Мониторинг социальных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Новые условия хозяйствования, изменение ценностных ориентации и мотивационных побуждений людей приводят к усложнению управления социальной сферой, предъявляют более высокие требования к управленческим кадрам и научному обеспечению их деятельности. От руководителя любого уровня требуется всесторонняя оценка и выработка соответствующих мер комплексного влияния на социальные процессы.

Работа содержит 1 файл

мониторинг.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

    Тема 16. Мониторинг социальных процессов   

    Новые условия  хозяйствования, изменение ценностных ориентации и мотивационных побуждений людей приводят к усложнению управления социальной сферой, предъявляют более  высокие требования к управленческим кадрам и научному обеспечению их деятельности. От руководителя любого уровня требуется всесторонняя оценка и выработка соответствующих мер комплексного влияния на социальные процессы. Практическую значимость научного предвидения трансформации любого процесса управления подчеркивает принятый Думой в июне 1995 года Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Он предполагает осуществление (на основе комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов) прогнозирования на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы (на десятилетие, пятилетие и ежегодно соответственно) как на уровне общества, так и региона. При этом прогнозы социально-экономического развития будут включать количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения.   

    Полагается, что  прогнозы социально-экономического развития будут разрабатываться в нескольких вариантах с учетом "вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов".   

    Следовательно, методология и методика прогнозирования  предполагают использование трендовых  приемов, экспертных опросов, поискового и нормативного моделирования. Все это с необходимостью ставит проблему развития системы региональных социологических служб и аналитических центров, действующих на основе использования единых информационных технологий. Одной из них может стать социальный мониторинг как информационный источник адекватных действий в прогнозном моделировании.   

    Социальный  мониторинг - достаточно новая форма  научно-практической активности, цель которой состоит в получении  и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития. Эта цель достигается посредством использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную форму "мониторинговые индикаторы", формирующуюся по критериям комплексности, интегративности отражения результирующего состояния основных причинных взаимодействий в их количественных и качественных взаимосвязях. Однако в последнее время она стала чрезвычайно популярной и активно используется для изучения общественного мнения, уровня жизни населения, социально-политической ситуации в регионах. Это объясняется потребностями общественной практики, характеризующейся динамизмом общественных перемен, а следовательно, неэффективностью разовых исследований, а также его организационными преимуществами, связанными с возможностью комплексной и однозначной интерпретации параметров изучаемого процесса или явления, доступных измерению и обработке.   

    В настоящее  время понятие "социальный мониторинг" трактуется по-разному в зависимости  от различного видения его сущности: экологический, экономический, социологический, психологический. В научной литературе сделаны первые попытки осмыслить методологические и методические основы данного способа организации социальных исследований.   

    Однако пока еще нет такой работы, которая  дала бы целостное представление о социологическом мониторинге, тем более раскрыла бы его специфику, связанную с социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Социальная сфера общества представляет собой сложную систему, в которой в значительной степени присутствуют элементы непредсказуемости, неопределенности, связанные с корреляционной, вариативной зависимостью следствия от причины, включением в социальные взаимодействия мыслительной деятельности индивидов. Все это определяет характер ее развития как вероятностный. Однако, как показывает опыт исторического развития социальной сферы, она обладает стабильностью некоторых тенденций, повторяемостью особенностей социального воспроизводства населения, стереотипов потребительского поведения. Это дает основания предположить принципиальную возможность социального предвидения ее изменения на основе выделения научно обоснованных параметров, характеризующих данный социальный процесс и сохраняющих стабильность и прогнозную однозначность. Стабильность повторяющейся реальности, в основе которой лежат законы, определяющие развитие пространства социального воспроизводства человека, групп, и является методологической основой разработки мониторинга как информационной технологии, обеспечивающей целеполагание, предвидение, прогнозирование и планирование управления данной подсистемой общества.   

    Важной предпосылкой создания социального мониторинга  стало всестороннее изучение социальной сферы. Увеличение степени ее изученности  позволяет с большей точностью  сформировать группы показателей, образующих в своей сущности единый смысловой ряд и характеризующих специфику социального воспроизводства и его динамику. А значит, получать более точную информацию о состоянии объекта наблюдения, с максимальной точностью оценивать вероятность наступления возможных тенденций и явлений в итоге более эффективно воздействовать на социальную сферу с целью повышения или понижения вероятности наступления конкретных событий, тех или других направлений развития.   

    Мониторинг  социальной сферы выступает как особая информационная технология, позволяющая получать информацию о социальном воспроизводстве населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.   

    В концептуальном плане он отражает все многообразие процессов и явлений, протекающих  в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода  к анализу социальной безопасности населения. Он открывает возможности прогнозирования тенденций развития социальных отношений и процессов в обществе или регионе, разработки на этой основе научно обоснованных программ социального развития, социальной защиты населения и повышения потенциала социальной сферы. Это представляется сегодня значимым, поскольку в условиях системного кризиса с еще большей силой возникает потребность в этой деятельности.   

    Предметное  поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая  совокупность социальных отношений определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.   

    Это предметное поле описывается информативной и универсальной для обеспечения эффективного контроля и прогноза динамики процесса социального воспроизводства реальной жизни дифференцированных субъектов системой показателей. Она обеспечивает целостное отражение совокупности факторов и конкретных ситуаций, под воздействием которых развертываются связи и отношения людей, требующие социозащитных гарантий и принятия практических мер. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих социальные отношения субъектов социальной деятельности, оценку их качества, выражаемую через категорию "социальная безопасность". Она представлена системой объективных, внешних для данного субъекта (специфика социальной ситуации, социальный статус и т.п.), и субъективных (ожидания, ценностные ориентации и т.п.) обстоятельств его жизнедеятельности. Для каждой группы этих показателей в мониторинге предусмотрены свои специальные методы сбора, обработки, анализа.   

    Можно выделить пять основных функций социального  мониторинга:   

    1. Диагностическую.    

    2. Прогностическую.    

    3. Проективную.    

    4. Планирования.   

    5. Просветительскую.   

    Первая функция  определяется ее значимостью в общей  системе организации работы по управлению социальной сферой общества. Она связана  с анализом эффективности функционирования социальной сферы и управления ею и предполагает:   

    • разработку системы регулярного анализа  и контроля динамики социальных процессов, опирающуюся на использование современных  компьютерных технологий;   

    • накопление, обработку, анализ поступающей информации;   

    • выявление  наиболее острых проблем социальной сферы и причин их вызывающих;   

    • выявление  групп и слоев, нуждающихся в  социальной поддержке;   

    • обеспечение  постоянного и последовательного  развития социальной сферы.   

    Часто эта  функция реализуется с опорой на типовые методики, позволяющие  быстро и регулярно собирать интересующую управленцев информацию.   

    Прогностическая функция связана с научным  предвидением хода социальных процессов, преобразованием социальных объектов, их структуры, изменением общественных отношений, динамического развития социальной сферы и ее подсистем. И представляет:   

    • разработку инновационных технологий модернизации социальной сферы общества, ее выхода из кризиса, снятия напряжения;   

    • опpeдeлeниe перспектив жизнедеятельности общества, демографических процессов, динамики уровня и качества жизни населения и т.п.), являющихся предметом социального управления;   

    • определение  социальных последствий прогнозных разработок.   

    Для этого  социологические службы используют различные методы прогнозирования. Наиболее часто применяются опросы экспертов и разработка на их основе сценарных прогнозов. При этом строго соблюдаются требования подготовки и проведения подобных социологических процедур, поскольку их точное выполнение определяет эффективность экспертных методов прогнозирования.   

    Проективная функция обеспечивает обоснованное конструирование социальных связей и отношений в социальной сфере  жизнедеятельности общества и ее составляющих и предшествует разработке социальных проектов. Она предполагает:   

    • конструирование  параметров подсистем или отраслей социальной сферы (здравоохранения, бытового и социального обслуживания и  т.п.), как объектов социального проектирования:   

    • проектирование субъектов социальных отношений, исходя из их места, роли и функций в системе социальных связей;   

    • учет в социальной проекте действия вне субъектных компонентов как материальных, так  и духовных.   

    Функция планирования предполагает разработку планов социального развития на всех уровнях структурной организации социальной сферы. Ее сущность заключается в научно обоснованном определении целей, задач, показателей, мероприятий и порядка их реализации, темпов и сроков их выполнения, распределения сил и средств, связана с организационно-методическим обеспечением процесса социального планирования, управления и включает в себя:   

    • подготовку специальных документов (решений, проектов социального развития);   

    • формирование организационных структур, обеспечивающих разработку этих документов;   

    • координацию  работы по формированию социальных программ;   

    • согласование отработанного проекта;   

    • оперативный  контроль за выполнением социальных показателей и мер, определенных планом;   

    • регулярный анализ итогов социального развития региона. Таким образом, социальный проект или программа обозначит актуальные ориентиры, общие задачи, сроки достижения целей, скоординирует усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов.   

    Просветительская  функция предполагает пропаганду социологических  знаний среди населения и руководителей  различного ранга, привитие навыков  работы с социальной информацией. Управление сегодня все больше требует от "управленца" не специализированных, узкопрофильных знаний с набором заготовленных впрок вариантов решений, а глубокой образованности, умения пользоваться информацией, анализировать ситуацию, целостного представления об обществе, природе и человеке, ощущения себя не над ними, а их неотторгаемой частью.   

    Структурно-логическая схема мониторинга может быть представлена группами относительно самостоятельных, но связанных между собой информационных блоков: социально-трудовых; социально-политических; социально-потребительских; социокультурных отношений, а также социально-психологического самочувствия населения, - рассматриваемых под углом зрения реализации социальной сферой ее главной функции - социального воспроизводства населения.   

Информация о работе Мониторинг социальных процессов