрация, газы, пары, пыль).

     Мотивационные модели в обязательном порядке предусматривают  организационную систему стимулов денежного и не денежного содержания.

     За  последние годы в ряде государств получила распространение теория модели ожидания, которая создает возможность  для работников на что-то надеяться, считать, что если не сегодня, то завтра его потребности будут удовлетворены. Одни из них надеются на получение более престижной работы, другие ожидают, что их труд будет оплачиваться более высоко, чем сегодня и т.д. Модель ожидания носит в основном теоретический характер. Модель не имеет четких оценочных критериев, и поэтому ее практическое применение не всегда правильно и однозначно воспринимается работниками предприятия. Например, как должен поступить начальник цеха при установлении размера вознаграждения мастеру за выполненную работу, чтобы создать у него представление на перспективу, т.е. условия ожидания. Нельзя, вместе с тем, преувеличивать степень влияния ожидания на результативную деятельность, как самого менеджера, так и коллектива, которым он руководит.

     Рассмотрим  еще одну мотивационную модель справедливости. Суть этой модели состоит в том, что  работник любого предприятия, получая  вознаграждение за свой труд, сравнивает его с вознаграждением своих  коллег по совместной работе. Если вознаграждение одинаковое, то у него, естественно, появляется чувство неудовлетворенности. Следовательно, он снижает интенсивность своего труда, так как считает, что по отношению к нему руководитель поступил несправедливо. А отсюда следует, что работник добивается восстановления справедливости или, как мы отметим, продолжает работать менее интенсивно. Работники, которым вознаграждение выплачено значительно в больших размерах, чем они затратили трудовых усилий, как бы авансом на будущее, будут в обязательном порядке поддерживать интенсивность труда и даже стремиться к ее повышению. Таким образом, модель ожидания базируется на гипотезе, что работник формирует свои усилия и потенциальные возможности на достижение поставленной цели при условии, что его намерения будут удовлетворены как материально, так и морально.  

 

  1. Преимущества и  недостатки действующих  мотивационных моделей  в управлении

     Однако  приведенные выше мотивационные  модели не безупречны. Например, модель Маслоу имеет следующие недостатки:10

  1. Категории Маслоу непригодны для решения практических задач. Нельзя безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение тем или иным мотивом. Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу в качестве гипотезы, трудно уяснить, какие наблюдения необходимо провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится ко всем видам мотивов. Мотив не всегда может быть логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями. Так, поведение согласованное и поведение конкурирующее могут вызываться одним и тем же мотивом.
  2. Можно указать на поведение, которое не согласуется с теорией Маслоу. Так, предполагая, что долг принадлежит одному из высших уровней, иерархия игнорирует тот факт, что люди готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят гордость выше безопасности или физиологической потребности.
  3. Хотя данная иерархия имеет вид модели процесса, механизм перехода с одного уровня на другой не вскрывается.

     Теорию  иерархии, возможно, лучше всего  рассматривать как организующую концепцию, а в известном смысле ее расплывчатость способствовала широкому признанию этой теории. Есть основания считать, что подобные иерархии потребностей действуют среди рабочих и руководящих работников, у последних потребности в уважении и самовыражении часто не удовлетворены.

     Не  осталась вне критики и мотивационная  модель Д.Макклеланда,11 который начал с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проектную методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка заключается в том, что чем более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого проявятся его мотивы. Макклеланд утверждает, что мысли, выраженные в таких рассказах, можно сгруппировать так, что они выразят три категории человеческих мотивов. Это потребности: в аффиляции (стремление к принадлежности); во власти; в успехе или достижении целей.

     Потребность в достижении целей может быть связана с несколькими потребностями  в иерархии Маслоу; по существу, это потребность делать что-либо (то, в чем индивид сравнивает себя с другими) лучше, чем делалось раньше.

Информация о работе Мотивация в управлении