Молодёжная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..стр.3
Особенности современной семьи…………………………………..стр.5
Молодёжная семья: проблемы и пути их преодоления…стр.13
Список использованной литературы……………………………….стр.16

Работа содержит 1 файл

Социология реферат.docx

— 36.86 Кб (Скачать)
 

 

Содержание: 
 

  1. Введение…………………………………………………………………………..стр.3
  2. Особенности современной семьи…………………………………..стр.5
  3. Молодёжная семья: проблемы и пути их преодоления…стр.13
  4. Список использованной литературы……………………………….стр.16
 
 
 

 

     Введение 

     Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и  ученых, начиная от древних философов  и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и  в силу внутренних процессов своего развития.

     Роль  семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими  социальными институтами, так как  именно в семье формируется и  развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка  в обществе. Семья выступает как  первый воспитательный институт, связь  с которым человек ощущает  на протяжении всей своей жизни.

     Именно  в семье закладываются основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

     С точки зрения общества благополучная  семья – это та, в которой  созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков  естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно  вытекающий из того факта, что семья  – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.

     Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его  развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

     Молодые семьи – это динамичная и легко  реагирующая на различные социально-экономические  изменения часть общества. Состояние  данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен  последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в  настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть  от общего числа семей. От того, какие  стартовые возможности в современной  России имеют молодые семьи, какие  им предоставлены альтернативы решения  проблем, во многом зависят состояние  и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что  доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует  актуальность ее проблем и их возможных  способов решения. 

 

Особенности современной семьи 

Как известно (к сожалению  или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним  по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского  опыта в общении со взрослыми  членами семьи и неизбежных для  дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном  общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения  счастья в их семейной жизни. И  естественно, возникает вопрос: а  что же должно входить в “список” этого необходимого?

По мнению специалистов в этот “список” входит повышение  ответственности молодежи перед  брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства  и материнства; повышение психологической  готовности юношей и девушек к  браку; предоставление им необходимых  знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской  психологии, психогигиене сексуальной  жизни, основным проблемам взаимоотношений  между супругами; наконец, освещение  вопросов наиболее рационального ведения  домашнего хозяйства, эффективной  и экономной организации бюджета  семьи.

Безусловно, что все  эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Однако их педагогическая реализация в условиях одной только школы представляется нереальной. И потому, не претендуя  на полноту описания, отметим наиболее важные направления подготовки юношества  к браку.

1. Деятельное осознание  социальной сущности семьи и  вытекающих из этого последствий  для личной жизни.

2.Воспитание и  самовоспитание необходимых для  жизни в браке качеств.

3.Формирование адекватных  брачно-семейных представлений.

4. Усвоение определенной  суммы знаний по психологии  и социологии брака и семьи.

Начнем с осознания  социальной сущности семьи, т. е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется  законам общественной жизни. Это  хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”.

Дело в том, что  исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность  за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К  сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом  переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений  любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается  для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и  чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и  заданности.

Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья  является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между  собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, социальная необходимость  в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и  трудовых ресурсах. И понимать, что  историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

Остановимся на функции  воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье  ребенок совершает свои первые шаги в осмыс-

лении окружающего  мира. В семье ему вручается  эстафета опыта поколений, которую  он обязан понести дальше, чтобы  передать ее своим детям и тем  самым будущему. В семье закладывается  фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта  ребенка, его представления о  добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического  облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю  человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего  института воспитания. Специальные  исследования психологов и педагогов  убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и  матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.

Теперь обратимся  ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство  в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.

По мнению известного “семьеведа” В.Соловьева, всю совокупность семейных отношений можно разделить  на семь видов. Социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, гигиены и, вообще, пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи. Образующие материальную основу бытия семьи отношения хозяйственно-экономические включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому и тому подобные “земные” вещи, - словом, тот быт, о который, не только по словам поэта, но и по данным социологов, сплошь и рядом “разбиваются семейные лодки”. В отличие от этих “базисных” отношений, все остальные виды семейных отношений составляют своеобразную “надстройку”. Так, юридические

отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов, отношения между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно-нравственного воспитания и т.п., создавая в то же время фундаментальную основу развития ребенка как человека и гражданина. Психологические отношения представляют из себя сферу психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности. Педагогические отношения (не всегда, к сожалению, выделяемые) прямо касаются вопросов семейной педагогики и воспитательных функций семьи. Наконец, эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений литературы и искусства и образуют тем самым основу культурной преемственности семьи.

Как видите, число  “содержательных” видов семейных отношений достаточно велико. Чтобы  не запутаться во всех этих тесно связанных, переплетающихся друг с другом отношениях, в целях упрощенного “прикладного”  решения психологии и педагогики семейных отношений специалисты  обычно выделяют три важнейшие их сферы - хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую  и интимную. Именно эти три сферы  более всего определяют бытие  и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для  воспитания детей.

Заметим, что было описано только содержание семейных отношений, их содержательный аспект. По характеру же все эти различные  виды отношений могут быть весьма схожи. Прежде чем коснуться этого  другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на их теснейшую  взаимосвязь. Дело в том , что современные  психологи установили существование  в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений. Суть его довольно проста: все, без исключения, сферы семейных взаимоотношений причинно взаимосвязаны друг с другом. А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны. И стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других. В лучшем случае – в положительную сторону, когда вы, например, после долгих поисков нашли наилучший вариант распределения домашних обязанностей и семейного бюджета в хозяйственно-экономической сфере, отчего вскоре закономерно оздоровились и ваши нравственно-психологические отношения, и даже отношения интимно-личные (согласитесь, что трудно быть ласковым и нежным, если вы перед этим два часа конфликтовали по поводу того, кому убрать со стола и мыть посуду). В худшем же (увы, более распространенном) – в сторону отрицательную, когда, например, те же материально-бытовые недоразумения как бы взорвут ранее царившую гармонию в других сферах отношений. Последствия и для семьи, и для развития детей в ней предсказать в этом случае нетрудно – они будут весьма плачевными. Значит, необходимо всегда помнить, что по закону круговой причинности семейная гармония является функцией гармоничных отношений во всех, без исключения, сферах деятельности семьи. И необходимо строить в них тот характер отношений, который является наилучшим для семейного микроклимата. Какой именно?

Информация о работе Молодёжная семья