Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
1. Рассмотреть молодежь как особую социальную группу;
2. Изучить задачи молодежной политики;
3. Выявить роль социальных служб в решении молодежных проблем;
4. Изучить опыт общественных организаций в решении проблем молодежи.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические проблемы изучения социальных групп……………………………………………………………………4
1.1. Определение понятия « социальная группа»,
функции групп…………………………………………………….4
1.2. Классификация социальных групп………………………………9
Глава 2. Молодежь как особая социальная группа………………….11
2.1. Молодежь как социальная группа……………………………….11
2.2. Молодежная политика в РФ. …………………………………….14
2.3. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………....26
2.2.
Молодежная политика
в РФ. Проблемы
современной Российской
молодежи.
Социальная
незащищенность, недостаток внимания
общества предопределяет эту социальную
группу как дестабилизирующую
Государственная
молодежная политика - это деятельность
государства по созданию социально-экономических,
правовых, организационных условий и гарантий
для социального становления и развития
молодых граждан, наиболее полной реализации
творческого потенциала молодежи в интересах
общества.
Система становления
и реализации государственной молодежной
политики представляет собой:
1. Специальное законодательство о государственной
молодежной политике.
2. Государственное регулирование молодежной
политики.
3. Плановое и финансовое обеспечение государственной
молодежной политики.
Формирование и реализация государственной
молодежной политики осуществляется на
двух уровнях:
а)общереспубликанском;
б)региональном .
И основывается
она, прежде всего, на создании благоприятных
для молодежи условий для реализации трудового
потенциала.
Координируют и направляют усилия всех
государственных и внеправительственных
организаций в решении молодежных проблем
Комитет по делам молодежи при Правительстве
России и 79 комитетов, управлений, отделов
по делам молодежи в составе администраций
краев, областей, республик в составе Российской
Федерации. В поле их деятельности находятся
проблемы:
а) занятости молодежи, в том числе выпускников
учебных заведений и демобилизованных
военнослужащих;
б) включенности молодежи в производственные
формы деятельности, в том числе предпринимательство
и фермерство;
в) формирования системы социальных служб
для индивидуальной работы с подростками
и молодежью;
г) профилактики преступности и безнадзорности
среди несовершеннолетних;
д) поддержки социально значимых программ
молодежных и детских организаций;
е) участия в организации досуга, развития
творчества, организации летнего отдыха
детей и подростков.
Одной из основных проблем проведения
государственной политики является ее
психологическое восприятие и сведение
ее к чисто затратной, распределительной,
убогой и потребительской, не стимулирующей
молодых людей к самообеспечению, новым
видам производительной и творческой
деятельности, а ставящей их в положение
«вечно молодого», полностью зависящего
от родителей и «дающего» государства.
Другой проблемой
является сохранившийся ведомственный
подход к молодому человеку, когда с точкой
зрения государственных органов он не
рассматривается в комплексе своих проблем,
потенций, взглядов, среды, а фигурирует
как «учащийся», «пациент», «военнообязанный»,
«нуждающийся в пособии», «правонарушитель»
и т.д., к которому эти органы зачастую
применяют взаимоисключающие меры.
Мировоззренческие и исторические проблемы
создают трудности в осуществлении государственной
молодежной политики.
2.3.
Роль социальных
служб в решении
молодежных проблем.
Решение
возникающих в молодежной сфере
социальных проблем не может быть
реализовано без организации
социальной работы, разворачивания деятельности
социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических условий развития
каждого молодого человека, способствующая
социальному становлению личности, обретение
ею всех видов свобод и полноценного участия
индивидов в жизниобщества.
При организации
деятельности социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи осуществляется целый комплекс
мер. Решается задача по созданию и развитию
комплекса специализированных служб и
учреждений по указанию подросткам и молодежи
разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических,
реабилитационных и социально-правовых
услуг.
Так, открыты Центра социального здоровья
семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске,
Томске и др., развиваются службы психологической,
медико-социальной помощи семье и подросткам,
открываются «телефоны доверия», консультационные
центры. Такие центры действуют более
чем в 30-ти регионах России.
Для детей и подростков, испытывающих
жестокое обращение в семье и насилие,
создаются социальные приюты.
Как свидетельствует опыт, в развитых
странах Запада реализуются две основные
модели молодежной политики .
Во-первых, так называемая неконсервативная,
характерна для США и некоторых других
стран. Она предусматривает государственную
помощь лишь отдельным, наименее сильно
защищенным и «неблагополучным» категориям
молодежи при жесткой регламентации порядка
расходования средств и категорий получаемой
помощи;
Во-вторых, социал-демократическая, характерная
для ряда стран Центральной и Северной
Европы. Она исходит из признания ответственности
государства за интеграцию всей молодежи
в обществе, и предусматривает переход
от помощи отдельным категориям молодежи
к социальным программам, доступным для
всех желающих молодых людей.
Заключение
В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Одной из проблем, целостного осмысления,
является проблема рассмотрения молодежи
как особой социальной группы и, связанная
с ней проблема занятости молодежи в свободное
время. Сегодняшняя ситуация в России,
как никакая другая, способствует пристальному
обращению к этой проблеме. Нет необходимости
доказывать специально, что кризисные
ситуации в различных сферах жизни и в
обществе в целом всегда обостряют проблему
молодежи и активизируют ее изучение,
поскольку ставят под угрозу воспроизводство
как существующих общественных структур,
так и воспроизводство отдельно взятых
индивидов и личностей.
Во-вторых, сейчас наша социальность
пребывает в глубочайшем кризисе, и удержаться
от социальной катастрофы - насущная задача.
В такие периоды важнейшим условием выживания
общества и его перспектив является то,
понимает, разделяет, сочувствует, помогает,
участвует ли в этом процессе молодежь,
куда идет, сама или подталкиваемая почти
неуправляемой сейчас стихией социальных
процессов? Какие ожидания можно связать
с ее поведением? Ожидание ближних перспектив
- это обеспечение общественной безопасности
себе и сегодня, ожидание дальних - выживание
и благополучие своим детям и собственной
старости завтра.
Реальные жизненные противоречия создают
проблемную социальную ситуацию, для решения
которой необходимы дальнейшее развитие
социологического знания и соответствующие
управленческие решения.
В жизни современного общества особо
остро стали проблемы связанные с табакокурением,
наркоманией и алкоголем. Особенно большое
распространение эти вредные привычки
получили в среде молодёжи. Вредные привычки
оказывают негативное влияние на жизнь
общества в целом, а также на жизнь и деятельность
личности в отдельности. В данный момент
эта проблема стала поистине глобальной.
С данной проблемой должно бороться не
только обществу, но и также каждый человек
должен осознавать для себя большой вред
этих привычек и стараться бороться с
ними. Распространение этих и других негативных
факторов связано с тем, что молодое поколение
не знает, что делать со своим свободным
временем. Поэтому необходимо увлечь молодежь.
Список использованной
литературы