Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:35, курсовая работа
Цель: определить основные характеристики молодежного экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: экстремизм как социальное явление.
Предмет: молодежный экстремизм.
Задачи:
1.Рассмотреть основные понятия и виды экстремизма.
2.Определить основную проблематику экстремизма.
3.Определить социальные представления общества об экстремизме в молодежной среде.
4.Описать деятельность основных молодежных объединений экстремистской направленности.
5.Описать деятельность основных субъектов профилактики молодежного экстремизма.
6.Описать основные методики профилактики молодежного экстремизма.
7.Изучить профилактическую деятельность правоохранительных и судебных органов в отношении экстремизма
Введение 3
1. Экстремизм как социальный феномен 5
1.1. Экстремизм: понятия и виды 5
1.2. Проблематика экстремизма 10
2. Социальные последствия экстремизма 15
2.1. Представления общества об экстремизме у молодежи 15
2.2. Молодежные объединения экстремистской направленности 18
3. Профилактика экстремизма в молодежной среде 25
3.1 Основные субъекты и принципы противодействия экстремизму 25
3.2. Методики профилактики молодежного экстремизма 30
3.3. Деятельность правоохранительных и судебных органов власти по раскрытию и предотвращению экстремистских проявлений 35
Заключение 38
Литература 40
Примечательно, что указанный перечень не исключает ответственности юридических лиц в качестве иных организаций за осуществление экстремистской деятельности. Субъектами ответственности могут быть и должностные лица, в частности, исполнявшие свои должностные обязанности. Нельзя, следовательно, исключать и того, что субъектами экстремистских действий могут быть органы государственной власти и муниципального управления, или государство в целом.
В научной литературе является общепризнанным факт существования официального государственного экстремизма и терроризма. Экстремистская и террористическая деятельность государств может быть легитимна и нелегитимна. Ряд экстремистских и террористических государств понесли ответственность за свои действия. С другой стороны, как отмечали многие исследователи, логика противодействия государства экстремизму и терроризму приводит к тому, что оно в свою очередь добровольно принимает методы тех, против кого оно борется. Государство и его спецслужбы отвечают террором на террор, вследствие чего террор и контртеррор становятся функционально идентичными, взаимно поддерживающими формами политической борьбы.
Таким
образом, деятельность экстремистских
организаций может
Государственный экстремизм как фактор, детерминирующий экстремистскую деятельность иных субъектов, – явление менее изученное, чем государственный терроризм. Впрочем, еще советские обществоведы, объясняя истоки экстремистской деятельности в социалистическом обществе, указывали на деформации в работе органов государственной власти (ошибки, просчеты, промедления, недостатки, сбои) как «питательную среду» экстремизма. При этом имелось в виду, что не только чрезмерные, но недостаточные действия следует рассматривать как «крайности».
Несомненно, что современный массовый российский экстремизм во многом обусловлен экстремистскими действиями органов государственной власти, местного самоуправления, отдельных лиц и общественных объединений. С той точки зрения особое значение имеет предусмотренное ст. 3 федерального закона принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Выявлению, предупреждению и пресечению подлежит экстремистская деятельность не только общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц, но и органов государственной власти и местного самоуправления.
3.2. Методики профилактики молодежного экстремизма
Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.
В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические.
В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:
Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций.
В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чаще
всего эти программы
В основе
этого подхода лежит
Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как
идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
Наиболее
популярными среди таких
В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте
проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи
этого вопроса описывают
Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской16:
1.
Предложение специфической
2.
Комбинация возможности
3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
4.
Создание групп молодых людей,
заботящихся об активном выборе
своей жизненной позиции. Результаты этих
программ не свидетельствуют о явных успехах
или неудачах, однако они особенно эффективны
в группах высокого риска отклоняющегося
поведения.
3.3.
Деятельность правоохранительных
и судебных органов
власти по раскрытию
и предотвращению экстремистских
проявлений
В мае 2006 года министр внутренних дел Российской Федерации Р.Нургалиев выступил в Государственной Думе Российской Федерации в рамках «правительственного часа» с докладом о мерах, принимаемых Правительством России в отношении подростковой преступности. По его словам, вовлечение подростков в экстремистскую деятельность представляет большую опасность. Нередко это происходит под предлогом патриотической и воспитательной работы.
Широко известным стало нападение А. Копцева на прихожан синагоги в Москве на Большой Бронной улице в январе 2006 года. Он ранил девять человек. Это преступление вызвало большой общественный резонанс.
В Санкт-Петербурге произошла серия убийств иностранных студентов, результатом чего стали митинги протеста.
В мае 2006 года прокурор Санкт-Петербурга С.Зайцев сообщил о том, что в Санкт-Петербурге пресечена деятельность банды экстремистского толка, участники которой подозреваются в причастии к ряду преступлений, в том числе к убийству сенегальского студента. Установлены более 10 человек, входившие в преступную группу, большинство из них задержаны.
Губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко заявила о том, что члены банды активизировали свою деятельность перед проведением саммита "большой восьмерки" в июле 2006 года с целью дестабилизировать ситуацию и дискредитировать город. В.Матвиенко выразила надежду, что раскрытие деятельности группы и возможное судебное решение станет примером для других. Задержанным предъявлены обвинения по статье 209 УК РФ (бандитизм).
Среди дел, относящихся к экстремистской тематике, могут быть названы дела по двум петербургским скин-группировкам («Шульц-88» и «Mad Crowd»), по делу об избиении бурятских спортсменок в Орле в 2004 году, по убийству перуанского студента в Воронеже, по призывам к осуществлению смертных пригоаоров руководителя регионального отделения праворадикальной организации «Духовно-Родовая Держава Русь» в Краснодаре П.Сарафанова, по нападению скинхедов на молельный дом и избиению имама в Сергиевом Посаде в сентябре 2005 года.
Информация о работе Молодежный экстремизм и его профилактика