Молодежь как социально демографическая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:57, реферат

Описание работы

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Работа содержит 1 файл

соц молодежи.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Введение

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость - это состояние стадии жизни человека, когда социальный потенциал, сформированный в «детстве» и в «юности», вступает в свою активную фазу с точки зрения изменения социального статуса человека, насыщения его социальной жизни социальными ролями. С другой стороны, «молодость» как понятие имеет оценочный смысл и относится к характеристике всей возрастной группы населения, которую принято называть молодежью и в этом смысле оно имеет единое содержание. Поэтому его используют применительно и к 16-ти летним, и к 30-ти летним, т.е. «молодежь», как социально-демографическая группа населения, неоднородна, имеет внутреннюю структуру: это группы молодежи по полу и по возрасту, по семейному положению и объему собственности, которой человек владеет, по уровню образования и квалификации, по роду занятий и т.д. Более того, согласно действующему законодательству в понятие «молодежь» входят люди до 30 лет, а в понятие «молодая семья» - супруги, возраст которых не превышает 35 лет.

 В этом смысле понятие  «молодежь» в большей степени  способствует пониманию молодежи как социального явления. Молодежь – органическая часть различных классов и социальных слоев, этнических и конфессиональных групп населения, их продукт, носитель их качественных характерологических особенностей. В то же время в молодежи и молодежью, хотя и имеются свои специфические интересы и потребности, воспроизводятся основные качества социальной структуры общества, социальные отношения в целом.

Под понятием «молодежь» подразумевается не просто социально-демографическая  группа, а конкретная целостность, синтезирующая наиболее типичные свойства субъекта, при этом фактором, объединяющим молодежь в такую целостность выступает то, что у нее есть специфические, только ей присущие интересы и сегодняшние, и долговременные.

 

    1. Молодежь как социально-демографическая группа

 

Традиционно принято  считать, что теория и практика самым  тесным образом переплетены с  точки зрения того, что научные  теории активно влияют на практику, совершенствуя ее, а практика обогащает  теорию новыми фактами. Эта привычка приводит к тому, что очень часто мы не замечаем, или делаем вид, что не замечаем, как иногда практика, например, социально - правовая практика, «идет» своей дорогой, а теория – своей, как это происходит в нашем случае. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что лицо, не достигшее возраста 18 лет, это – ребенок, а Постановление Правительства РФ «О государственной молодежной политике» приписывает, чтобы в России к категории «молодежь» относили людей в возрасте от 14 до 30 лет. То есть, на практике реальные вопросы молодежи будут решаться на основе существующих законов и правовых норм, которыми определены именно те возрастные границы, которые в них оговорены, а в теории авторы будут, очевидно, продолжать писать и говорить о разных возрастных границах молодежи (и 14-29 лет, и 14-25 лет, и 16-29 лет), то есть, фактически о возрасте людей, которые были включены в выборочную совокупность и в пределах которых проводились исследования. Нужно отметить, что проблемы определения возрастных границ разных групп населения занимают умы не только в нашей стране, но и в других странах, в том числе и наиболее продвинутых в экономическом развитии. Возрастные границы группы «молодежь», принятые в большинстве современных стран, все же выглядят достаточно пестро: в США и в Японии они находятся в интервале от 13-14 лет до 29-30 лет; в Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко граница смещается до 32-34 лет; в Люксембурге для определения молодежного возраста установлены границы 15-25 лет и т.д.

Представляет в этой связи определенный интерес возрастная градация, применяемая  в отношении детей и молодежи в ООН:

- дети: лица, не достигшие 18-летнего  возраста;

- подростки: лица в возрасте 10-19 лет;

- молодежь: лица в возрасте 15-24 года;

- молодые люди: все лица в  возрасте 10-24 года.

Как видим, здесь достаточно оригинальное определение возрастных границ групп  населения, относящихся к разным категориям: в группу населения, называемую «дети», относятся в данном случае, например, лица, не достигшие 18 – летнего возраста; но с возраста 10 лет и до 19 лет, то есть, многие из этой когорты относятся и к категории «подростки», и к категории «молодежь», и к категории «молодые люди». С другой стороны, нужно еще поискать смысл в том, чтобы 10-летних и 24-х летних людей относить в одну возрастную группу.

 Разумеется, наверняка  у разработчиков данного подхода  есть свое видение проблемы  определения возрастных границ  социально-демографической группы  населения, которую мы называем  молодежью. В то же время предложенный подход, на наш взгляд, еще раз показывает, что проблему отнесения человека в ту или иную возрастную группу, впрочем, так же, как и любую другую проблему, можно и нужно представить в единстве с целями и задачами этого отнесения. Иначе, можно довести и до абсурда: все мы сталкиваемся в жизни тем, что для семидесятилетней матери пятидесятилетние сын или дочь остаются тоже детьми, если даже у них собственные дети и внуки. С другой стороны, если к вопросу подойти с точки зрения социальных норм, регулирующих систему отношений между людьми в обществе, например, с позиции социально-правовых норм, регулирующих отношения в системе «человек – государство – общество», то документ, в котором зафиксирован возраст человека, может оказаться единственным начальным и конечным аргументом во всех случаях практического решения вопроса с определением времени школьного образования или назначения пенсии, административной или уголовной ответственности, службы в вооруженных силах или получения водительских прав, установления алимента или участия в выборах Президента и т.д.

Еще на стадии разработки программы исследования мы столкнулись  с вопросом о том, как определить возрастные границы молодёжи? Во-первых, в группу, определяемую как «молодежь», относятся люди, которые существенно отличаются друг от друга по своему социальному и экономическому положению, детерменированному в основном возрастом: «подростковый возраст - школьное образование», «юность – профессиональное образование», «зрелость – работа» и социально значимыми изменениями, происходящими в каждый из этих периодов жизни. Во-вторых, некоторые позиции определяются социальными и правовыми нормами, например, раньше 16 лет не дадут права на вождение автомобиля, пока не дожил до 18 лет – не изберут депутатом, а раньше 35 лет – президентом..., а некоторые позиции человека ограничены самой природой. В известной степени сложность определения возрастных границ молодежи объясняется слабой разработанностью самого понятия «молодежь». В советском энциклопедическом словаре, например, молодежь определяется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.

Как в обыденной жизни, так и в научных исследованиях  широко распространена практика использования понятия «молодежь» как антоним «старости». Однако категория «молодежь» имеет собственную внутреннюю структуру, понимание которой дает возможность полнее представить себе социальный феномен молодежи, как социально-професиональной группы. В частности, в содержательном плане в понятии «молодежь как социально-демографическая группа» можно выделить по меньшей мере две стороны: с одной стороны, - это обозначение большой группы людей; с другой, - это социальный феномен «молодости» человека. Процедура научного анализа требует развести понятия «молодежь» и «молодость»: «молодость» так же, как и «старость», это понятие, которое используется при характеристике стадии жизни человека. Но если «старость» как понятие обозначает такое состояние этой стадии, когда сначала физический, затем и социальный потенциал человека идет к уменьшению, то «молодость» - это состояние стадии жизни человека, когда социальный потенциал, сформированный в «детстве» и в «юности», начинает раскрываться в полную силу, вступает в свою активную фазу с точки зрения изменения социального статуса человека, насыщения его социального статуса социальными ролями, за счет чего фактически меняется структура обеспечения непрерывности социального, технология его самовоспроизводства; это переходное состояние, когда еще далеко до старости, но уже и не самое начало жизненного пути.

«Молодость» - это в  определенной степени самоощущение и в этом смысле субъективна, тогда  как «молодежь» - как реальная социально-демографическая  группа населения, является частью объективной реальности. В смысле сказанного, «молодость» не поддается экономической оценке, но «молодежь», его жизнеобеспечение, процесс ее подготовки к будущей жизни требует определенных инвестиций, подключения соответствующих ресурсов общества, которых требуется во все больших объемах, особенно в современных условиях, когда увеличиваются сроки обучения, увеличивается время, которое тратится на подготовку молодых людей к профессиональной деятельности.

Как и любое другое социальное явление, «молодежь» всегда живет в окружении «не – молодежи»: с одной стороны, ее окружают дети, которые еще только входят в мир социальных норм и ценностей; с другой стороны, это зрелые и пожилые, со своим пониманием правил общежития, социальных ценностей и норм. Этим обстоятельством обусловлена существенная особенность молодежи как социально-демографической группы: она находится в постоянном «текучем» состоянии, поскольку из группы населения, находящейся в детстве, в группу молодежи постоянно приходит новое пополнение, обеспечивая нижнюю возрастную группу молодежи новыми индивидами; из старшей возрастной группы молодежи представители с таким же постоянством пополняют группу взрослых.

Разумеется, любая возрастная группа населения находится в  текучем состоянии. Однако в данном случае речь идет о том, что социально-демографическая группа молодежь «принимает» юношество, «пропускает» их через себя, обеспечивая очередной этап социализации, и «поставляет» в группу взрослых уже подготовленную к социальной жизни людей, в тоже время, как социальное явление, которое мы называем социально-демографической группой, сохраняет свою качественную определенность.

Принадлежность к определенному  возрасту служит одной из существенных координат, определяющих положение  индивида в среде населения, его социальный портрет, вес и поведение. Возрастной признак причинно связан с рядом психо-социальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них – и на все его поведение, а через поведение – и на всю социальную жизнь, сталкиваясь с целой системой социальных противоречий.

Система противоречий в  этой области может быть представлена по - разному. В нашем видении она  может быть структурирована на разных уровнях, например:

1.На уровне системы  общественных отношений:

  • человек - общество – человек (экономические, политические, социальные, духовные и т.д.);
  • человек – общество – природа (экологические);

2. На уровне социальных  институтов:

  • человек – государство – общество;
  • человек – семья – общество;
  • человек – религия – общество;
  • человек – наука – общество и т.д.;

3. На уровне социальной  структуры общества:

  • человек – социальная группа (слой, класс) – общество;
  • человек - социально - территориальная общность (город, село, регион, страна) – общество;
  • человек–социально - демографическая группа (поколения) – общество;

Социально-демографическая  ситуация в современном российском обществе характеризуется сокращением рождаемости, преобладанием смертности над рождаемостью, высокой младенческой смертностью, ухудшением здоровья населения, изменением репродуктивных установок, возрастанием числа разводов и т.д. Негативные тенденции в формировании возрастной структуры населения сохранились, и продолжатся в будущем, поскольку демографические показатели отражают не только одномоментное состояние населения, но и являются следствием воздействия на него комплекса различных факторов, определяющих демографические процессы в последние десятилетия - это и собственно демографические факторы, и экономические, и социально-культурные.

В самом общем плане возраст  человека – это период в развитии человеческого организма от рождения до определенного момента его  жизни. Отнесение индивида к той  или иной возрастной группе связано  прежде всего с определением положения той или иной группы в «среде населения», с характеристикой ее «социального образа». Независимо от того, о какой бы возрастной группе мы ни говорили, мы имеем дело с частью целого, элементом сложной био-социальной системы, каковой выступает население. Очевидно, что сказанное в полной мере относится и к возрастной группе «молодежь», нерешенные проблемы и болевые точки которой касаются и проблем всех других возрастных групп населения. Важное методологическое значение для нас имеет в этом ряду подход к феномену принадлежности человека к той или иной возрастной группе с позиции системы координат, определяющих его положение в обществе, с позиции того, какой он имеет социальный вес, каково его поведение, наконец. Проблема отнесения // не отнесения индивида в ту или иную возрастную группу - это прежде всего выявление главных смыслов происходящих в этом возрасте процессов, физио-психо-социальных свойств индивида, под влиянием которых происходят изменения во всей его социальной жизни.


Применительно к молодежи речь идет о том, что изменения  в возрасте индивида приводят к изменению  его психологических и социальных свойств, преобразованию чувствований и верований, желаний и стремлений, отсюда появление новых идей и  новых интересов, которые приводят к изменению поведения, что естественным образом меняет всю его социальную жизнь.

Разумеется, приведенную  «цепочку изменений» нельзя представлять таким образом, как если бы все  во все времена происходило именно в такой последовательности: как  и любая другая, представленная схема в известной степени условна, а значит и неполна, ограничена, ущербна. В реальной жизни подобных переходов, когда перечисленные позиции последовательно приходят взамен друг - другу, невозможно эмпирически обнаружить. То, что называется «вся социальная жизнь» – на то и вся социальная жизнь, что в ней идеи, и стремления, и поведение, и чувствования и многое другое присутствует одновременно, каждое из них и все вместе находятся в постоянном изменении, в итоге перманентно меняя позицию индивида «в среде населения», актуализируя проблему освоения им соответствующих ролей и норм социальной жизни, иными словами, его социализации в новых условиях, когда молодежь как социально-демографическая группа находится в процессе активной социальной дифференциации. Социальная структура и состав молодежи является аналогом классово-слоевой структуры общества. Социальное расслоение молодежи продуцируется в зависимости от социального происхождения, статуса родительской семьи, включенности в структуру общества и ее основные сферы для обретения собственного статуса. Критериями расслоения, как и для других социальных групп, выступают доход, собственность, власть, образование, т.е. расслоение молодежи протекает по типичным стратификационным параметрам, а индикаторами служат конкретные показатели данных параметров (уровень, размер, формы и пр.). В зависимости от степени доступности и обладания общественными ресурсами фиксируется социальное неравенство между основными ее группам. При этом структуру молодежной группы представить не всегда возможно иерархическим образом, т.к. в современном обществе играют роль множество критериев.

Информация о работе Молодежь как социально демографическая группа