Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 15:25, сочинение
В работе, речь пойдет о подходе Маргарет Арчер к изучению агент-структурного синтеза. Ее теория носит название «Морфогенеза», что в буквальном переводе с греческого означает «формообразование» (morphê форма и genesis происхождение). Понятие морфогенеза заимствовано из таких наук, как генетика и биология. Подход Арчер сильно отличается от существующих социологических теорий взаимодействия агента и структуры.
Введение 3
1. Основные понятия теории. 4
2. Морфогенез и морфогенетические циклы. 6
Заключение 8
Государственный
академический университет
гуманитарных наук
Институт
Социологии
Работа студента 3 курса
Толмачева
Тимофея Юрьевича
Эссе по дисциплине: «Современные социологические теории»
Морфогенез
Маргарет Арчер: реконструкция теоретической
рефлексии
Дата сдачи___________________
Оценка______________________
Подпись преподавателя________
Дата________________________
Москва, 2011 г.
Содержание
Одним
из важнейших направлений
В моей работе, речь пойдет о подходе Маргарет Арчер к изучению агент-структурного синтеза. Ее теория носит название «Морфогенеза», что в буквальном переводе с греческого означает «формообразование» (morphê форма и genesis происхождение). Понятие морфогенеза заимствовано из таких наук, как генетика и биология. Подход Арчер сильно отличается от существующих социологических теорий взаимодействия агента и структуры. В связи с этим мы можем наблюдать критику теории структурации Гидденса, со стороны Маргарет Арчер. Ближайшим ученым, точку зрения которого она разделяет, является британский социолог и философ Рой Бхаскар, работающий, как и Арчер в парадигме критического реализма. «Социология критического реализма была разработана М. Арчер, Р. Бхаскаром и У. Аутвейтом. Эта социологическая концепция претендует на то, чтобы быть своеобразной философией социальных наук, критически переосмысливая объект, предмет, постулирование объяснительных механизмов и попытку продемонстрировать их существование» [Курбатов, 2001].
В
состоятельности и
Морфогенез, как процесс, существует в таких понятиях, как «агент», «структура», «культура» и «эмерджентность». Именно эти термины являются ключевыми во всей теории Арчер. Прежде чем перейти к рассмотрению самого процесса, необходимо разобраться и дать определение ключевым понятиям теории. Выражаясь иначе, необходимо рассмотреть данные определения в статике и в динамике. Статикой в данном случае будет придание определенных характеристик и свойственных черт терминам и определение границ изменений этих характеристик в динамике. Динамика же будет представлять собой сам процесс морфогенеза и сами возможные изменения «агента», «структуры», «культуры» и «эмерджентных свойств». Процесс морфогенеза освещен в главе №2, а сейчас перейдем к основным понятиям теории Арчер.
Во введении я упомянул о том, что Маргарет Арчер работает в парадигме критического реализма. Об этом необходимо сказать подробнее, потому что связь ее подхода и критического реализма – крайне важна для общего понимания ее теории. Сама Арчер выделяет три главных аспекта общности критического реализма и морфогенетического подхода. Во-первых, это реляционность всего существующего. «Реляционность (от лат. relatio - отношение) - наличие отношений; условие существования, признак и общее свойство всех объектов, обладающих способностью к рефлексии (отражению иного в себе)» [О.С. Разумовский]. Во-вторых, «исторические конфигурации и курсы, взятые социальными структурами, являются морфогенетическими по своей природе, что ни соответствует ни одной из традиционных аналогий — механической, органической, или кибернетической — но сформировано и измененно взаимодействием между ее элементами, частями и людьми. Это означает, что общество открыто и не завершено в его разработке» [Арчер, 2007]. И третий аспект, важность «wertrationalitat» (ценностная рациональность) для понимания агентности. «Это является главным в участниках общества, которые никогда не должны пониматься, как простые образцы инструментальной рациональности, как это имеет место быть в модели homo economicus» [Арчер, 2007].
Прежде чем перейти к определениям, необходимо сказать о главном онтологическом принципе работы, о принципе аналитического дуализма. Данный принцип представляет собой рассмотрение понятий культура, структура и агент автономно, и отдельно друг от друга. При этом фокус изучения социологии падает на рассмотрение действий и взаимодействий между этими различными уровнями. Важным замечанием является то, что при таком рассмотрении действия, взаимосвязь между структурой/культурой и агентом будет заключаться и обуславливаться именно им, самими действием. Влияние агента на структуру будет осуществляться в проделанных им действиях с другими агентами, а влияние структуры на агента будет заключаться в предобусловленности этих действий. Одно из направлений, в котором Арчер критикует Гидденса, связано, прежде всего, именно с этим принципом. В теории структурации агент и структура рассматриваются, как дуальность, то есть единое целое. Основной упрек состоит в том, что при объединении этих двух уровней невозможно определить взаимодействия и взаимосвязи между ними.
Агент
в теории морфогенеза Арчер не
является эпифеноменом всего социального.
Агент может как
Понятие структуры в теории морфогенеза, тесно переплетено с понятием культуры. Основными характеристиками структуры являются стратифицированность, пред-обусловливание и эмерджентность. Стратифицированность, говорит нам о делении на виды и классы, каждый из которых имеет свои внутренние связи. Существование классов со своими интересами и целями определяет существование их взаимодействия между собой. Пред-обусловливание структуры, позволяет ей оказывать независимо от самих агентов, влияние на их действия в будушем. Структура может как и ограничивать действия индивидов, так и способствовать им. Арчер пытается уйти от понимания влияния структуры на агента, как детерминанты. Взаимное влияние агента и структуры друг на друга и есть суть развития всего социального.
Тогда как структура есть сфера материальных явлений и интересов, культура предполагает нематериальные явления и идеи. Культура в понимании Арчер, есть контекст теорий, убеждений, идей, традиций и представлений любого действия. Существование этих идей и убеждений, сложилось до осуществления действия и следовательно оказывает влияние на него. Понятия структуры и культуры необходимо рассматривать отдельно друг от друга, хоть они и тесно переплетены между собой. Основное сходство структуры и культуры состоит в том, что их существование невозможно без взаимодействия с индивидом.
Одним из ключевых понятий теории, является понятие эмерджентности и эмерджентных свойств. Эмерджентность в целом представляет собой независимое возникновение структуры из социальных взаимодействий между акторами. Независмость возникновения, в свою очередь порождает возникновение таких свойств системы, которые не присущи ее отдельным элементам и не могут быть объяснены с помощью них – такие свойства называются эмерджентными. Арчер выделяет три типа эмерджентных свойств: структурные, культурные, агентационные. К первым относятся такие свойства, как социальные институты, распределение ролей и ресурсов, стратификация общества и т.д. Структурные эмерджентные свойства, прежде всего, связаны с материальной и властной сферами жизни. Культурные эмерджентные свойтва представляют собой убеждения, идеи, представления, традиции, ценности, то есть все то, что составляет культурное пространство и культуру. Эмерджентные свойства агента – это слияние социальной и персональной идентичностей, и их взаимодействие между собой. «Для обеспечения существования эмерджентных свойств, необходимо делать разграничение между деятельностью, которую акторы производят в силу внутренне присущих им способностей, и деятельностью, способность отправлять которую исходит от социальных структур и лишь реализуется посредством действий акторов» [Арчер, 1994]. Арчер, также объясняет почему все эти социальные объекты следует называть эмерджентными. «Текущие социальные структуры появились из прошлых действий людей, таких, что они не могут быть, в качестве объяснения, уменьшены до действий текущих людей» [Keith Sawyer, 2001].
Морфогенез является основным процессом в теории Маргарет Арчер. Это понятие происходит из теории систем. В самом общем представлении, морфогенез – это процесс взаимодействия, влекущий за собой дальнейшие изменения и создание нового. Конечность процесса морфогенеза, возможность увидеть его результаты – второе направление критики Арчер в сторону Гидденса. Морфогенетический подход, говорит о том, что конечным результатом взаимодействия, является структурное усложнение. Теория структурации Гидденса, напротив, выделяет лишь бесконечный цикл деятельности структуры, не имеющий конкретного направления.
Морфогенез
тесно связан с эмерджентными
свойствами в любом их проявлении
– как свойства агента, так и
свойства структуры и культуры участвуют
в процессе морфогенеза. Этот процесс
цикличен, что показано на рисунке 1.
Морфогенетический цикл можно представить в виде 3 этапов. На первом этапе эмерджентные свойства, образованные в прошлом становятся предпосылками для взаимодействия агентов, и обуславливают его. Второй этап и есть взаимодействие. Причем взаимодействие как и агентов между собой, так и структуры и агента, и культуры и агента. В общем, всех трех компонентов. Третий этап является результатом взаимодействия и представляет собой развитие и создание новых эмерджентных свойств, а также усложнение структуры в целом. Цикличность данного процесса заключена в том, что эмерджентные свойства образованные на третьем этапе с течением времени становятся предпосылками для дальнейшего развития и взаимодействия агентов. Время занимает центральное место в морфогенетической теории.
Выделяя три типа эмерджентных свойств, также необходимо различать и 3 типа морфогенеза. Морфогенез культуры, морфогенез структуры и морфогенез агента. Морфогенез структуры связан с взаимодействием агентов, и как результат возникновение новых эмерджентных свойств. Морфогенез культуры связан с отношениями и взаимодействием между культурными агентами и результатом морфогенеза культуры, будет являться усложнение культурной системы. Трансформация и совершенствование культуры и структуры ведут за собой возникновение новых норм, ценностей, традиций, идей, принципов и т.д. В этой новой среде, что вполне логично, происходит и изменение самого агента, как непосредственного участника этих преобразований. Взаимосвязь между агентом, структурой и культурой заключается в этом положении о том, что изменения в системе, порождают изменения агента. Взаимосвязь в данном случае двухсторонняя, ведь устойчивость установок агента, повлечет за собой сохранение и консервацию существующей структуры. «Наш главный интерес к культурной системе заключается именно в ее двойной взаимосвязи с человеческой деятельностью; т. е. с ее влиянием на нас... и нашим влияние на нее» [Ритцер, 2002]. Говоря о морфогенезе агента, необходимо упомянуть и личностный морфогенез. Он связан прежде всего с трансформацией и развитием социальной и личностной идентичностей. Это связано с переосмыслением своего «Я», «меня», «мы» и «Вы». Первая пара представляет собой личностную идентичность или первичного агента, который развиваясь, трансформируется в корпоративного агента.
Информация о работе Морфогенез Маргарет Арчер: реконструкция теоретической рефлексии