Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:36, курсовая работа
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.
Введение
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.Практика молодежного досуга показывает,что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга. Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.
Объект исследования – молодежный досуг. Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.
Задачи:
- определить сущность и функции досуга молодежи;
- рассмотреть
социокультурные технологии
- проанализировать
деятельность культурно-
- определить
пути совершенствования
- базой исследования курсовой работы является Крупицкий центр культуры Минского района.
Изученные
материалы по молодежному досугу могут
быть использованы специалистами культурно-досуговых
учреждений в качестве методических рекомендаций
по организации досуга молодежи. Методы
исследования: теоретический анализ специальной
литературы, изучение опыта деятельности
культурно-досуговых учреждений по организации
досуга молодежи.
глава 1.
Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах.
Специфика и содержание молодежного досуга.
Досуг – деятельность
в свободное время вне сферы общественного
и бытового труда, благодаря которой индивид
восстанавливает свою способность к труду
и развивает в себе в основном те умения
и способности, которые невозможно усовершенствовать
в сфере трудовой деятельности. Раз досуг
– деятельность, то это означает, что он
не пустое время провождение, не простое
бездельничанье и вместе с тем не по принципу:
«что хочу, то и делаю». Это деятельность,
осуществляемая в русле определенных
интересов и целей, которые ставит перед
собой человек. Усвоение культурных ценностей,
познание нового, любительский труд, творчество,
физкультура и спорт, туризм, путешествия
– вот чем и еще многим другим может быть
занят он в свободное время. Все эти занятия
укажут на достигнутый уровень культуры
молодежного досуга. От умения направлять
свою деятельность в часы досуга на достижение
общезначимых целей, реализацию своей
жизненной программы, развитие и совершенствование
своих сущностных сил, во многом зависит
социальное самочувствие молодого человека,
его удовлетворенность своим свободным
временем. К специфическим чертам молодости
относится преобладание у нее поисковой,
творческо-экспериментальной активности.
Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах, компьютерные игры,спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательно.
К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:
-необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;
-источник творческого преобразования индивида в личность;
-форму передачи знаний и социального опыта;
-исходный пункт самосознания личности;
-регулятор поведения людей в обществе;
-самостоятельный вид деятельности;
Общение молодежи в условиях досуговой
деятельности удовлетворяет, прежде всего,
следующие ее потребности: в эмоциональном
контакте, сопереживании, в информации,
в объединении усилий для совместных действий.
Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция. Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.
Культура досуга характеризуют также
те занятия, которым отдается предпочтение
в свободное время. Речь идет только о
таких видах досуговой деятельности, которые
способствуют нормальному воспроизводству
способности к труду, совершенствованию
и развитию молодого человека. Во многих
из них он должен непременно участвовать
сам. Наконец культура развития и функционирования
соответствующих учреждений и предприятий:
клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые
центры, центры народного творчества,
кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.
При этом особое значение имеет творческая
деятельность работников данных учреждений.
Многое зависит именно от них, от их умения
предложить интересные формы отдыха, развлечений,
услуг и увлечь людей. Отличным качеством
культурного молодежного досуга является
эмоциональная окрашенность, возможность
привнести в каждую возможность заниматься
любимым делом, встречаться с интересными
людьми, посещать значимые для него места,
быть участником важных событий. Высший
смысл истинного досуга состоит в том,
чтобы приблизить ценное любимое и отделить
или упразднить пустое, ненужное. Здесь
досуг для молодого человека превращается
в образ жизни, в заполнении свободного
времени разнообразными, содержательно
насыщенными выводами деятельности.