Мониторинг социальных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Новые условия хозяйствования, изменение ценностных ориентации и мотивационных побуждений людей приводят к усложнению управления социальной сферой, предъявляют более высокие требования к управленческим кадрам и научному обеспечению их деятельности. От руководителя любого уровня требуется всесторонняя оценка и выработка соответствующих мер комплексного влияния на социальные процессы.

Работа содержит 1 файл

мониторинг.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

    Под социально-трудовыми  отношениями понимаются отношения, возникающие между работниками и социально-профессиональными группами в рамках совместной производственной деятельности, характеризующие социально-трудовой статус индивида, группы. Под социально-потребительскими - отношения по поводу дифференциации уровня и качества жизни, потребительского поведения. Под социально-политическими - отношения между индивидами по поводу их общественно-политического статуса и роли в политической системе общества, принадлежности к властным структурам, общественным и политическим партиям и движениям, включенности в политическую жизнь общества. Под социокультурными - отношения между индивидами и группами в связи с удовлетворением их культурных и информационных потребностей. Социально-психологическое состояние населения представляет собой эмоционально окрашенные отношения индивидов и групп, их переживания, установки, ориентации, обусловленные социально-политической ситуацией в обществе и регионе, характером взаимоотношений, складывающихся между ними и обществом. Система показателей содержит восемь разделов:   

    1. Социально-демографический  (динамика численности населения,  включая половозрастную характеристику, рождаемость, смертность, среднюю  продолжительность жизни по различным  половозрастным, профессиональным  и региональным группам, численность семей, их состав, брачность, разводимость, миграцию и характеристику мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).   

    2. Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов  и их расстановки, потребностей  общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, пороговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).   

    3. Уровня и  качества жизни населения (динамика  денежных, реальных, среднедушевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня и качества жизни населения).   

    4. Жилищного  обеспечения населения (характеристика  жилищного фонда по типу, метражу,  принадлежности, благоустройству, потребности  улучшения условий проживания, пороговые  значения жилищных условий).   

    5.Здоровья  населения и здравоохранения  (динамика заболеваемости и ее  характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской  инфраструктуры и кадрового обеспечения).   

    6. Народного  образования, культуры, информационных  услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).   

    7. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).   

    8. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).   

    Мониторинг  предполагает сбор информации, ее комплексную  оценку и прогноз по стабильной системе  показателей. Необходимость реализации этого требования в данной информационной технологии диктуется его ориентированностью на анализ, сравнение результатов социального воспроизводства человека, групп. Стандартность информационного набора обеспечивает также удобность его поиска и фиксации и придает социальному мониторингу свойства информационного процесса. Однако система показателей может развиваться, совершенствоваться на протяжении всего исследования. Такая стандартизованность не отрицает полностью и изменения совокупности процедур сбора, способов их обработки и подачи. Но наиболее значимая часть показателей должна оставаться в течение сравнительно длительного времени неизменной, хотя каждый раз мы можем, при изменении внешних условий или наших установок, вводить новые. Допустимо дополнить исследовательский поиск новыми методами сбора информации и способами подачи материала.   

    Предпочтительно приведение данных показателей в  удобные для измерения, анализа  и оценки формы, объединяющие как  количественные, так и качественные информационные составляющие, осуществили стандартизацию мониторинговых первичных и вторичных показателей (показатель социально-бытового статуса, социального самочувствия, толерантности, социальной напряженности).   

    Формирование  системы сбора и обработки эмпирических показателей является наиболее ответственным этапом разработки мониторинга, поскольку он является информационным источником для принятия решений и ошибки неизбежно отразятся на прогнозном моделировании. При определении набора показателей должны быть реализованы две необходимости: первая - это необходимость изоморфно представить предмет исследования, и вторая - важность учета интереса заказчика. Вышеприведенная система показателей позволяет адекватно измерить признаки социальной сферы, дать научное представление исследователям, а затем и управленцу о реальном характере, содержании и динамике изучаемого социального процесса, а также основание для выработки практических рекомендаций, корректировки его функционирования и развития.   

    Спроектированная система показателей мониторинга социальной сферы дает возможность отслеживать объективные условия жизнедеятельности населения, эффективность социального воспроизводства, а также особенности сознания и поведения людей, представляет собой формы отражения суммарно результирующей множества взаимодействий в социальной сфере. Система показателей находится в определенном соотношении с количественными признаками социальной сферы и их мерой, что дает нам основание для использования таких индикаторов в качестве источников прогнозной информации, а также позволяет их рассматривать как объекты прогнозного поиска и как элементы структурирования прогнозных моделей.   

    Сформированная  таким образом система показателей  сбора и обработки информации составляет основу всех социологических инструментов, используемых в мониторинге. Каждая группа показателей сбора представляется в них в форме вопросов исследовательских документов. При этом некоторые показатели в них частично пересекаются. Так, например, вопросы, характеризующие уровень жизни населения, включены в анкету, обращенную ко всем жителям региона, и в карту бюджетного обследования; вопросы развития социальной инфраструктуры и в целом потенциала социальной сферы - в анкету для всего населения и анкету для экспертов. Это позволяет уточнить те или иные характеристики, расширить представление по интересующим нас проблемам, получив ответы от наиболее компетентных в этом лиц. Таким образом, особенностью социологического инструментария мониторинга является его целостность и системность.   

    Социальный  мониторинг обеспечивает оперативное, повторяемое и регулярное получение  актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдения о жизнедеятельности  различных социальных субъектов, о  состоянии социальной сферы общества, региона, а также дает возможность систематически наращивать и интегрировать исходные данные. Такой спектр социальной информации позволяет адекватно воспроизвести динамику социальной жизни населения, дать конкретные предложения и рекомендации, принять верное административное и управленческое решение. Он обеспечивает высокий уровень оперативности анализа процесса социального воспроизводства, предвидения и прогноза при небольших расходах материальных и интеллектуальных ресурсов.   

    Как информационная технология, он обеспечивает:   

    1. Отслеживание, анализ и прогнозирование наиболее  важных характеристик социального  воспроизводства, таких как рождаемость,  продолжительность жизни, здоровье, уровень занятости, качество жизни,  социально-психологических показателей  состояния населения, потенциала социальной сферы; показателей отдельных, наиболее острых и требующих решения социальных проблем.   

    2. Проверку  альтернативных гипотез развития  потенциала социальной сферы,  социальной инфраструктуры региона,  социальной поддержки депривированных слоев населения.   

    3. Выявление  ожиданий и предпочтений населения  в социальной сфере.   

    Целевые установки  и задачи, связанные с формированием  инструмента для сбора, хранения и оперативного анализа социолого-статистической информации, характеризующего процессы социального воспроизводства населения, призванного обеспечить эффективность и устойчивость управления этими процессами, определили функциональные возможности мониторинга, которые сводятся к регулярному сбору статистической и социологической информации по показателям, интересующим субъект управления; к интеграции собранной социальной статистики и результатов опросов в совокупные показатели, отражающие динамику развития наблюдаемого социального процесса; к диагностированию состояния объекта нашего наблюдения; прогнозированию процесса социального воспроизводства и упреждению назревающих конфликтных ситуаций; к подготовке специальных аналитических материалов по изучаемой проблеме, разработке предложений и рекомендаций по разрешению возникших противоречий.   

    Методические  особенности разработанного социального  мониторинга заключаются прежде всего в специфике методической стратегии, основу которой составляют жесткие, формализованные методы: опрос, анализ документов и статистических показателей. Хотя она может быть дополнена и мягкими, неформализованными методами: свободными интервью, наблюдением. Его методическую основу составляет:   

    •наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние;   

    •регулярные повторные социологические замеры, проводимые с помощью стандартных  процедур;   

    •оценки ситуаций и объектов, также даваемые в стандартной  форме.   

    Другой важной проблемой является обеспечение  непротиворечивого сопряжения массивов информации, полученных из разных источников и на разных уровнях управления. Показатели, взятые из социальной статистики и полученные в ходе опроса респондентов, должны быть сопоставимы, взаимодополняемы и самодостаточны, а также сравнимы с действующими официально утвержденными формами государственной отчетности. Это позволяет получать полное представление о социальных процессах в регионе, а также сравнивать уровень решенности региональных и российских социальных проблем.   

    В мониторинге  учитывается административное деление региона, его многоуровневость. Вводимая система показателей обеспечивает интеграцию и координацию информационных потоков, развертываясь от уровня города к району и области, и обеспечивает оптимальные блоки в каждом из них.   

    Как любое  социологическое исследование, мониторинг социальной сферы ставит перед исследователями  проблему обеспечения достоверности  и надежности получаемой информации. Принципиальным в ходе подготовки к  проведению исследования является вопрос о периодичности опросов, проводимых в рамках мониторинга. Сроки каждый раз могут устанавливаться в зависимости от специфики региональных условий и конкретного текущего момента. Причем частота замеров может быть различной для каждого из блоков наблюдаемых показателей социальной сферы.   

    Важным фактором эффективности мониторинга является проектирование выборки. Представляется наиболее продуктивной репрезентация  информации по региональному признаку. Заметное различие в условиях жизнедеятельности  в различных республиках и областях страны диктует необходимость получения информации, не усредненной по стране в целом, а учитывающей специфику условий управления конкретной социальной сферой, что представляет интерес для местных органов управления. В этом случае выборка взрослого населения должна репрезентировать население региона по демографическим группам, населению крупных, средних и малых городов, жителям сельской местности, основных социальных секторов экономики и социально-профессиональных групп. Это не исключает возможности получения информации и по России в целом путем объединения отдельных регионов по определенным признакам.   

    При проведении мониторинга может возникнуть необходимость  получения информации, репрезентативной относительно различных объектов, например, как в отношении изучаемой нами системы в целом, так и ее отдельных частей. В этом случае необходимо для изучения отобрать те объекты, которые адекватно представят основные структурные элементы нашего общества, позволят оценить динамику изменения компенсаторных возможностей социальной сферы и влияние на нее государственной социальной политики, а затем основную выборку дополнить целевой (частной или специализированной), ориентированной на конкретные задачи. Увязка отдельных выборок осуществляется за счет включения в каждую из них обязательных параметров, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Такими параметрами могут быть пол, возраст, профессия, место работы, социально-бытовой статус и т.п.   

Информация о работе Мониторинг социальных процессов