Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:35, курсовая работа
Цель: определить основные характеристики молодежного экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: экстремизм как социальное явление.
Предмет: молодежный экстремизм.
Задачи:
1.Рассмотреть основные понятия и виды экстремизма.
2.Определить основную проблематику экстремизма.
3.Определить социальные представления общества об экстремизме в молодежной среде.
4.Описать деятельность основных молодежных объединений экстремистской направленности.
5.Описать деятельность основных субъектов профилактики молодежного экстремизма.
6.Описать основные методики профилактики молодежного экстремизма.
7.Изучить профилактическую деятельность правоохранительных и судебных органов в отношении экстремизма
Введение 3
1. Экстремизм как социальный феномен 5
1.1. Экстремизм: понятия и виды 5
1.2. Проблематика экстремизма 10
2. Социальные последствия экстремизма 15
2.1. Представления общества об экстремизме у молодежи 15
2.2. Молодежные объединения экстремистской направленности 18
3. Профилактика экстремизма в молодежной среде 25
3.1 Основные субъекты и принципы противодействия экстремизму 25
3.2. Методики профилактики молодежного экстремизма 30
3.3. Деятельность правоохранительных и судебных органов власти по раскрытию и предотвращению экстремистских проявлений 35
Заключение 38
Литература 40
В связи с НРА в СМИ упоминались также Антимилитаристская Радикальная Ассоциация (АРА), Революционный военный совет РСФСР (РВС), Революционный военный совет РККА и НКВД.
Революционный Коммунистический Союз Молодежи (большевиков) насчитывает несколько тысяч членов и сторонников. Кроме Москвы, группы РКСМ(б) имеются еще в ряде городов страны: Пензе, Санкт-Петербурге и др. Всего, по заявлению сделанному на VI съезде организации в декабре 2004 года, в стране действует 10 территориальных организаций РКСМ(б). Следует отметить, что ряд членов революционного комсомола в настоящий момент осуждены или находятся под следствием, в том числе по обвинению в терроризме. Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), в структуру которой входит ревкомсомол, сегодня проводит политику по смягчению радикализма своей молодежи.
С
конца 80-х годов анархо-
Межрегиональное общественное объединение «Национал-большевистская партия» (НБП). Создано 29 ноября 1994 года. В рядах НБП состоит молодежь как крайне левых, так и крайне правых взглядов. Четкая идеология отсутствует. Лидер и идеолог НБП Э. Лимонов заявляет о необходимости «объединения либеральной, коммунистической, и радикальной оппозиции для противостояния полицейскому государству в России». Численность – несколько тысяч человек, активно действует в провинции. По заявлениям партийных лидеров региональные организации НБП действуют в 56 субъектах России, а также в странах ближнего зарубежья.
К наиболее громким акциям «прямого действия», направленным против представителей власти и реализуемой ими политики, следует отнести захват кабинета министра здравоохранения и социального развития России М.Ю. Зурабова 2 августа 2004 года (осуждены 7 активистов НБП на срок от 2,5 до 3 лет), захват кабинетов в приемной Администрации Президента России 14 декабря 2004 года (40 активистам партии предъявлено обвинение по ст. 212 ч.2 УК РФ «Участие в массовых беспорядках»). В апреле 2005 года группа активистов НБП проникла на балкон здания представительства Республики Башкортостан в Москве и провела акцию против «преступного режима Муртазы Рахимова». 4 мая 2005 года двое сторонников НБП, использовав альпинистское снаряжение, взобрались на стену гостиницы «Россия» и провели несанкционированную акцию протеста. Основное требование протестующих – отставка Президента России.
5
июня 2006 года трое национал-
Радикальные акции НБП проводит не только в России, но и в сопредельных странах – в Казахстане, Украине, Латвии.
Скинхеды (от англ. Skinhead – кожаная голова, бритоголовый) – само движение появилось в Великобритании (рабочие предместья Лондона) в 60-х годах ХХ века. Скинхеды скорее особая молодежная субкультура (с присущим ей мировоззрением, имиджевыми особенностями), нежели общественная политическая организация.
Среди основных идей движения – шовинизм, расизм, антисемитизм, стремление утвердить собственную правоту путем применения физической силы. В ряде случаев группировками скинхедов воспринята нацистская идеология. В публикуемых сегодня исследованиях западных авторов приводятся несколько причин возникновения этого расистского движения, среди которых основная – бурный приток эмигрантов из стран «третьего мира», ставших дешевой рабочей силой и вытеснивших из некоторых сфер производства и торговли коренных британцев.
К началу 80-х гг. движение становится довольно массовым в Европе и США, постепенно распространяется в Австралии и в Южной Америке. Бурно развивается индустрия вокруг скинхедов (одежда, атрибутика, литература), в том числе музыкальная индустрия (музыкальный «арийский» стиль – Oi!).
К началу 90-х годов первые скинхеды появляются в крупных российских городах. К 1994-1995 гг. движение в России становится более-менее массовым, чему не мало способствовало возникновение музыкальных групп, играющих российский вариант тяжелой музыки в стиле Oi!, а также практически свободное распространение аудиозаписей и литературы нацистского содержания (книги А. Гитлера, А. Розенберга).
Согласно материалам СМИ, со ссылкой на данные правоохранительных органов, на сегодняшний день в России действует свыше 35 крупных скин-группировок, которые отличаются установленными правилами поведения и жесткой дисциплиной. Так, в Московском регионе их 23 (около 2 тысяч человек), в Санкт-Петербурге – 9.
Некоторые
эксперты указывают на тесную связь
группировок скинхедов и
В
связи с увеличением количества
и численности радикально и экстремистски
настроенных групп и
15 ноября 2006 года Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Нургалиев выступил на «правительственном часе» в Государственной Думе Российской Федерации с докладом о борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями на национальной почве. По его словам, в России действуют около 150 молодежных группировок экстремистской направленности, более 10 тысяч человек, а 8 из этих группировок представляют реальную угрозу. Такие группировки экстремистской направленности включают как группы футбольных фанатов, так и хорошо организованные, структурированные формирования ультралевой направленности, имеющие «идеологические секторы, информационные группы и боевые отряды». Основной состав этих групп - молодежь до 30 лет. Наибольшее количество участников проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях. Министр также заявил, что «экспорт международного терроризма на территорию России продолжается». Это выражается, в частности, в экспорте религиозного экстремизма на Кавказ, в Поволжье и в Сибирь.
На территории России активную противоправную деятельность ведут более 80 международных экстремистских организаций, использующих в своих интересах ваххабизм. Сегодня сторонники ваххабизма в России объединены в 60 крупных джамаатов, насчитывающих более 16 тысяч активных членов. По оценке главы МВД, особую опасность для России представляет деятельность экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир». На территории России выявлены 45 ячеек этой организации и установлены 247 участников, действующих в Центральном, Северо-Западном, Поволжском и Уральском федеральных округах. Только в 2006 году из России были экстрадированы 370 эмиссаров из «Хизб ут-Тахрир» и Исламского движения Узбекистана.
3.
Профилактика экстремизма
в молодежной среде
3.1
Основные субъекты и
принципы противодействия
экстремизму
Экстремистская деятельность также осуществляется на конкретном носителе, т. е. субъектом, определенность которого не всегда ясна. После принятия федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” в СМИ активно стали писать о “смутности” субъекта экстремизма. Данное замечание не лишено оснований, поскольку в федеральном законе содержится ст. 4 “Субъекты противодействия экстремистской деятельности”, но отчетливо сформулированного определения субъектов самой экстремистской деятельности не имеется14.
Впрочем,
и субъекты противодействия
Из указания на сотрудничество государства с его партнерами в противодействии экстремистской деятельности следует, что иные субъекты также противодействуют экстремизму и являются субъектами этой деятельности. В проекте федерального закона “О противодействии политическому экстремизму” расширение коллективного субъекта противодействия было более явным. Так, в ст. 10 данного проекта “Содействие органам, осуществляющим противодействие политическому экстремизму” говорилось, что общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, члены и работники, а также граждане Российской Федерации вправе оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму на началах, установленных федеральным законодательством. Таким образом, в качестве субъекта противодействия экстремизму рассматривается не только государство, но и все гражданское общество в лице отдельных граждан и их организаций.
В процессе общественного обсуждения проекта многие правозащитные организации предлагали усилить положения этой статьи, предоставить общественным объединениям, иным организациям и гражданам право обращаться в суд с исками о признании тех или иных организаций экстремистскими. Но законодатель ведущую роль в противодействии экстремистской деятельности все-таки отвел государству, а гражданское общество рассматривает как субъект, который вправе сотрудничать с государством в этой сфере.
Таким образом, субъектом противодействия экстремистской деятельности оказалось общество в целом при ведущей роли государства. Очевидно, что противодействие экстремизму не является специализированной функцией, выполняемой обществом или государством в целом. Проектом федерального закона “О противодействии политическому экстремизму” предусматривалось выделение федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных осуществлять противодействие политическому экстремизму. В окончательный текст закона это положение не вошло. Специально уполномоченные органы не были выделены, вследствие чего головной субъект, организующий и координирующий всеобщее противодействие политическому экстремизму не был образован. Борьба с экстремизмом осуществляется неспециализированно, как говорится, “всем миром”.
Общеизвестно,
что эффективность
Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремиcтские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае – субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.
Эффективное
противодействие экстремизму
В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности15.
Информация о работе Молодежный экстремизм и его профилактика