Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:38, реферат

Описание работы

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культурыобщества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

Содержание

1. Введение стр 2
2. История термина стр 2
3 . Фэндом и возникновение молодежных субкультур стр 3
4. Примеры субкультур стр 4
4.1 Музыкальные субкультуры стр 4
4.2 Арт-субкультуры стр 5
4.3 Интернет-сообщество и интернет-культуры стр 6
4.4 Индустриальные и спортивные субкультуры стр 6
4.5 Контркультуры стр 6
5 .Взаимоотношения субкультур стр 7
5.1 Генетические связи субкультур стр 7
5.2 Конфликты стр 7
6. Заключение стр 8
7. Список используемой литературы стр 12
8. Ссылки

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО социология..doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Контркультуры

Старейшей является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры  проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргонаблатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Еще один яркий  пример контркультуры — радикальная  часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют  проследить движение народов, изменения  языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Например, это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов.

Заключение

Существенная  особенность человека состоит в  том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей.

Этот  мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все  живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура  современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые  могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое  общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются  и разделяются всеми членами  общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой; В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая  из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей.

Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской  субкультуры, а жена военного - в военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Культурологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

Бандитская  группировка, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты  и нормы, но совершенно противоположные  всеобщим, общепринятым нормам данного  общества. Субкультура бандитской группировки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурны образцам.

На  мой взгляд, отношения культуры и  субкультуры необходимо рассматривать  в рамках концепции развития культуры. Доминирующая культура представляет собой  некую программу развития общества, в рамках которой сосуществуют множество субкультур, как традиционных, так и иннованционных (в том числе молодежные субкультуры). Собственно, сегодня само понятие "доминирующая культура" звучит некорректно. Тенденции постмодерна привели к принятию всех культурных форм. Поэтому, на мой взгляд, о современной культуре можно говорить как о совокупности субкультур.

По  мере изменения существующих условий  как со стороны "внешнего" мира (материальные явления), так и со стороны "внутреннего" (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе.

По  моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она  возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

Таким образом, несмотря на устоявшееся в  науке представление о субкультуре  и контркультуре как о различных  культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  • Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  • Дольник В.Р. «Непослушное дитя биосферы», глава 4-я, «Рок рока».
  • Л. В. Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?
  • Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
 

Ссылки

  • Молодежные движения и субкультуры
  • Культура в СССР = субкультура российской интеллигенции
  • СУБКУЛЬТУРЫ Неформальные движения молодежи
  • Статьи о субкультурах: Субкультуры.СПб
  • Молодёжные субкультуры Советского Союза
  • subkultura — сообщество в «Живом Журнале» по теме «Субкультура»

Информация о работе Молодежные субкультуры