Молодежь как социально демографическая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:57, реферат

Описание работы

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Работа содержит 1 файл

соц молодежи.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Социальное расслоение молодежи, таким образом, определяется как процесс дифференциации (разделения, расчленения) молодежи как целостной социально-демографической группы на отдельные социальные слои, действующий в соответствии с определенными критериями в различных социальных полях общества (экономическом, политическом, образовательном, профессиональном, культурно-досуговом). Данный процесс охватывает как вертикальный (социальная стратификация), так горизонтальный срезы социальной структуры.

 Социальное расслоение прослеживается  через сферы быта, образования,  труда, досуга. Дифференцированный  подход к молодежи позволяет  акцентировать внимание на неоднородности ее внутреннего социально-слоевого состава, включающего молодежь студенческую, рабочую, сельскую, городскую, неформальную и пр.

 Таким образом,  молодежь как социально-демографическая  группа отличается гетерогенным  внутренним составом. Процесс расслоения молодежи в условиях усложнения современного социального пространства, обусловленный различными факторами, протекает на основе одновременно действующих критериев и выделяемых на их основе индикаторов в различных тесно соприкасающихся социальных полях.

Процесс расслоения молодежи рассматривается исследователями  и в досуговой сфере как  части социокультурного пространства, подчеркивается, что в условиях трансформации  российского общества досуг современной  молодежи в сильной степени дифференцирован. В основном это выражается в формах проведения, отражающих досуговые интересы, характер содержательности и направленности в таких параметрах, как бюджет свободного времени, его объем, формы (основные досуговые занятия), досуговые предпочтения и структура досугового потребления, что является индикаторами положения в сфере досуга. Данные характеристики демонстрируют «стили жизни» отдельных групп и слоев молодежи («золотая», «неформальная» и пр.).

Результаты исследований позволяют представить стратификационную модель молодежи, состоящую из трех групп.

Верхний молодежный слой формируют молодые люди с уровнем  дохода выше среднего - это молодые  управленцы и предприниматели, «золотая»  молодежь. В силу своего «успешного»  социального статуса отличаются наличием не только высокого собственного дохода (плюс дохода и возможностей родителей), но и большим объемом доступности и обладания социальными ресурсами, определяющими их высокий, по сравнению с другими группами, уровень жизненных шансов при социальной мобильности. Здесь наиболее высок и уровень притязаний («амбиций») на качество образования, профессиональный ранг, формы проведения досуга, а также на социальное положение в социуме. Как правило, как и все другие слои, они часто наследуют социальный статус своих родителей.

Средний слой, приравненный к категории «среднеобеспеченная  молодежь», представлен в целом студенчеством ВУЗов, а также старшими школьниками и работающей молодежью из среднеобеспеченных семей, что выражается на их потребительских моделях поведения.

В низший социальный слой («материально слабообеспеченная молодежь») сегодня входят молодежь из бедных семей, часть молодых рабочих (заводов, предприятий не частного сектора), отчасти военнослужащие, молодежь села, интеллигенция (молодые ученые, преподаватели, врачи), молодежь социальноущемленных слоев, девианты, бездомные, безработные, инвалиды, люмпены, «неформалы», многие из них могут также рассматриваться как «маргиналы» между вышеобозначенными слоями. Низший социальный слой отличается особой социальной уязвимостью, ограниченностью социальных возможностей, крайне слабой социальной мобильностью. Жизненные шансы такого слоя для социального продвижения не высокие, ограничены материальными ресурсами, в связи с чем наблюдается низкая реализация жизненных планов, накладывающая отпечаток на социальные настроения данного слоя, характер притязаний. Этот слой находится в состоянии социальной депривации (лишения) социальных благ и ресурсов общества.

Однако нахождение между  двумя полюсами социально-демографической реальности ни на миг не останавливает процесс становления личности молодого человека. Да, многие проблемы молодежи – это проблемы общества в целом. Многие, но не все. Есть проблемы, связанные с особенностями организма, с психо - физиологическими явлениями, которые проявляются в организме молодого человека, в его характере именно в этом возрасте. Есть проблемы молодежи, которые существуют практически во все времена и во всех общественных системах, например, отношения из области «отцы и дети». К тому же мы в подходах и к пониманию роли и места молодежи в обществе, и к пониманию сущности молодежных проблем находимся под толщей многовековых традиций.

Одна из таких традиций, сохраняющая незыблемость своей  позиции, заключается в излишней идеализации молодежи, приписывание ей положительных качеств, иногда это в угоду конъюнктуре, иногда по причине недостаточного понимания глубины проблемы. В этом ряду такие утверждения, как:

  • молодежь, реально выбирающая профессию, дает высокую оценку полезности народному хозяйству как основы профессионального самоопределения;
  • центральное место в жизни человека, в воззрении нашей молодежи, отводится труду;
  • молодые обладают способностью критически относиться к существующим порядкам;
  • у молодежи новые идеи (правда, не уточняется, какие); особые способности к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.);
  • молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив по своей собственной природе она противник консерватизма и т.д.;

Разумеется, чисто по-человечески очень хотелось бы верить в то, что это действительно так. Особенно, если бы эта вера хоть не намного сократила бы число молодых людей, которые никак не вписываются в рамки реальной, а не нарисованной жизни: например, если официально признано, что и сегодня до 40% экономики страны находится в тени, это значит, что значительная часть занятых там, относится к молодежи. Возможно, что они очень активны, возможно, что оперативно реагируют на все новое, передовое и используют их в своем деле... Но, о них ли пишут приверженцы традиционного подхода, о котором говорилось выше? А куда отнести миллионы алкоголиков, наркоманов, преступников, проституток, большая часть которых относится по возрасту к категории «молодежь», хотя бы потому, что многие не могут пережить этот возраст? В России, к сожалению, 20 млн. алкоголиков, среди которых определенную часть составляет молодежь, около 2 млн. молодых людей не учится и не работает и т.п.

Еще одна традиция в понимании  молодежных проблем– это потребительский  подход к молодежи:

  • молодежь – это часть трудовых ресурсов, поскольку нам необходимо наращивать производство товаров, молодежь нам нужна, значит, нам надо заниматься молодежными проблемами; функциональная роль молодежи в трудовых ресурсах заключается в воспроизводстве последних, что определяет развитие национальной экономики на многие десятилетия вперед;
  • молодежь – это наше завтра, наше будущее; если мы хотим, чтобы «завтра» было лучше, чем «сегодня», значит нужно заниматься воспитанием молодежи всерьез, всем и вся;
  • молодежь – основной резерв вооруженных сил государства и т.д.

Вот далеко не полный перечень постулатов, на которых основываются господствующие до сих пор подходы  к исследованию социальных проблем  молодежи. Однако инструментальный подход к молодежи и к ее проблемам, как нам представляется, не может дать соответствующих ожидаемых результатов в силу своей односторонности. Хотя производственная деятельность не теряет свою актуальность, однако происходящие в социальной действительности изменения, связанные с превращением науки в непосредственную производительную силу, с развитием информационных технологий и сферы социально - культурных и бытовых услуг неузнаваемо изменили социальную реальность. В этих условиях мы «обречены» на то, чтобы научиться подходить к инновациям, которые стали объективным условием развития всех сторон общественной жизни, как к потенциальному источнику социального развития, а молодежь превратить в носителя этого потенциала.

Именно в таком понимании  социальной сущности «молодости» и  «молодежи», в подходе к проблемам молодежи на основе признания непреходящей, изначальной самоценности молодежи залог успешного поступательного развития общества.

Однако понятно должно быть, что  это возможно только при условии  признания в обществе изначальной  самоценности человека вообще.

Говоря о проблемах молодежи мы имеем в виду те проблемы, которые  присущи для нашего общества именно сегодня. Понятно при этом, что  часть из них досталась нам  из «вчерашнего». Но львиная часть  молодежных проблем сегодняшнего общества относится ко дню сегодняшнему, порождены сегодняшним стечением обстоятельств.

 Государственная молодежная  политика и рассчитана на то, чтобы объединить усилия государственных  органов разных уровней и самых  разных общественных сил на  решение главной молодежной проблемы государственного значения – вырастить из сегодняшних молодых людей настоящих граждан, здоровых и сильных духом и телом, способных уже сегодня стать активными строителями гражданского общества.

Задача эта из области судьбоносных не только для молодежи, но и для всего населения, для всей страны. Диалектика жизни как раз и заключается в том, что не решая проблемы молодежи, не организовывая должным образом работу с молодежью, общество не решит на достаточном уровне ни одну проблему страны; не решая проблемы, с которыми столкнулась страна сегодня, не будут решаться и проблемы молодежи. Больше того, организовывая работу с молодежью сегодня, мы работаем на будущее общества.

Любители поговорить о молодежи и о молодежных проблемах пытаются доказать, что молодежью нужно заниматься, поскольку не заниматься нельзя, иначе могут быть отрицательные последствия для общества; что общество крайне заинтересовано во включении молодежи в общественно-полезный труд, поскольку это самая «взрывоопасная» социальная категория, более других готовая активно приспосабливать жизненное пространство к своим потребностям; нужно разрабатывать и реализовывать государственную молодежную политику, поскольку молодежь – это стратегический ресурс страны и т.д.

Трудно не согласиться со всем этим. Конкретными исследованиями установлено, что, например, безработица приводит к асоциальным явлениям в населении; что увеличение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%, что год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет, увеличение безработицы на 1% приводит к возрастанию числа самоубийств и тюремных заключений на 4%, убийств - на 5,7%, увеличению общего показателя смертности на 1,9%. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Сложно решается проблема озлобленности и агрессии у молодых людей, находящихся уже полгода в вынужденной невостребованности и т.д. Соглашаясь с этим, нужно сказать, что мы сегодня не можем руководствоваться таким «потребительским» подходом к проблемам организации работы с молодежью. Да, нужно вовлекать молодежь в общественно полезный труд, но не только и не столько потому, что «нельзя этим не заниматься».

Наше понимание сущности государственной  молодежной политики сегодня принципиально  иное. Речь идет о том, что молодежь, которая до сих пор рассматривалась исключительно как объект воздействия государства, политических партий, общественных организаций, хозяев предприятий и т.д., действительно стала субъектом процесса строительства гражданского общества в стране и должна укрепляться в этом состоянии.


Информация о работе Молодежь как социально демографическая группа