Молодежный досуг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.

Работа содержит 1 файл

курсовая по СКДД.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

            В центре культуры  некоторые формы широко распространены: это ставшие традиционными дни семейного отдыха, которые проводятся два раза в месяц по воскресеньям. Стали популярными семейные конкурсы – викторины «Сказочный калейдоскоп», «Мы – дружная семья». Культурный центр уделяет большое внимание досугу семьи, и семья здесь задействована не только в праздничные или выходные дни. К семейным формам досуга можно отнести участие сразу нескольких членов семьи в художественной самодеятельности, и посещение ребенком какого-либо кружка – ведь сюда тоже вовлекается семья: родители приводят его на занятия, приходят на концерты, вместе с ребенком готовятся к выступлениям. А в то время, когда дети занимаются в коллективах художественной самодеятельности, чтобы родителям не терять напрасно время, несколько активистов предложили собираться всем вместе в аудитории и обсуждать насущные проблемы. Это вопросы воспитания, питания правила поведения и этикета, здоровье детей и т.д. Администрация Культурного центра одобрила эту инициативу, и на такие встречи стали приглашать психологов, педагогов, врачей.

            Культурный центр проводит спортивные состязания между семьями «Папа, мама, я – спортивная семья». Это одна из очень полюбившихся переславцам семейных игр. Здесь спорт – а это движенье и здоровье, и разрядка, и сплоченность всей семьи, масс положительных эмоций. Участвуют в этом состязании несколько семей, и болеть приходят тоже семьями. Такие мероприятия как воздух необходимы и взрослым и детям, это наилучший отдых, снятие стресса и усталости. Родители, наблюдая за своими детьми, лучше узнают их в свободной раскованной обстановке, в общении со сверстниками и взрослыми. Они видят, каков он в игре, как он относится к друзьям, как переживает неудачи и успехи друзей и свои. А дети, радуются, наблюдая за тем, как мама прыгает через скакалку, папа поет песни, рассказывает стихи и т.д. Можно еще много раскрыть положительных сторон семейных праздников, но важно отметить главное – внутрисемейные досуговые отношения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи. Так же на базе современных культурно-досуговых центрах должны функционировать различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, семейных мастерских прикладного творчества. Создание этих досуговых форм в центр культуры еще только планируется. Следует отметить, что центр культуры стал для всех переславцев любимым местом отдыха и общения, местом разумного проведения своего досуга. Мероприятия, проводимые здесь интересны, привлекательны и доступны как для молодежи, так и для всех категорий населения. И то, что в культурном центре все чаще и чаще стали внедрять платные услуги, посетители твердо убеждены в том, что Культурный центр существует не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы удовлетворять их потребности. А это и есть самое главное в сложившейся ситуации. Несмотря ни на какие трудности и проблемы, коллектив центр культуры полон решимости и совершенствует досуговую деятельность, обогащает ее новыми идеями, проектами и программами, ведет свои коллективы и их участников вверх по творческой лестнице и стараться способствовать созданию цивилизованной культурной среды.  
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Изучение совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в культурно-досуговых центрах. и ставились следующие задачи:определить сущность и функции досуга.

        При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

            Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

           Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

       Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  -повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора.

  -создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения

-учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста.

-создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских объединений.

-участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.

-создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

Практическая  значимость работы связана с возможностью ее использования педагогами организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами культурно-досуговых  учреждений в качестве методических рекомендаций по организации молодежного досуга.  

                                              
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА. 

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. –  М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.

2.Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г

3.Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

4.Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

5. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК,1994.-32с.                                                                                                                                      

6.Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть

Нововведением для центра культуры стало опрос анкетирование посетителей.

Какие формы  работы на Ваш взгляд мало в центре культуры?”                                                              

-интеллектуальные  турниры-7 человек

-КВН-10 человек

-ток-шоу-12 человек

-ролевые  игры-6 человек

Исходя из опроса посетителей ток –шоу больше интересует из всех перечисленных  форм работы.Поэтому я бы хотела рассмотреть ,что такое ток-шоу и предложить свой сценарий для проведения этой формы.

        Ток шоу – яркое эстрадное представление, развлекательная программа. Ток шоу – нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.

Интерес к ток-шоу  не случаен: у этих программ есть свои сильные стороны и потенциальные  возможности. Зрителю, сталкивающемуся  с различными трудностями, дается понять, что его ситуация не уникальна, что  он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом. Именно ток-шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения, что восполняет нынешнюю нехватку авторитетных суждений и указаний.Жанр ток-шоу раскрывает такие понятные любому зрителю темы любви и ненависти, власти и денег, победы и поражения и, в конце концов, жизни и смерти. Убедительность и неоднозначность характеров, реалистичность сюжета – именно это обеспечило ток-шоу невероятную популярность. Ток-шоу – это своего рода шаблон ситуаций и их решений, которые возникают с нами. Непосредственно форма ток-шоу -это диспут, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие приглашенные специалисты и случайные зрители. Можно сказать, что проведение любого ток-шоу требует:

• наличие актуальной или актуально поданной проблемы, задающей содержание разговора (вопросы  и ответы);

• участников ток-шоу (ведущие, герои ток-шоу, зрители, эксперты);

• оформления места  проведения дела (художественного и  музыкального);

• регламента дискуссии (определение времени и приёмов  организации общения, выраженных в  существующем сценарии);

• необходимого для  реализации ток-шоу материально-технического обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сценарий  информационного  часа по теме:

«Наркотики  в молодежной среде»

Цель: выяснить не только основные причины наркомании среди подростков, но и вместе попытаться разобраться в том, какие существуют методы предупреждения, спасения молодежи от смертельной опасности.

    Форма проведения: ток-шоу

    Участники: молодежная аудитория, 3 эксперта, ведущий.

                                                      

                                       Ход информационного часа:

                • Поговорим?
                • О чем?
                • О разном и о прочем.
                • О том, что хорошо,
                • И хорошо не очень.
                • Чего-то знаешь ты.
                • А что-то мне известно.
                • Поговорим?
                • Поговорим. Вдруг будет интересно?!
 

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наркомании. Эта тема очень актуальна в молодежной среде.

      Современное человечество в последние годы столкнулось  с проблемами, от решения которых  зависит судьба цивилизации и, конечно, проблемы охраны здоровья являются очень  важными.

      Цель  нашего часа – выяснить основные причины наркомании среди подростков, а также вместе попытаться разобраться в том, какие существуют методы предупреждения и спасения молодежи от смертельной опасности – наркомании.

      В нашем разговоре участвуют эксперты, которые будут помогать нам.

      В начале нашей беседы мы проведем голосование по такому вопросу: «Считаете ли вы наркоманию смертельной болезнью?»

      Идет  голосование. Оглашается мнение зала.

      Для того, чтобы разобрать эту сложную  проблему, давайте выясним: Что такое  наркотики? Предоставим слово эксперту.

Эксперт: По-гречески «наркотики» - это оцепенение, онемение, старость, безумие. Эйфория и неадекватная веселость, а затем странное оцепенение после употребления снадобья. Все это сопровождало греческие вакханалии, религиозные праздники обитателей джунглей Амазонки или верховий Нила.

Информация о работе Молодежный досуг.