Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:29, реферат
Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии
Введение 3
Человек (работник) как субъект трудового процесса 3
Мотивация и стимулирование персонала 6
Выводы 16
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Руководство
организации может разработать
прекрасные планы и стратегии, найти
оптимальные структуры и
Человек – центральная и определяющая фигура любого производственного процесса. Без его участия, творческой и объединяющей функции все без исключения производственные операции – функционирование механизмов, орудий и предметов труда - мертвы и безжизненны. Именно в этом смысле можно (и нужно) говорить о человеческом факторе, - той составляющей, которая объединяет все другие факторы производства в единое целое. Поэтому не надо стесняться использования этого понятия при анализе состояния, развития и функционирования производственной организации, или даже разоблачать его, как делают некоторые исследователи. Человеческий фактор производства - необходимый элемент, к которому предъявляются особые требования как составной части трудового процесса. В этой связи необходимо оговориться, что такой подход нисколько не уменьшает, не принижает роль и значение человека как гражданина, как участника и творца духовной жизни, его самость и самобытность, которые, как правило, с большей или меньшей полнотой рассматриваются в концепциях социологии личности.
Определяющая роль человека на производстве обусловлена:
во-первых, тем, что человек - организующее начало производства. Не будет человека - все компоненты производства превратятся в кучу железа, металла, неких зданий, сооружений. Необходимо объединяющее начало, существование такого импульса, который бы составил из всего этого единое органическое целое. Ибо человек не просто участник, элемент производственной жизни - он представляет собой компонент, объединяющий все без исключения факторы и условия производства. Без побуждающей силы человека невозможно ожидать любых изменений не только в функционировании техники и технологии, но и в приведении в действие социальные резервы, которые скрыты в труде. Иначе говоря, все исходит и зависит от работника. Каким бы совершенным не было орудие труда, без человека оно не будет действовать и не решит проблемы, которые поставлены перед производством.
Во-вторых, когда говорится о человеческом факторе производства, работник рассматривается не только как потребитель определенных благ, получение которых призвана гарантировать оплата труда, но и как творец. Если не каждый работник, то большинство участников трудового процесса стремятся улучшить, совершенствовать свою работу. Многие люди обладают творческим импульсом поиска резервов производства, желанием сделать свой труд более осмысленным, более целеустремленным. Как показывают конкретные исследования на ряде производств даже в условиях спада экономики, безработицы, частичной занятости и вынужденных перерывов в работе многие люди сохранили ответственный подход к выполнению производственных заданий, по-прежнему стремились к улучшению производственной деятельности.
В-третьих, от человека зависит в конечном счете рост производительности труда, эффективности производства, преобразования и улучшения, которые происходят в процессе трудовой деятельности. И то, что производительность труда в промышленности за XX век выросла в 100-140 раз, можно считать важнейшим показателем использования возможностей человека.
В-четвертых, человеческий фактор очень наглядно проявляет себя в ситуации, когда речь идет о взаимосвязи интересов производства и его работников. Человек, выполняя любую трудовую акцию, участвуя в трудовом процессе, понимает (представляет), что требуется для производства и в какой мере это сочетается с его личными интересами. Если этого сочетания человек не наблюдает, не видит, то возникают социальные издержки организации производства и труда: текучесть, неудовлетворенность трудом, конфликты и другие факторы, которые усложняют и отягощают производственный процесс. Непонимание того, каким образом связаны производственные задачи с социальными запросами людей, коллектива, организации, является или ускорителем или тормозом использования человеческого фактора.
И,
наконец, человеческий
фактор действует не
самостоятельно, а в
совокупности с другими
факторами. Даже в том случае, когда
он рассматривается с точки зрения социологии,
он выделяется только для специального
анализа. В то же время мы должны понимать,
что нельзя вырывать человеческий фактор
полностью из экономического, социально-психологического
и даже физиологического контекстов. Характеризуя
социологический подход к труду, мы призваны
учитывать социальные параметры, считая
их важными и самостоятельными постольку,
поскольку они влияют на конечный результат
труда. При этом необходимо понимать, что
социальные резервы труда могут по своей
результативности быть весьма эффективными
в сравнении с другими компонентами производства.
Недаром Генри Форд-младший, оценивая
эффективность подопечной ему корпорации,
утверждал, что результативность использования
социальных резервов труда в 40-60-е годы
ХХ века не уступала эффективности технических
и технологических новшеств и нововведений
на производстве [7,83].
Система
управления человеческими ресурсами
не станет эффективно функционировать,
если не будет разработана эффективная
модель мотивации, так как именно
мотивация побуждает
Историк
Светоний в своем «Жизнеописании
Юлия Цезаря» писал: «Он удвоил оплату
своим легионам и установил ее
пожизненно. Он одарил их без ограничений,
постоянно снабжая каждого
К сожалению, поддерживать симпатию на должном уровне оказалось сложнее, чем заслужить ее в начале. Полученные в прошлом блага ведут к ожиданию новых любезностей в будущем. Затем пользующиеся благосклонностью становятся уверенны в своем праве до такой степени, что им тяжело отказать в дополнительных требованиях. «Ибо сколько бы раз не просили бы у тебя в долг, если ты им откажешь, они будут понимать только одно – то, в чем ты им отказал» (Плиний Младший. Письма).
Побуждения, стимулирующие человека к активной деятельности, достаточно сложны. К ним относятся не только материальное вознаграждение, но и разнообразие работы по содержанию, возможность профессионального роста, чувство удовлетворенности от достигнутых результатов, повышение ответственности, возможность проявления инициативы, доброжелательные отношения с окружающими и т.д. Одна из первых теорий мотивации была сформулирована А. Маслоу (рис.1)
Рис.1
Иерархия (пирамида) потребностей по А.
Маслоу
Руководители должны знать, какие факторы являются главными для повышения эффективности деятельности исполнителей (рис. 2)
Мотивация – это процесс по стимулированию человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации. Современные теории мотивации базируются на данных психологических исследований [2,600]. Они делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей (табл. 1).
Потребности – это осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно подразделить на первичные и вторичные [2,600].
Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу.
Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта.
Удовлетворить
потребности можно
Вознаграждение – это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности [2,601]. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижение по службе и т.д.)
Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т.д.)
Стимулирование (мотивация) персонала вкратце сводится к следующему.
Побуждения, стимулирующие человека к активной деятельности, достаточно сложны. К ним относятся не только материальное вознаграждение, но и разнообразие работы по содержанию, возможность профессионального роста, чувство удовлетворенности от достигнутых результатов, повышение ответственности, возможность проявления инициативы, отношения с окружающими и т.д. Руководители должны знать, какие факторы являются главными для повышения эффективности деятельности исполнителей.
Разработка системы мотивов применительно к специфике коллектива и сферы деятельности – один из главных резервов повышения эффективности управления. Позитивным подходом к мотивации проектной команды является:
-
установление набора
- положительный климат в команде
-
возможность полной реализации
сил, раскрытия творческого
- ясное определение целей в работе;
- четкие критерии определения успеха;
-
вознаграждение эффективного
-
равные возможности при приеме
на работу и служебном продвижении,
зависящее лишь от
-
условия для нормального
Рис. 2 Основы теории мотивации
Комплексная система мотивации труда
Компоненты мотивации | Инструменты, методы | Цели мотивации |
Культура
предприятия
Система общих
для всего персонала |
Устав предприятия, основные принципы руководства и организации предприятия, стиль руководства | Понимание и признание целей предприятия. Ориентация на перспективу. Согласование взаимных интересов |
Система
участия
Участие работников
в распределении общего |
Формы и методы распределения результата, участие в капитале, развитие отношений партнерства | Установка на кооперативность в поведении. Ориентация на соотнесение затрат и результатов, готовность к риску. Заинтересованность в информации, полезной для предприятия |
Принципы
руководства
Предписания и
нормативные положения для |
Положение по основным принципам управления, управление на основе личного примера, управленческий тренинг | Совместное
и конструктивное сотрудничество. Положительное
отношение к сотрудникам. Ответственность
и самостоятельность |
Обслуживание
персонала
Все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, представляемых работникам независимо от их положения на производстве и результатов их работы |
Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи | Социальная защищенность и интеграция с предприятием. Социальная ответственность по отношению к другим. Повышение трудовой активности |
Привлечение
персонала к принятию
решений
Согласование с работниками определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе или на производственном участке |
Делегирование ответственности, определение формы ответственности, добровольное участие и принятие решения | Участие в принятии решений на рабочем месте. Вовлечение в дела предприятия. Принятие не себя ответственности |
Организация
рабочих групп
из работников, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания, для совместного решения производственных проблем |
Рабочая группа, проектный коллектив; бригада по управлению координации | Качественная работа и самоконтроль. Коллегиальность в обращении с членами группы. Готовность и способность к решению проблем |
Автономные
рабочие группы
Структурные единицы, самостоятельно (полностью или частично) организующие свою работу |
Рабочая группа, проектный коллектив; бригада по управлению и координации | Ответственность группы и ее членов. Взаимопонимание и сотрудничество. Самостоятельность в принятии решений |
«Job»
- факторы
Мероприятия, направленные на количественные и качественные изменения рабочего задания и поля деятельности |
Содержание труда, его обогащение, расширение зоны труда, ротация, надомная работа, коллективная организация труда | Гибкость при выполнении рабочего задания. Понимание производственных взаимосвязей. Взаимная ответственность и самостоятельность |
Организация
рабочего места
Оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными вспомогательными средствами с учетом потребностей работников |
Технические организационные вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика, цветовое оформление и т.д.) | Удовлетворенность состоянием рабочего места. Идентификация с рабочей задачей. Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания |
Кадровая
политика
Планирование и выбор мероприятий по повышению квалификации и внутрипроизводственной мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных способностей работников |
Подготовка и повышение квалификации кадров, тренинги и семинары, планирование карьеры, перспективные программы формирования структуры кадров | Внутрипроизводственная мобильность и гибкость в применении профессиональной квалификации. Самостоятельность и инициативность. Творческая и инновационная деятельность |
Регулирование
рабочего времени
Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям персонала и предприятия |
Сокращение
рабочего времени, гибкий рабочий график,
скользящий график, неполное рабочее
время, выходные дни, связанные с
религиозными праздниками, гибкое распределение
годового фонда рабочего времени, увеличение
продолжительности отпуска |
Ответственное
и сознательное использование рабочего
времени. Привлекательность труда,
связанная с гибким рабочим графиком.
Эффективность использования |
Информация
работников
Доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия |
Заводские журналы, цеховые листки, справочники предприятия, собрания коллектива, отчеты о работе, совещания работников | Информация
о делах предприятия. Интерес
к информации, выходящей за пределы
рабочего места. Мышление и деятельность
с позиций интересов |
Оценка
персонала
Система планомерной и формализованной оценки работников по определенным, заранее установленным критериям |
Методы оценки
результатов труда и работника, оценка поведения |
Положительное влияние на поведение и развитие личности. Ответственность за свои действия. Самокритичная оценка трудовых достижений |