Молодежь как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
1. Рассмотреть молодежь как особую социальную группу;
2. Изучить задачи молодежной политики;
3. Выявить роль социальных служб в решении молодежных проблем;
4. Изучить опыт общественных организаций в решении проблем молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические проблемы изучения социальных групп……………………………………………………………………4
1.1. Определение понятия « социальная группа»,
функции групп…………………………………………………….4
1.2. Классификация социальных групп………………………………9
Глава 2. Молодежь как особая социальная группа………………….11
2.1. Молодежь как социальная группа……………………………….11
2.2. Молодежная политика в РФ. …………………………………….14
2.3. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………....26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

2.2. Молодежная политика  в РФ. Проблемы  современной Российской  молодежи. 

      Социальная  незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи. 
         Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества. 
         Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой: 
1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике. 
2. Государственное регулирование молодежной политики. 
3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики. 
Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: 
а)общереспубликанском; 
б)региональном . 
        И основывается она, прежде всего, на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.  
Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем             Комитет по делам молодежи при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы: 
а) занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих; 
б) включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство; 
в) формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; 
г) профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; 
д) поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; 
е) участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.  
Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение «вечно молодого», полностью зависящего от родителей и «дающего» государства.  
         Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.  
Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Роль социальных  служб в решении  молодежных проблем.  

      Решение возникающих в молодежной сфере  социальных проблем не может быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.  
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизниобщества.  
         При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.  
Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.  
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.  
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики . 
Во-первых, так называемая неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее сильно защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;  
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие  выводы:

  • Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
  • В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные.
  • Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.
  • Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

Молодежь, как особая социальная группа постоянно  находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен  и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.

          Одной из проблем, целостного осмысления, является проблема рассмотрения молодежи как особой социальной группы и, связанная с ней проблема занятости молодежи в свободное время. Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к этой проблеме. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. 
       Во-вторых, сейчас наша социальность пребывает в глубочайшем кризисе, и удержаться от социальной катастрофы - насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда идет, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра.  
Реальные жизненные противоречия создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения. 
   В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Распространение этих и других негативных факторов связано с тем, что молодое поколение не знает, что делать со своим свободным временем. Поэтому необходимо увлечь молодежь.
 

 

Список использованной литературы   

  1. Волков  Ю.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. – 384 с.
  2. Общая социология: Учебное пособие /Под ред А.Г.Эфендиева. – Мн.: ИНФРА-М. – 2002, - 654 с.
  3. Вишняк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей, Киев, 1986 
    4. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., Новая школа, 1995. 
    Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. “Самарский университет”, 1995 г. 

Информация о работе Молодежь как социальная группа