Содержание
1. Введение
стр 2
2. История
термина
стр 2
3 . Фэндом
и возникновение молодежных субкультур
стр 3
4. Примеры
субкультур
стр 4
4.1 Музыкальные
субкультуры
стр 4
4.2 Арт-субкультуры
стр 5
4.3 Интернет-сообщество
и интернет-культуры
стр 6
4.4 Индустриальные
и спортивные субкультуры
стр 6
4.5 Контркультуры
стр 6
5 .Взаимоотношения
субкультур
стр 7
5.1 Генетические
связи субкультур
стр 7
5.2 Конфликты
стр 7
6. Заключение
стр 8
7. Список используемой
литературы
стр 12
8. Ссылки
стр 12
Введение
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура)
в социологии и культурологии — часть культурыобщества, отличающаяся от
преобладающей, а также социальные группы
носителей этой культуры. Субкультура
может отличаться от доминирующей
культуры собственной
системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой
и другими аспектами. различают субкультуры,
формирующиеся на национальной, демографической,
профессиональной, географической и других
базах. В частности, субкультуры образуются
этническими общностями, отличающимися
своим диалектом от языковой нормы. Другим
известным примером являются молодёжные
субкультуры.
История термина
В 1950 году американский
социолог Дэвид
Райзмен в своих
исследованиях вывел понятие субкультуры
как группы людей, преднамеренно избирающих
стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Более тщательный анализ явления и понятия
субкультуры провел Дик
Хэбдидж в своей
книге «Субкультура: значение стиля».
По его мнению, субкультуры привлекают
людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют
общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал
понятие «городские племена» для обозначения
молодёжных субкультур. Виктор
Дольник в книге
«Непослушное
дитя биосферы»
использовал понятие «клубы».
В СССР для
обозначения членов молодёжных субкультур
использовался термин «Неформальные
объединения молодёжи», отсюда жаргонное
слово «неформалы». Для обозначения субкультурного
сообщества иногда используется жаргонное
слово «тусовка».
Фэндом и возникновение
молодежных субкультур
Панк с
причёской «ирокез». Вызывающий имидж
молодёжных субкультур — одновременно
выражение протеста и «униформа»,
позволяющая узнавать своих.
Фэндом (англ. fandom — фанатство) —
сообщество поклонников, как правило,
определенного предмета (писателя, исполнителя,
стиля). Фэндом может иметь определенные
черты единой культуры, такие как «тусовочный»
юмор и сленг, схожие интересы за пределами
фэндома, свои издания и сайты. По некоторым
признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты
субкультуры. Так, например, произошло
с панк-роком, готической музыкой
и многими другими интересами. Однако
большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи
сосредоточены только вокруг предмета
своего интереса.
Если фанатство
чаще всего связанно с отдельными
личностями (музыкальные группы, музыкальные
исполнители, известные художники),
которых фанаты считают своими кумирами,
то субкультура не зависит от явных или
символических лидеров, и на смену одному
идеологу приходит другой. Сообщества
людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т.п.) могут образовывать
устойчивый фэндом, но при этом не иметь
признаков субкультуры (общего имиджа,
мировоззрения, единых вкусов во многих
сферах).
Субкультуры
могут в своей основе содержать
различные интересы: от музыкальных
стилей и направлений искусства
до политических убеждений и сексуальных
предпочтений. Какая-то часть молодёжных
субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например,
уголовная, происходящая вследствие конфликта
основной культуры и лиц, преступивших
закон, образуются на иной основе.
Чаще всего
субкультуры носят замкнутый характер
и стремятся к изоляции от массовой культуры.[5]. Это вызвано как происхождением
субкультур (замкнутые сообщества по интересам),
так и стремлением отделиться от основной
культуры, противопоставить ее субкультуре.
Входя в конфликт с основной культурой,
субкультуры могут носить агрессивный
и иногда даже экстремистский характер.
Такие движения, вступающие в конфликт
с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[3] В молодёжных субкультурах
характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что
является одной из фаз самоопределения.
Для поклонников visual kei имидж один из важнейших элементов
Анкх- традиционный символ готов
Развиваясь,
субкультуры вырабатывают единый стиль
одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику
(символику), также общее мировоззрение
для своих членов. Характерный
имидж и манера поведения является
маркером, отделяющим «своих» (представителей
субкультуры) от посторонних людей. В этом
проявляется сходство новых субкультур
20-го века и традиционных народных культур.
Поэтому методы изучения субкультур схожи
с методами изучения культур традиционных.
А именно, это историко-лингвистический
анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический
анализ. Имидж для представителя субкультуры
— это не только одежда, это демонстрация
своим видом убеждений и ценностей, которые
пропагандирует субкультура. Наиболее
известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные
элементы и целые стили одежды вливаются
в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные
среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми
у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический
аристократ уже
не только элемент субкультуры готов,
но также элемент японской моды.
У представителей
субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется
от субкультуры прародителя, частично
вырабатывается самостоятельно. Многие
элементы сленга — неологизмы.
С культурологической
точки зрения символ и символизм являются
определяющими в описании той или иной
культуры и культурного произведения.Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение
субкультуры среди множества других культур,
с другой стороны связь с культурным наследием
прошлого. Например, знак анкха в субкультуре
готов — это с одной стороны символ вечной
жизни, как наследие Египта, с другой —
символ, самоопределяющий культуру в настоящее
время.
Примеры субкультур
Музыкальные
субкультуры
Одной из самых
ярких и известных субкультурных
общностей являются молодежные движения,
связанные с определенными жанрами музыки.
Имидж музыкальных субкультур формируется
во многом в подражании сценическому имиджу
популярных в данной субкультуре исполнителей.
Одной из первых
музыкально-молодежных субкультур современности
были хиппи, молодежное движение пацифистов
и поклонников рок-музыки. Многое из их
имиджа (в частности, мода на длинные волосы)
и мировоззрения перекочевало в другие
субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное
движение Растафари(растаманы),которое,помимо
музыки рэгги и специфического имиджа,
обладало определенной идеологией. В частности,
среди убеждений растаманов — пацифизм
и легализация
марихуаны.
В 1970-80-е вслед
за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную
свободу и независимость. Последние же
обладали ярко выраженной политической
позицией: девизом панк-рока была и остается
идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты —
мрачность, культ меланхолии, эстетика
фильмов ужасов и готических романов.
В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки,
появилась хип-хоп культура со своей музыкой,
имиджем и образом жизни.
В 90-е годы
сильными молодежными субкультурами
стали Эмо-киды и Киберпанки. Субкультура Эмо одна из
самых молодых (большинство ее представителей
несовершеннолетние), она пропагандирует
яркие чувства и демонстративность поведения.
Киберы, как ответвление индастриал-рока,
увлечены идеями скорого техногенного
апокалипсиса и засилием технократии.
Арт-субкультуры
Большинство
молодежных субкультур не связанных с
музыкальными жанрами произошли из увлечений
определенным видом искусства или Хобби.
Например
зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым
движением связанно Игротехническое общество.
Увлечение японской
анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в
субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.
Также в последнее
время появилось такое явление,
как фурри, увлечение антропозооморфными
персонажами анимации, а также арт-дизайн
антропозооморфных персонажей.
Интернет-сообщество
и интернет-культуры
С середины
90-х годов 20-го века, с распространением
повсеместно Интернет-технологий, стали расти
появляться интерактивные субкультуры.
Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.
Индустриальные
и спортивные субкультуры
Основная
статья Индустриальные
субкультуры
В начале 20-го
века с романтизацией городского
образа жизни и неспособности
части молодежи жить вне города возникают индустриальные(городские)
субкультуры.
Часть индустриальных субкультур вышли
из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на
эти субкультуры оказали компьютерные
игры (к примеру, Fallout).К спортивным субкультурам
можно отнести Паркур, а также футбольных
фанатов.