Морфогенез Маргарет Арчер: реконструкция теоретической рефлексии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 15:25, сочинение

Описание работы

В работе, речь пойдет о подходе Маргарет Арчер к изучению агент-структурного синтеза. Ее теория носит название «Морфогенеза», что в буквальном переводе с греческого означает «формообразование» (morphê форма и genesis происхождение). Понятие морфогенеза заимствовано из таких наук, как генетика и биология. Подход Арчер сильно отличается от существующих социологических теорий взаимодействия агента и структуры.

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия теории. 4
2. Морфогенез и морфогенетические циклы. 6
Заключение 8

Работа содержит 1 файл

Эссе-Толмачев Тимофей-Морфогенез Маргарет Арчер3.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Государственный академический университет гуманитарных наук 

Институт  Социологии 
 
 
 
 
 

Работа  студента 3 курса

Толмачева Тимофея Юрьевича 
 
 
 
 

Эссе  по дисциплине: «Современные социологические  теории»

Морфогенез  Маргарет Арчер: реконструкция теоретической  рефлексии 
 
 
 
 
 
 
 

Дата  сдачи___________________

Оценка______________________

Подпись преподавателя________

Дата________________________ 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 г.

Содержание

 

Введение

     Одним из важнейших направлений социологических  теорий в наши дни, является агент-структурная  интеграция.  Многие ученые по всему  миру развивали тему агент-структурного синтеза на протяжении последних  двух десятилетий 20 века. Основные социологи, внесшие наибольший вклад в развитие этой проблематики – Энтони Гидденс, Пьер Бурдье, Юрген Хабермас, Маргарет Арчер. Возникший интерес к этой проблеме, связан прежде всего с сильноразвивающимися процессами глобализации и глокализации в современном мире. Агент-структурное взаимодействие и их взаимное существование одна из основных проблем современной социологии. Ученые, названные мной, разрабатывали различные подходы к пониманию данной проблематики. Теория структурации Энтони Гидденса рассматривает агента и структуру, как «дуальность», то есть агент зависим от структуры, а структура зависима от агента. В теории Пьера Бурдье двумя основными понятиями в агент-структурной интеграции являются габитус и поле. «Габитус — интернализованная психическая, или когнитивная, структура, посредством которой люди взаимодействуют с социальным миром. Габитус формирует общество, но в то же время и сам создается им. Поле — это сеть отношений между объективными состояниями. Структура поля служит для сдерживания агентов, будь они представлены индивидами или же коллективами. В целом, Бурдье интересует отношение между габитусом и полем — диалектическое отношение» [Ритцер, 2002]. Немецкий ученый Юрген Хабермас, также уделял внимание интеграции структуры и действия в рамках своей теории «колонизация жизненного мира».

     В моей работе, речь пойдет о подходе  Маргарет Арчер к изучению агент-структурного синтеза. Ее теория носит название «Морфогенеза», что в буквальном переводе с греческого означает «формообразование» (morphê форма и genesis происхождение). Понятие морфогенеза заимствовано из таких наук, как генетика и биология. Подход Арчер сильно отличается от существующих социологических теорий взаимодействия агента и структуры. В связи с этим мы можем наблюдать критику теории структурации Гидденса, со стороны Маргарет Арчер. Ближайшим ученым, точку зрения которого она разделяет, является британский социолог и философ Рой Бхаскар, работающий, как и Арчер в парадигме критического реализма. «Социология критического реализма была разработана М. Арчер, Р. Бхаскаром и У. Аутвейтом. Эта социологическая концепция претендует на то, чтобы быть своеобразной философией социальных наук, критически переосмысливая объект, предмет, постулирование объяснительных механизмов и попытку продемонстрировать их существование» [Курбатов, 2001].

     В состоятельности и эффективности  теории морфогенеза не может возникнуть никаких сомнений. Маргарет Арчер  занимается работой над ней и  ее развитием приблизительно 35 лет, начиная с работы в Уорикском Университете (г. Ковентри) в 1973 году, где она и стала профессором. Арчер является первой женщиной выбранной на пост президента Международной Социологической ассоциации.

 

      1. Основные понятия теории.

     Морфогенез, как процесс, существует в таких  понятиях, как «агент», «структура», «культура» и «эмерджентность». Именно эти термины являются ключевыми во всей теории Арчер. Прежде чем перейти к рассмотрению самого процесса, необходимо разобраться и дать определение ключевым понятиям теории. Выражаясь иначе, необходимо рассмотреть данные определения в статике и в динамике. Статикой в данном случае будет придание определенных характеристик и свойственных черт терминам и определение границ изменений этих характеристик в динамике. Динамика же будет представлять собой сам процесс морфогенеза и сами возможные изменения «агента», «структуры», «культуры» и «эмерджентных свойств». Процесс морфогенеза освещен в главе №2, а сейчас перейдем к основным понятиям теории Арчер.

     Во введении я упомянул о том, что Маргарет Арчер работает в парадигме критического реализма. Об этом необходимо сказать подробнее, потому что связь ее подхода и критического реализма – крайне важна для общего понимания ее теории. Сама Арчер выделяет три главных аспекта общности критического реализма и морфогенетического подхода. Во-первых, это реляционность всего существующего. «Реляционность (от лат. relatio - отношение) - наличие отношений; условие существования, признак и общее свойство всех объектов, обладающих способностью к рефлексии (отражению иного в себе)» [О.С. Разумовский]. Во-вторых, «исторические конфигурации и курсы, взятые социальными структурами, являются морфогенетическими по своей природе, что ни соответствует ни одной из традиционных аналогий — механической, органической, или кибернетической — но сформировано и измененно взаимодействием между ее элементами, частями и людьми. Это означает, что общество открыто и не завершено в его разработке» [Арчер, 2007]. И третий аспект, важность «wertrationalitat» (ценностная рациональность) для понимания агентности. «Это является главным в участниках общества, которые никогда не должны пониматься, как простые образцы инструментальной рациональности, как это имеет место быть в модели homo economicus» [Арчер, 2007].

     Прежде  чем перейти к определениям, необходимо сказать о главном онтологическом принципе работы, о принципе аналитического дуализма. Данный принцип представляет собой рассмотрение понятий культура, структура и агент автономно, и отдельно друг от друга. При этом фокус изучения социологии падает на рассмотрение действий и взаимодействий между этими различными уровнями. Важным замечанием является то, что при таком рассмотрении действия, взаимосвязь между структурой/культурой и агентом будет заключаться и обуславливаться именно им, самими действием. Влияние агента на структуру будет осуществляться в проделанных им действиях с другими агентами, а влияние структуры на агента будет заключаться в предобусловленности этих действий. Одно из направлений, в котором Арчер критикует Гидденса, связано, прежде всего, именно с этим принципом. В теории структурации агент и структура рассматриваются, как дуальность, то есть единое целое. Основной упрек состоит в том, что при объединении этих двух уровней невозможно определить взаимодействия и взаимосвязи между ними.

     Агент в теории морфогенеза Арчер не является эпифеноменом всего социального. Агент может как взаимодействовать  со структурой, так и противостоять  ей. На основе этого можно определить в какие отношения – упорядоченные  или конфликтные – агенты вступят друг с другом. Взаимоотношения между агентами, в свою очередь определяют стабильность или нестабильность социальных, структурных отношений. Основные характеристики свойственные агенту это: «активность, рефлексивность, относительная автономность (от структуры), направленность, инновационность, интенциональность и креативность» [Осипчук, 2008, с 8]. Говоря о развитии агента, необходимо упомянуть то, что начинается оно с «биологического» понимания мира, а заканчивается возникновением «социальной идентичности» - умением выражать свои интересы и цели в сфере общественных отношений. Влияние общества/структуры на агента является одним из важнейших вопросов изучения. Взаимодействие агентов в сфере социального, позволяет нам выделить 2 типа агентов: первичный агент и корпоративный агент. Первичный агент – это представитель определенной группы или сообщества в стратификационной системе, а корпоративный агент – это активный участник общественных и межгрупповых отношений. Необходимо знать, что, в понимании Арчер, агент это не обязательно отдельный индивид. Агентом может быть и малая социальная группа. Понятие агента напрямую связано с его приоритетами. Арчер говорит о том, что личностная идентичность – это все проблемы, ценности и идеи индивида расположенные в «должном порядке», согласно нашим приоритетам. Социальная идентичность – это те проблемы, которым индивид уделяет особое внимание (ultimate concerns [Арчер, 2007]) и прикладывает силы для их решения. Приоритеты и характер проблем определяют нашу социальную роль в обществе.

     Понятие структуры в теории морфогенеза, тесно переплетено с понятием культуры. Основными характеристиками структуры являются стратифицированность, пред-обусловливание и эмерджентность. Стратифицированность, говорит нам  о делении на виды и классы, каждый из которых имеет свои внутренние связи. Существование классов со своими интересами и целями определяет существование их взаимодействия между собой. Пред-обусловливание структуры, позволяет ей оказывать независимо от самих агентов, влияние на их действия в будушем. Структура может как и ограничивать действия индивидов, так и способствовать им. Арчер пытается уйти от понимания влияния структуры на агента, как детерминанты. Взаимное влияние агента и структуры друг на друга и есть суть развития всего социального.

     Тогда как структура есть сфера материальных явлений и интересов, культура предполагает нематериальные явления и идеи. Культура в понимании Арчер, есть контекст теорий, убеждений, идей, традиций и представлений любого действия. Существование этих идей и убеждений, сложилось до осуществления действия и следовательно оказывает влияние на него. Понятия структуры и культуры необходимо рассматривать отдельно друг от друга, хоть они и тесно переплетены между собой. Основное сходство структуры и культуры состоит в том, что их существование невозможно без взаимодействия с индивидом.

     Одним из ключевых понятий теории, является понятие эмерджентности и эмерджентных свойств. Эмерджентность в целом представляет собой независимое возникновение структуры из социальных взаимодействий между акторами. Независмость возникновения, в свою очередь порождает возникновение таких свойств системы, которые не присущи ее отдельным элементам и не могут быть объяснены с помощью них – такие свойства называются эмерджентными. Арчер выделяет три типа эмерджентных свойств: структурные, культурные, агентационные. К первым относятся такие свойства, как социальные институты, распределение ролей и ресурсов, стратификация общества и т.д. Структурные эмерджентные свойства, прежде всего, связаны с материальной и властной сферами жизни. Культурные эмерджентные свойтва представляют собой убеждения, идеи, представления, традиции, ценности, то есть все то, что составляет культурное пространство и культуру. Эмерджентные свойства агента – это слияние социальной и персональной идентичностей, и их взаимодействие между собой. «Для обеспечения существования эмерджентных свойств, необходимо делать разграничение между деятельностью, которую акторы производят в силу внутренне присущих им способностей, и деятельностью, способность отправлять которую исходит от социальных структур и лишь реализуется посредством действий акторов» [Арчер, 1994]. Арчер, также объясняет почему все эти социальные объекты следует называть эмерджентными. «Текущие социальные структуры появились из прошлых действий людей, таких, что они не могут быть, в качестве объяснения, уменьшены до действий текущих людей» [Keith Sawyer, 2001].

 

2. Морфогенез  и морфогенетические  циклы.

     Морфогенез  является основным процессом в теории Маргарет Арчер. Это понятие происходит из теории систем. В самом общем представлении, морфогенез – это процесс взаимодействия, влекущий за собой дальнейшие изменения и создание нового. Конечность процесса морфогенеза, возможность увидеть его результаты – второе направление критики Арчер в сторону Гидденса. Морфогенетический подход, говорит о том, что конечным результатом взаимодействия, является структурное усложнение. Теория структурации Гидденса, напротив, выделяет лишь бесконечный цикл деятельности структуры, не имеющий конкретного направления.

     Морфогенез  тесно связан с эмерджентными  свойствами в любом их проявлении – как свойства агента, так и  свойства структуры и культуры участвуют в процессе морфогенеза. Этот процесс цикличен, что показано на рисунке 1. 

     

     Морфогенетический цикл можно представить в виде 3 этапов. На первом этапе эмерджентные свойства, образованные в прошлом  становятся предпосылками для взаимодействия агентов, и обуславливают его. Второй этап и есть взаимодействие. Причем взаимодействие как и агентов между собой, так и структуры и агента, и культуры и агента. В общем, всех трех компонентов. Третий этап является результатом взаимодействия и представляет собой развитие и создание новых эмерджентных свойств, а также усложнение структуры в целом. Цикличность данного процесса заключена в том, что эмерджентные свойства образованные на третьем этапе с течением времени становятся предпосылками для дальнейшего развития и взаимодействия агентов. Время занимает центральное место в морфогенетической теории.

     Выделяя три типа эмерджентных свойств, также  необходимо различать и 3 типа морфогенеза. Морфогенез культуры, морфогенез структуры и морфогенез агента. Морфогенез структуры связан с взаимодействием агентов, и как результат возникновение новых эмерджентных свойств. Морфогенез культуры связан с отношениями и взаимодействием между культурными агентами и результатом морфогенеза культуры, будет являться усложнение культурной системы. Трансформация и совершенствование культуры и структуры ведут за собой возникновение новых норм, ценностей, традиций, идей, принципов и т.д. В этой новой среде, что вполне логично, происходит и изменение самого агента, как непосредственного участника этих преобразований. Взаимосвязь между агентом, структурой и культурой заключается в этом положении о том, что изменения в системе, порождают изменения агента. Взаимосвязь в данном случае двухсторонняя, ведь устойчивость установок агента, повлечет за собой сохранение и консервацию существующей структуры. «Наш главный интерес к культурной системе заключается именно в ее двойной взаимосвязи с человеческой деятельностью; т. е. с ее влиянием на нас... и нашим влияние на нее» [Ритцер, 2002]. Говоря о морфогенезе агента, необходимо упомянуть и личностный морфогенез. Он связан прежде всего с трансформацией и развитием социальной и личностной идентичностей. Это связано с переосмыслением своего «Я», «меня», «мы» и «Вы». Первая пара представляет собой личностную идентичность или первичного агента, который развиваясь, трансформируется в корпоративного агента.

Информация о работе Морфогенез Маргарет Арчер: реконструкция теоретической рефлексии