Молодежный экстремизм и его профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить основные характеристики молодежного экстремизма и изучить основные пути его профилактики.

Объект исследования: экстремизм как социальное явление.

Предмет: молодежный экстремизм.

Задачи:

1.Рассмотреть основные понятия и виды экстремизма.
2.Определить основную проблематику экстремизма.
3.Определить социальные представления общества об экстремизме в молодежной среде.
4.Описать деятельность основных молодежных объединений экстремистской направленности.
5.Описать деятельность основных субъектов профилактики молодежного экстремизма.
6.Описать основные методики профилактики молодежного экстремизма.
7.Изучить профилактическую деятельность правоохранительных и судебных органов в отношении экстремизма

Содержание

Введение 3

1. Экстремизм как социальный феномен 5
1.1. Экстремизм: понятия и виды 5
1.2. Проблематика экстремизма 10

2. Социальные последствия экстремизма 15
2.1. Представления общества об экстремизме у молодежи 15
2.2. Молодежные объединения экстремистской направленности 18

3. Профилактика экстремизма в молодежной среде 25
3.1 Основные субъекты и принципы противодействия экстремизму 25
3.2. Методики профилактики молодежного экстремизма 30
3.3. Деятельность правоохранительных и судебных органов власти по раскрытию и предотвращению экстремистских проявлений 35

Заключение 38

Литература 40

Работа содержит 1 файл

Молодежный экстремизм и его профилактика.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

    Примечательно, что указанный перечень не исключает ответственности юридических лиц в качестве иных организаций за осуществление экстремистской деятельности. Субъектами ответственности могут быть и должностные лица, в частности, исполнявшие свои должностные обязанности. Нельзя, следовательно, исключать и того, что субъектами экстремистских действий могут быть органы государственной власти и муниципального управления, или государство в целом.

    В научной литературе является общепризнанным факт существования официального государственного экстремизма и терроризма. Экстремистская и террористическая деятельность государств может быть легитимна и нелегитимна. Ряд экстремистских и террористических государств понесли ответственность за свои действия. С другой стороны, как отмечали многие исследователи, логика противодействия государства экстремизму и терроризму приводит к тому, что оно в свою очередь добровольно принимает методы тех, против кого оно борется. Государство и его спецслужбы отвечают террором на террор, вследствие чего террор и контртеррор становятся функционально идентичными, взаимно поддерживающими формами политической борьбы.

    Таким образом, деятельность экстремистских организаций может стимулироваться  не только собственными, внутренними  мотивами субъекта экстремизма, но и  внешним экстремистским воздействием со стороны субъекта противодействия, в том числе и со стороны государства. Наглядным примером в этом отношении является противоборство правого и левого экстремизма.

    Государственный экстремизм как фактор, детерминирующий  экстремистскую деятельность иных субъектов, – явление менее изученное, чем государственный терроризм. Впрочем, еще советские обществоведы, объясняя истоки экстремистской деятельности в социалистическом обществе, указывали на деформации в работе органов государственной власти (ошибки, просчеты, промедления, недостатки, сбои) как «питательную среду» экстремизма. При этом имелось в виду, что не только чрезмерные, но недостаточные действия следует рассматривать как «крайности».

    Несомненно, что современный массовый российский экстремизм во многом обусловлен экстремистскими действиями органов государственной власти, местного самоуправления, отдельных лиц и общественных объединений. С той точки зрения особое значение имеет предусмотренное ст. 3 федерального закона принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Выявлению, предупреждению и пресечению подлежит экстремистская деятельность не только общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц, но и органов государственной власти и местного самоуправления.

3.2. Методики профилактики  молодежного экстремизма

    Профилактика  экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и  практики, которая интенсивно связана  с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

    В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические.

    В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

  1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

       Данный  подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций.

       В настоящее  время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

       Чаще  всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

  1. Подход, основанный на аффективном обучении.

       В основе этого подхода лежит теоретическое  положение о том, что проявлять  нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми.

       Хотя  данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как

       идеи  экстремизма в настоящее время  распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

  1. Подход, основанный на влиянии социальных факторов

        Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

        Наиболее  популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному  давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами —  подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

  1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков

        В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте

        проблемное  поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

        Исследователи этого вопроса описывают множество  таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

  1. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

        Этот  подход предполагает необходимость  развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли  бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

        Кромин  выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской16:

        1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и  предполагает преодоление различных препятствий.

        2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

        3. Поощрение участия подростков  во всех видах специфической  активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).

        4. Создание групп молодых людей,  заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения. 

3.3. Деятельность правоохранительных и судебных органов власти  по раскрытию и предотвращению экстремистских проявлений 

    В мае 2006 года министр внутренних дел  Российской Федерации Р.Нургалиев  выступил в Государственной Думе Российской Федерации в рамках  «правительственного часа» с докладом о мерах, принимаемых Правительством России в отношении подростковой преступности. По его словам, вовлечение подростков в экстремистскую деятельность представляет большую опасность. Нередко это происходит под предлогом патриотической и воспитательной работы.

    Широко  известным  стало нападение А. Копцева на прихожан синагоги в Москве на Большой Бронной улице в январе 2006 года. Он ранил девять человек. Это преступление вызвало большой общественный резонанс.

    В Санкт-Петербурге произошла серия убийств иностранных студентов, результатом чего стали митинги протеста.

    В мае 2006 года прокурор Санкт-Петербурга С.Зайцев сообщил о том, что в  Санкт-Петербурге пресечена деятельность банды экстремистского толка, участники которой подозреваются в причастии к ряду преступлений, в том числе к убийству сенегальского студента. Установлены более 10 человек, входившие в преступную группу, большинство из них задержаны.

    Губернатор  Санкт-Петербурга В.Матвиенко заявила  о том, что члены банды активизировали свою деятельность перед проведением саммита "большой восьмерки" в июле 2006 года с целью дестабилизировать ситуацию и дискредитировать город. В.Матвиенко выразила надежду, что раскрытие деятельности группы и возможное судебное решение станет примером для других. Задержанным предъявлены обвинения по статье 209 УК РФ (бандитизм).

    Среди дел, относящихся к экстремистской тематике, могут быть названы  дела по двум петербургским скин-группировкам («Шульц-88» и «Mad Crowd»),  по делу об избиении бурятских спортсменок в Орле в 2004 году, по убийству перуанского студента в Воронеже, по призывам к осуществлению смертных пригоаоров руководителя регионального отделения праворадикальной организации «Духовно-Родовая Держава Русь» в Краснодаре П.Сарафанова, по нападению скинхедов на молельный дом и избиению имама в Сергиевом Посаде в сентябре 2005 года.

Информация о работе Молодежный экстремизм и его профилактика