Молодежный экстремизм и его профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить основные характеристики молодежного экстремизма и изучить основные пути его профилактики.

Объект исследования: экстремизм как социальное явление.

Предмет: молодежный экстремизм.

Задачи:

1.Рассмотреть основные понятия и виды экстремизма.
2.Определить основную проблематику экстремизма.
3.Определить социальные представления общества об экстремизме в молодежной среде.
4.Описать деятельность основных молодежных объединений экстремистской направленности.
5.Описать деятельность основных субъектов профилактики молодежного экстремизма.
6.Описать основные методики профилактики молодежного экстремизма.
7.Изучить профилактическую деятельность правоохранительных и судебных органов в отношении экстремизма

Содержание

Введение 3

1. Экстремизм как социальный феномен 5
1.1. Экстремизм: понятия и виды 5
1.2. Проблематика экстремизма 10

2. Социальные последствия экстремизма 15
2.1. Представления общества об экстремизме у молодежи 15
2.2. Молодежные объединения экстремистской направленности 18

3. Профилактика экстремизма в молодежной среде 25
3.1 Основные субъекты и принципы противодействия экстремизму 25
3.2. Методики профилактики молодежного экстремизма 30
3.3. Деятельность правоохранительных и судебных органов власти по раскрытию и предотвращению экстремистских проявлений 35

Заключение 38

Литература 40

Работа содержит 1 файл

Молодежный экстремизм и его профилактика.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

    В связи с НРА в СМИ упоминались  также Антимилитаристская Радикальная  Ассоциация (АРА), Революционный военный  совет РСФСР (РВС), Революционный  военный совет РККА и НКВД.

    Революционный Коммунистический Союз Молодежи (большевиков) насчитывает несколько тысяч членов и сторонников. Кроме Москвы, группы РКСМ(б) имеются еще в ряде городов страны: Пензе, Санкт-Петербурге и др. Всего, по заявлению сделанному на VI съезде организации в декабре 2004 года, в стране действует 10 территориальных организаций РКСМ(б). Следует отметить, что ряд членов революционного комсомола в настоящий момент осуждены или находятся под следствием, в том числе по обвинению в терроризме. Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), в структуру которой входит ревкомсомол, сегодня проводит политику по смягчению радикализма своей молодежи.

    С конца 80-х годов анархо-экологическое  движение «Хранители Радуги» проводит радикальные «акции прямого действия» против экологически опасных промышленных объектов. Явных лидеров нет, но есть несколько известных  активистов. Формальное членство у «Хранителей» тоже отсутствует, но число молодых радикальных экологов и анархистов, принимающих участие в их акциях, достигает 500 человек. Многие анархические группы активно действуют не в Москве, а в регионах и не взаимодействуют между собой. 

    Межрегиональное общественное объединение  «Национал-большевистская партия» (НБП). Создано 29 ноября 1994 года. В рядах НБП состоит молодежь как крайне левых, так и крайне правых взглядов. Четкая идеология отсутствует. Лидер и идеолог НБП Э. Лимонов заявляет о необходимости «объединения либеральной, коммунистической, и радикальной оппозиции для противостояния полицейскому государству в России». Численность – несколько тысяч человек, активно действует в провинции. По заявлениям партийных лидеров региональные организации НБП действуют в 56 субъектах России, а также в странах ближнего зарубежья.

    К наиболее громким акциям «прямого действия», направленным против представителей власти и реализуемой ими политики, следует отнести захват кабинета министра здравоохранения и социального развития России М.Ю. Зурабова 2 августа 2004 года (осуждены 7 активистов НБП на срок от 2,5 до 3 лет), захват кабинетов в приемной Администрации Президента России 14 декабря 2004 года (40 активистам партии предъявлено обвинение по ст. 212 ч.2 УК РФ «Участие в массовых беспорядках»). В апреле 2005 года группа активистов НБП проникла на балкон здания представительства Республики Башкортостан в Москве и провела акцию против «преступного режима Муртазы Рахимова». 4 мая 2005 года двое сторонников НБП, использовав альпинистское снаряжение, взобрались на стену гостиницы «Россия» и провели несанкционированную акцию протеста. Основное требование протестующих – отставка Президента России.

    5 июня 2006 года трое национал-большевиков  прервали речь Президента России  В.В.Путина на Всемирном саммите  прессы, проскандировав «Россия  без Путина!», «Свободу политзаключенным!», «Долой цензуру!». Несовершеннолетних протестующих забрали в милицию, но выпустили, не предъявив обвинений.

    Радикальные акции НБП проводит не только в  России, но и в сопредельных странах  – в Казахстане, Украине, Латвии.

    Скинхеды (от англ. Skinhead – кожаная голова, бритоголовый) – само движение появилось в Великобритании (рабочие предместья Лондона) в 60-х годах ХХ века. Скинхеды скорее особая молодежная субкультура (с присущим ей мировоззрением, имиджевыми особенностями), нежели общественная политическая организация.

    Среди основных идей движения – шовинизм, расизм, антисемитизм, стремление утвердить собственную правоту путем применения физической силы. В ряде случаев группировками скинхедов воспринята нацистская идеология. В публикуемых сегодня исследованиях западных авторов приводятся несколько причин возникновения этого расистского движения, среди которых основная – бурный приток эмигрантов из стран «третьего мира», ставших дешевой рабочей силой и вытеснивших из некоторых сфер производства и торговли коренных британцев.  

    К началу 80-х гг. движение становится довольно массовым в Европе и США, постепенно распространяется в Австралии и в Южной Америке. Бурно развивается индустрия вокруг скинхедов (одежда, атрибутика, литература), в том числе музыкальная индустрия (музыкальный «арийский» стиль – Oi!). 

    К началу 90-х годов первые скинхеды появляются в крупных российских городах. К 1994-1995 гг. движение в России становится более-менее массовым, чему не мало способствовало возникновение музыкальных групп, играющих российский вариант тяжелой музыки в стиле Oi!, а также практически свободное распространение аудиозаписей и литературы нацистского содержания (книги А. Гитлера, А. Розенберга).

    Согласно  материалам СМИ, со ссылкой на данные правоохранительных органов, на сегодняшний  день в России действует свыше 35 крупных скин-группировок, которые отличаются установленными правилами поведения и жесткой дисциплиной. Так, в Московском регионе их 23 (около 2 тысяч человек), в Санкт-Петербурге – 9.

    Некоторые эксперты указывают на тесную связь  группировок скинхедов и футбольных фанатов. И те, и другие в основном организованы на уровне групп по месту жительства, численностью 10-15 человек, у каждой из которых есть свой лидер.

    В связи с увеличением количества и численности радикально и экстремистски  настроенных групп и объединений  молодежи, возникает потенциальная опасность появления в скором будущем организованного молодежного движения, объединяющего сторонников разных политических пристрастий, приемлющих в качестве формы политической борьбы насилие. 

    15 ноября 2006 года Министр внутренних  дел Российской Федерации  Р.Нургалиев выступил на «правительственном часе» в Государственной Думе Российской Федерации с докладом о борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями на национальной почве. По его словам, в России действуют около 150 молодежных группировок экстремистской направленности, более 10 тысяч человек, а 8 из этих группировок представляют реальную угрозу. Такие группировки экстремистской направленности включают как группы футбольных фанатов, так и хорошо организованные, структурированные формирования ультралевой направленности, имеющие «идеологические секторы, информационные группы и боевые отряды». Основной состав этих групп - молодежь до 30 лет. Наибольшее количество участников проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях. Министр также заявил, что «экспорт международного терроризма на территорию России продолжается». Это выражается, в частности, в экспорте религиозного экстремизма на Кавказ, в Поволжье и в Сибирь.

    На  территории России активную противоправную деятельность ведут более 80 международных  экстремистских организаций, использующих в своих интересах ваххабизм. Сегодня сторонники ваххабизма в  России объединены в 60 крупных джамаатов, насчитывающих более 16 тысяч активных членов. По оценке главы МВД, особую опасность для России представляет деятельность экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир». На территории России выявлены 45 ячеек этой организации и установлены 247 участников, действующих в Центральном, Северо-Западном, Поволжском и Уральском федеральных округах. Только в 2006 году из России были экстрадированы 370 эмиссаров из «Хизб ут-Тахрир» и Исламского движения Узбекистана.

 

3. Профилактика экстремизма в молодежной среде 

3.1 Основные субъекты и принципы противодействия экстремизму 

    Экстремистская  деятельность также осуществляется на конкретном носителе, т. е. субъектом, определенность которого не всегда ясна. После принятия федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” в СМИ активно стали писать о “смутности” субъекта экстремизма. Данное замечание не лишено оснований, поскольку в федеральном законе содержится ст. 4 “Субъекты противодействия экстремистской деятельности”, но отчетливо сформулированного определения субъектов самой экстремистской деятельности не имеется14.

    Впрочем, и субъекты противодействия противодействия  экстремистской деятельности выделены не вполне отчетливо. Так, в ст. 4 к  субъектам противодействия экстремистской деятельности отнесены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Обратим внимание, что перечисленные субъекты противодействия представляют собой определенное единство – это множество всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. В ст. 2 “Основные принципы противодействия экстремистской деятельности” это множество субъектов противодействия предстает как единый макросубъект – государство, сотрудничающее с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности.

    Из  указания на сотрудничество государства  с его партнерами в противодействии  экстремистской деятельности следует, что иные субъекты также противодействуют экстремизму и являются субъектами этой деятельности. В проекте федерального закона “О противодействии политическому экстремизму” расширение коллективного субъекта противодействия было более явным. Так, в ст. 10 данного проекта “Содействие органам, осуществляющим противодействие политическому экстремизму” говорилось, что общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, члены и работники, а также граждане Российской Федерации вправе оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму на началах, установленных федеральным законодательством. Таким образом, в качестве субъекта противодействия экстремизму рассматривается не только государство, но и все гражданское общество в лице отдельных граждан и их организаций.

    В процессе общественного обсуждения проекта многие правозащитные организации  предлагали усилить положения этой статьи, предоставить общественным объединениям, иным организациям и гражданам право обращаться в суд с исками о признании тех или иных организаций экстремистскими. Но законодатель ведущую роль в противодействии экстремистской деятельности все-таки отвел государству, а гражданское общество рассматривает как субъект, который вправе сотрудничать с государством в этой сфере.

    Таким образом, субъектом противодействия  экстремистской деятельности оказалось  общество в целом при ведущей  роли государства. Очевидно, что противодействие  экстремизму не является специализированной функцией, выполняемой обществом или государством в целом. Проектом федерального закона “О противодействии политическому экстремизму” предусматривалось выделение федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных осуществлять противодействие политическому экстремизму. В окончательный текст закона это положение не вошло. Специально уполномоченные органы не были выделены, вследствие чего головной субъект, организующий и координирующий всеобщее противодействие политическому экстремизму не был образован. Борьба с экстремизмом осуществляется неспециализированно, как говорится, “всем миром”.

    Общеизвестно, что эффективность неспециализированной деятельности невысока и заведомо ниже, чем эффективность специализированной деятельности. Экстремистская деятельность, как признает рассматриваемый федеральный закон, зачастую осуществляется специализированными экстремистскими организациями. Так, ст. 9 запрещает создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Эти организации, как говорит ст. 1, целенаправленно планируют, организуют, готовят и совершают экстремистские действия, используя финансовые средства недвижимость, учебную, полиграфическую и материально-техническую базу, телефонную, факсимильную и иные виды связи, информационные услуги, иные материально-технические средства.

    Органы  государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремиcтские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае – субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

    Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей  становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий. Генезис субъекта экстремизма идет автономно, подчиняясь объективной логике эволюции социального явления. Данная логика включает как момент возникновения, так и момент исчезновения социального субъекта, исчерпавшего свои социальные функции. В этом отношении является существенным анализ самого субъекта экстремистской деятельности, противостоящего субъектам противодействия.

    В федеральном законе представлен  образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности15.

Информация о работе Молодежный экстремизм и его профилактика