Молодежные студенческие объединения в современных ВУЗах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение молодежных студенческих объединений в современных ВУЗах.
Задачи состоят в следующем:
рассмотреть молодежные объединения как социальный феномен;
рассмотреть особенности молодежных студенческих объединений;
рассмотреть анализ опыта деятельности современных студенческих объединений;
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 5
2. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 14
3. АНАЛИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Молодежные студенческие объединения.docx

— 55.54 Кб (Скачать)

  Новосибирский государственный педагогический университет

  Институт  молодежной политики и социальной работы 

  Курсовая  работа на тему:

  «Молодежные студенческие объединения в современных ВУЗах» 
 
 

  Выполнила: Шмидт Е.

  группа  ОРМ-43

  Проверил: Дейч Б.А. 
 

  Новосибирск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ  КАК СОЦИАЛЬНЫЙ  ФЕНОМЕН 5

2. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ  СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 14

3. АНАЛИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 27 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В результате коренных преобразований конца 80-х - начала 90-х годов XX века, затронувших  государственные основы, общественные устои и экономику, Россия попала в полосу отрицательной динамики основных макроэкономических и социальных показателей. Противоречия этого исключительно  сложного этапа развития российского  общества непосредственно отразились на состоянии молодёжных объединений  как в стране в целом, так и  в Западной Сибири. Кризис в ВЛКСМ  повлёк за собой распад комсомольских  организаций. В этой связи особенно остро встала проблема самоорганизации  подрастающего поколения.

     Молодежные  организации призваны направлять энергию  и энтузиазм юношества. Многие из них помогают развивать способности  и навыки молодых людей в спорте. Другие организации участвуют в  политических, военных и религиозных  движения.

     Отечественные исследования в основном посвящены  молодёжным и подростковым субкультурам, ценностным ориентациям молодёжи, процессам  социализации и жизненного самоопределения, особенностям подросткового поведения, но они практически не затрагивают  молодёжные организации разного  типа, не исследуют их как самостоятельную  реальность.

     Несмотря  на это, нельзя не принимать во внимание тот факт, что не только субкультура  оказывает значительное влияние  на молодых людей, также существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают.

     В последнее время государство  пыталось привести в жизнь федеральные  законы и программы, которые помогли  бы молодому поколению адаптироваться в обществе, но на современном этапе  развития нашего государства экономические  факторы наряду с политической обстановкой  не дают возможности государству, и  в том числе обществу, осуществлять все программы и федеральные  законы о молодежи, а те законы и  программы, которые все таки работают, не приносят позитивного результата для Росси в целом.

     Очевидно, что этих законов и программ не достаточно.

     Актуальность работы состоит в том, что во все времена студенты всегда тянулись друг к другу, стремились к общению и совместному труду, пытались вместе решать проблемы, защищать свои права, объединяясь в сообщества.

     Так возникали студенческие организации, жизнь и деятельность которых  уже давно стала частью истории  России и славной традицией наших  вузов, которой уже более двухсот  лет.

     Настоящее время не является исключением: в  подавляющем большинстве вузов  России в 90-е годы созданы различные  студенческие объединения.

     Объект – объединения молодежи.

     Предмет – молодежные студенческие объединения и организации.

     Цель - изучение молодежных студенческих объединений в современных ВУЗах.

     Задачи состоят в следующем:

  • рассмотреть молодежные объединения как социальный феномен;
  • рассмотреть  особенности молодежных студенческих объединений;
  • рассмотреть анализ опыта деятельности современных студенческих объединений;

     Работа  состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы. 

 

1. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ  ФЕНОМЕН

     В политической жизни общества важное место принадлежит общественной деятельности молодежи, ее организаций, среди которых до конца 80-х гг. определенную роль играл комсомол. Вместе с тем, происходящие в обществе изменения отчетливо выявили  кризис в молодежном движении1.

     Данные  социологических исследований в  последнее десятилетие стали  постоянно фиксировать тот факт, что эффективность деятельности комсомола резко упала, молодежь разочаровалась в формах и методах  его работы. Отстав от жизни, оторвавшись  от молодежи, от реальных процессов, он не мог не прийти к поражению.

     В современных условиях на первый план вышла проблема статуса молодого человека, его положения и места  в жизни общества. Социологическими исследованиями было выявлено, что  декларируемые права молодежи плохо  обеспечиваются в реальности. Это  касается и трудовых гарантий, и  участия в общественно-политической жизни, и обеспеченности жильем, и  возможностей удовлетворить материальные и духовные потребности2.

     Так, обеспеченность общежитиями малосемейных составляет 15%, не удовлетворено 1,5 млн. заявок на детские сады. К тридцатилетнему возрасту большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение.

     Нельзя  согласиться с бытующими в  сознании старшего поколения обвинениями, что молодые люди «не те, какими были мы».

     Результаты  социологических исследований говорят  о том, что подавляющее большинство  молодых людей не так уж плохи, как кажется на первый взгляд: 98% верят в любовь как высшую ценность жизни, 15% ответили отрицательно на предложение  бросить работу, если бы они получили наследство. Не менее ярко проявляются  и общественно-политические интересы молодежи.

     Одним из препятствий на пути гражданского становления становится непонимание  старшим поколением интересов молодежи - об этом сказала пятая часть  опрошенных.

     Хотя  это вечно старая и вечно новая  проблема, однако в 70-х гг. она приобрела  характер острой конфронтации, что  не только привело к разрыву части  молодежи с интересами старшего поколения, но и подорвало идеалы, вдохновлявшие  ее в течение длительного времени.

     Молодежь  давно уже не приемлет снисходительно-покровительственного отношения к себе со стороны старших. В ее среде силен критический  настрой. У молодого поколения вызрели  трудные для общества вопросы. Как  относиться к предшествующим поколениям в свете того, что творилось  в нашей действительности? Кто  несет ответственность за преступления против миллионов людей? Как избежать повторения ошибок?3

     Приходится  признать, что у многих из старших  нет особых оснований поучать  молодых тому, как жить.

     Вернуть доверие молодых нудным морализаторством и рассказами о том, как они  геройски и трудно жили) не удается. Основа для совместной работы - тот  процесс очищения, который важно  довести до конца. Общество находится  ныне в таком положении, когда  изобличается все двуличное и  ложное. Вера старого толка сегодня  рушится.

     Рушится там, где она строилась на наивной  мечтательности, непродуманных политических решениях и программах, на социальной демагогии.

     Место такой веры занимает здоровое сомнение - подвергающее проверке и наши новые планы, и программы. И на почве этого чувства вырастает суровое, мужественное, ответственное отношение к действительности.

     В последние годы социологи уделяют  много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в  социалистическом обществе, стремящимся  к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих  специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы  поведения расценивались либо как  аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.

     Другая  позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность  заявить о себе обществу, обратить на себя внимание.

     Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого же явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогеннная (однородная) группа. Слово peer происходит от латинского pааr (равный), и обозначаемое равенство относится не только в возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.

     Формальной  обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.

     Неформальные  объединения - явление массовое.

     Неформальные  молодежные объединения различаются  по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых  ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас  в стране получили группы, занятые  общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой  окружающей среды и т.д. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может  быть охарактеризовано как социально  патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп4.

     Если  рассматривать явление в целом, то обнаруживается очень мало табу и ограничителей. Несмотря на то, что  каждая неформальная группа имела свои мифы, стереотипы и ограничители, общего идеологического контура практически  не существовало. В неформальной среде  довольно спокойно общались “демократы”, “патриоты”, анархисты, монархисты, коммунисты, социал-демократы и либерал - консерваторы различных оттенков. Иногда и группирование  неформалов происходило совсем не по идеологическим принципам, а по направлениям деятельности - защитники памятников, педагоги, экологисты и др. Тем не менее неформалов несложно отделить как от диссидентского, так и от общедемократического движения. В отличие  от диссидентов неформалы спокойно относились к взаимодействию с властями, вхождению в государственные  и официозные структуры. Они без  особых мук совести высказывали  лояльность к господствующей идеологии, методически разрушая устои режима (иногда, кстати, несознательно).

     В отличие от “демократов” неформалы  скептически относились к признанным “прорабам перестройки” и “демократическим лидерам” из старой правящей элиты, предпочитали действия в малых группах, то и  дело раскалывая “демократический фронт”. Неформалы предпочитали ставить  в центр своей активности какую - то конкретную социальную деятельность, несмотря на то, что почти все  неформальные группы имели собственную, подчас весьма экзотическую идеологию.

     Все это, вкупе с длительностью существования  неформального движения (как минимум  с конца 50 - х гг.), заставляет предположить, что неформалы - это не просто поколение  общественного движения, которое  было преобладающим в 1986 - 1990 гг., а  более широкое социально - политическое явление.

     Многообразие признаков можно свести к нескольким простым - социальное творчество, самоуправление, горизонтализм, ориентация на сотрудничество, конкретное социальное “делание” при радикализме идей. Нетрудно заметить, что такая среда могла возникнуть (и возникла) сразу после отказа власти от тотального контроля за обществом (то есть в 50 - е гг.)5.

     Из  сказанного следует, что неформалы - наиболее устойчивый и длительно  существующий стержень гражданского общества нашей страны (во всяком случае на сегодняшний  момент), его связующий элемент. В  связи со сказанным возникает  еще один вопрос: а чем неформалы  отличаются от масонской ложи и мафии?

     Ведь  некоторые внешние признаки совпадают - способность проникать в любую  среду, разветвленность, приватный  характер связей. Но сущность принципиально  различна - неформалы не признают властной и тем более насильственной иерархии, их связи преимущественно горизонтальны, а авторитет как правило носит  личный характер.

Информация о работе Молодежные студенческие объединения в современных ВУЗах