Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:54, реферат
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Введение…………………………………………………………………………..стр.3
Особенности современной семьи…………………………………..стр.5
Молодёжная семья: проблемы и пути их преодоления…стр.13
Список использованной литературы……………………………….стр.16
Социальная психология утверждает, что все виды межличностных отношений между людьми можно свести к двум (весьма обобщенным) полярным типам – кооперации и (или) конкуренции. Если попытаться слегка удлинить и “градуировать” эту классификацию, то можно отметить следующие виды взаимоотношений:
Сотрудничество – идеальный способ взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку.
Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на взаимовыгоде всех членов союза.
Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений.
Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно выраженный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.
Любой из этих пяти характеров
отношений может в той или
иной степени проявляться в семье,
способствуя или, наоборот, препятствуя
ее стабильности, сохранению и выполнению
важнейших функций
И конкурентные, и
антагонистические отношения
Именно характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций и ее благополучие в самом широком смысле этого слова.
Молодежный возраст – период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно–мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи. Семья является главным социальным институтом, в рамках которого происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально–культурные процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям. Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Молодёжная
семья: проблемы и
пути их преодоления
Проблемы изучения молодежных семей в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляются достаточно важными и актуальными, так как исследования молодежи – важный процесс, способствующий более эффективному соблюдению преемственности в замещении уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры общества. Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи. Его дальнейшая роль – рациональное применение полученных знаний для дальнейшего развития общества, страны в целом. Очень важным является изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Кроме того, известно, что браки, заключённые в студенческие годы, в большинстве случаев демонстрируют высокую степень сплоченности, основанной на принадлежности обоих супругов к одной социально-демографической группе, характеризующейся общностью интересов, групповым самосознанием, специфической субкультурой и образом жизни. И в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои. Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.
Анализ многочисленных социологических исследований подтверждает, что в микросоциуме молодежи сложилась двоякая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентаций в отношении семьи. С одной стороны в среде молодежи наблюдается: увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, неуверенность в личной безопасности, возникновение особенных личных проблем, конфликтов, психологических стрессов. С другой стороны, в молодежной среде стал все более увеличиваться интерес к личностным ценностям, независимости, самореализации. Молодежь стремится к социально – экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, как возможность приобретения в будущем престижной профессии, работы; достижения социального успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. Но, по мере достижения всех поставленных целей, развития карьеры и самосовершенствования молодость проходит, а создавать семью человеку 35-и или 40-а лет с медицинской и психологической точки зрения уже сложно. Из этого вытекает противоречие: создавать семью в наиболее благоприятный период молодёжного возраста сложно из-за учебы или развития карьеры, и, как следствие, недостаточной материальной обеспеченности, а в зрелом возрасте – возникают физиологические трудности и повышенная психологическая косность.
Для выявления наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем современных студенческих семей, необходим научный поиск путей их разрешения и обучение возможностям самостоятельного их решения. Наиболее адекватными поставленным задачам, нам представляются, социологические методы диагностики, которые позволят рассматривать студенческую семью, с одной стороны, в контексте поведения студенческой молодежи как особой социальной группы, а с другой, – базируясь на положениях специальной социологической теории – социологии семьи.
Проблемы трансформации института семьи, влияние на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия изучаются достаточно широко. Однако вопросы, касающиея социальных критериев определения периода наиболее благоприятного для создания семьи, а также насколько отвечают этим требованиям студенческие годы, когда интенсивность заключения браков повышается остаются неразработанными. Так же, на наш взгляд необходимо изучение преимуществ и трудностей, возникающих при заключении студенческого брачного союза.
Предварительный анализ проблемы состояния и путей формирования ценности семьи у студентов позволяет сделать следующие предположения:
Проведение
такого исследования позволит, выявив факторы, повышающие
положительное влияние студенческой семьи
на учебную и начало профессиональной
деятельности и карьеры, разработать на
уровне вузов, органов местного самоуправления
и федеральной власти эффективные социальные
программы, направленные на поощрение
и поддержание студентов, вступающих в
брачные отношения, и уже созданных студенческих
семей.
Литература: