Молодёжная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..стр.3
Особенности современной семьи…………………………………..стр.5
Молодёжная семья: проблемы и пути их преодоления…стр.13
Список использованной литературы……………………………….стр.16

Работа содержит 1 файл

Социология реферат.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

Социальная психология утверждает, что все виды межличностных  отношений между людьми можно  свести к двум (весьма обобщенным) полярным типам – кооперации и (или) конкуренции. Если попытаться слегка удлинить и  “градуировать” эту классификацию, то можно отметить следующие виды взаимоотношений:

Сотрудничество  – идеальный способ взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку.

Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на взаимовыгоде всех членов союза.

Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений.

Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.

Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно выраженный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Любой из этих пяти характеров отношений может в той или  иной степени проявляться в семье, способствуя или, наоборот, препятствуя  ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности. Естественно, что идеальный характер отношений – это сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна  не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие ребенка  протекают ровно и безболезненно. Однако, к сожалению, сохранить эту  атмосферу сотрудничества семье  удается не всегда. При определенной эрозии супружеских чувств, усталости  и взаимопривыкании (или в случае, когда брачный союз заключается  не по глубокой любви и желанию  быть вместе, а как лекарство от одиночества) между супругами (а  в последствии и между другими  членами семьи) могут возникнуть паритетные отношения. Что ж, это  неплохо. Хотя момент необходимой для  паритета взаимовыгоды может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого (при сотрудничестве, основывающемся на любви, место выгоды прочно заменяет желание доставить радость любимому человеку). Да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной – слишком уж важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и не достает. Впрочем, еще раз подчеркнем, что паритет – это все-таки неплохо. Так же, как и соревнование между членами семьи, если оно, конечно, направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако наличие соревнования в семье зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия выдержки, такта или простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию. А здесь уже ни о чем хорошем говорить не приходиться. Возможно ли сохранить необходимую для ребенка атмосферу, сохранить семью как внутреннее единство, если супруги направляют все свои силы на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже попросту подавляя их по закону “семейных джунглей”. Поэтому конкуренции нужно бояться во всем – даже в том, что кажется малым и незначительным, ибо она, однажды возникнув, способна в не столь уж долгое время уничтожить здоровое тело семьи. В итоге останутся непримиримые противоречия, которые незримой, но прочной стеной отделят членов семьи друг от друга, когда никакие принципы мирного их существования – декларируемые или реализуемые – не смогут скрыть того печального факта, что семьи как внутреннего единства больше нет.

И конкурентные, и  антагонистические отношения пагубны  для семьи в целом – она  весьма редко выдерживает давление внутренних противоречий и чаще всего  прекращает свое существование. Но еще  страшнее они сказываются на детях, которые могут просто не появиться  в подобной семье, либо постоянно  испытывать столь тяжелые травмы и потрясения, что нормальное их развитие становиться невозможным.

Именно характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций  и ее благополучие в самом широком  смысле этого слова.

   Молодежный  возраст – период важнейших социальных и демографических событий в  жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно–мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи. Семья является главным социальным институтом, в рамках которого происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально–культурные процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям. Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Молодёжная  семья: проблемы и  пути их преодоления 

   Проблемы  изучения молодежных семей в связи  с острым ухудшением демографической  ситуации в стране представляются достаточно важными и актуальными, так как исследования молодежи – важный процесс, способствующий более эффективному соблюдению преемственности в замещении уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры общества. Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи. Его дальнейшая роль – рациональное применение полученных знаний для дальнейшего развития общества, страны в целом. Очень важным является изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Кроме того, известно, что браки, заключённые в студенческие годы, в большинстве случаев демонстрируют высокую степень сплоченности, основанной на принадлежности обоих супругов к одной социально-демографической группе, характеризующейся общностью интересов, групповым самосознанием, специфической субкультурой и образом жизни. И в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои. Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

   Анализ  многочисленных социологических исследований подтверждает, что в микросоциуме молодежи сложилась двоякая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентаций в отношении семьи. С одной стороны в среде молодежи наблюдается: увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, неуверенность в личной безопасности, возникновение особенных личных проблем, конфликтов, психологических стрессов. С другой стороны, в молодежной среде стал все более увеличиваться интерес к личностным ценностям, независимости, самореализации. Молодежь стремится  к социально – экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, как возможность приобретения в будущем престижной профессии, работы; достижения социального успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. Но, по мере достижения всех поставленных целей, развития карьеры и самосовершенствования молодость проходит, а создавать семью человеку 35-и или 40-а лет с медицинской и психологической точки зрения уже сложно. Из этого вытекает противоречие: создавать семью в наиболее благоприятный период молодёжного возраста сложно из-за учебы или развития карьеры, и, как следствие, недостаточной материальной обеспеченности, а в зрелом возрасте – возникают физиологические трудности и повышенная психологическая косность.

   Для выявления наиболее актуальных и  трудноразрешимых проблем современных студенческих семей, необходим научный поиск путей их разрешения и обучение возможностям самостоятельного их решения. Наиболее адекватными поставленным задачам, нам представляются, социологические методы диагностики, которые позволят рассматривать студенческую семью, с одной стороны, в контексте поведения студенческой молодежи как особой социальной группы, а с другой, – базируясь на положениях специальной социологической теории – социологии семьи.

   Проблемы  трансформации института семьи, влияние на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия изучаются достаточно широко. Однако вопросы, касающиея социальных критериев определения периода наиболее благоприятного для создания семьи, а также насколько отвечают этим требованиям студенческие годы, когда интенсивность заключения браков повышается остаются неразработанными. Так же, на наш взгляд необходимо изучение преимуществ и трудностей, возникающих при заключении студенческого брачного союза.

   Предварительный анализ проблемы состояния и путей  формирования ценности семьи у студентов позволяет сделать следующие предположения:

  1. Положительными проявлениями влияния вступления в брак в студенческие годы на учебную и начало профессиональной деятельности и карьеры является повышение ответственности и стремление к улучшению качества учёбы или выполняемой работы, повышение психологической уравновешенности, упорядочивание досуга, стабилизация сексуальных отношений. Отрицательное влияние заключается в возникновении трудностей в совмещении семейных обязанностей и учебной и профессиональной деятельности и как следствие некачественное исполнение резко возросшего числа социальных ролей (в особенности женщиной), затруднения в трудоустройстве по окончании вуза, возможная психологическая нестабильность из-за бытовой неустроенности молодой семьи.
  2. Факторами, усиливающими положительное влияние студенческой семьи на учебную и начало профессиональной деятельности и карьеры супругов выступает социально-психологическая поддержка со стороны родительских семей, вузовских общественных организаций, разработка специальных программ содействия студенческим семьям.

   Проведение  такого исследования позволит, выявив факторы, повышающие положительное влияние студенческой семьи на учебную и начало профессиональной деятельности и карьеры, разработать на уровне вузов, органов местного самоуправления и федеральной власти эффективные социальные программы, направленные на поощрение и поддержание студентов, вступающих в брачные отношения, и уже созданных студенческих семей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3 т. М., 2000
  3. Кравченко А.И. Социология. Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений 2002
  4. Культурные миры молодых россиян: трижизненные ситуации МГУ 2000
  5. Социология семьи. Под ред. Проф. Антонова А.И. М., 2005
  6. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости. Социологические исследования. 2003 №11
  7. Богданова Л.П.,Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации. Социологические исследования. 2003,№7
  8. Карцева Л.В. Модедь семьи в условиях трансформации российского общества. Социологические исследования 2003,№7.

Информация о работе Молодёжная семья