Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
1. Рассмотреть молодежь как особую социальную группу;
2. Изучить задачи молодежной политики;
3. Выявить роль социальных служб в решении молодежных проблем;
4. Изучить опыт общественных организаций в решении проблем молодежи.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические проблемы изучения социальных групп……………………………………………………………………4
1.1. Определение понятия « социальная группа»,
функции групп…………………………………………………….4
1.2. Классификация социальных групп………………………………9
Глава 2. Молодежь как особая социальная группа………………….11
2.1. Молодежь как социальная группа……………………………….11
2.2. Молодежная политика в РФ. …………………………………….14
2.3. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………....26
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Методологические
проблемы изучения социальных групп…………………………………………………………………
1.1. Определение понятия « социальная группа»,
функции групп……………………………………………
1.2. Классификация социальных групп………………………………9
Глава 2. Молодежь как особая социальная группа………………….11
2.1. Молодежь
как социальная группа………………………
2.2. Молодежная политика в РФ. …………………………………….14
2.3. Роль социальных
служб в решении молодежных
проблем……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………....26
Введение
Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.
Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть общество, «другие люди».
Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.
Мощное влияние на нас оказывают не только группы к которым мы непосредстевенно принадлжим. Часто же самое оказывается верным для групп, к которым мы принадлежим. В соответствии с этим социологии сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаргационных линий, - указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается.Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.
Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо прежде всего наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Известно,
что в структуре населения
любого государства одно из важных
мест занимают молодые люди, дети, подростки,
юноши и девушки, то есть та его
часть, которую в обобщенном виде
называют «молодежь».
Анализ основных концепций развития социальной
педагогики как области практической
деятельности, научной дисциплины и образовательного
комплекса позволяет выделить в молодежной
проблематике некоторые актуальные социально-педагогические
проблемы.
Социальная педагогика выстраивает свое
воздействие во всех сферах: от социальной
молодежной политики до социальной работы
с конкретным молодым человеком, реализуя
систему социально-педагогических отношений
во всех социальных институтах государства
и общества.
Обращение
к проблеме социальной работы с молодежью
и выделение ее в число актуальнейших
направлений развития современной педагогической
мысли в ХХI веке явилось результатом осознания
кризисных явлений в российском обществе,
которые обострили социальную проблематику,
в частности, создание равных стартовых
возможностей получения молодежью профессионального
образования, актуализация ее готовности
к преобразованию общественных процессов,
адаптации ее во всех сферах жизни. Все
это требует новых подходов к решению
проблем социализации подрастающего поколения
и вызывает необходимость создания гарантированной
системы защиты и поддержки молодежи.
Объектом
изучения курсовой работы является социальная
группа. Предметом исследования - молодежь
как социальная группа.
Цель
работы: рассмотреть особенности социальной
работы с молодежью.
Задачи:
1. Рассмотреть молодежь как особую социальную
группу;
2. Изучить задачи молодежной политики;
3. Выявить роль социальных служб в решении
молодежных проблем;
4. Изучить опыт общественных организаций
в решении проблем молодежи.
Глава 1.
Методологические проблемы
изучения социальных
групп.
1.1.
Определение понятия
« социальная группа»,
функции групп.
Начнем с того, что любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.
Все
люди (независимо от расы или культуры)
находят самовыражение в
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Второй
случай – это применение понятия
группы к социальной общности, объединяющей
индивидов с одной или
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:
В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.
Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные группы называются «квазигруппами». Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.
Для определения основных черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968) в отношении этого вопроса. Мертон определил группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения отметим основные черты групп:
Рассмотрим такие виды социальных групп, как первичные и вторичные:
Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения [2.232]. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой-либо вторичной социальной группы. Нередко оба эти процесса происходят одновременно. Бывает, что целый ряд первичных групп появляются и действуют в рамках какой-то вторичной социальной группы. Количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко бывает несколько больше. В такой группе лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в нее людей, нередко касающихся существенных моментов их жизни и деятельности. Первичную группу может составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами, работающих на заводе, в научном учреждении, в театре и т.д. Выполняя производственные функции, они в то же время устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль вторичных социальных групп и средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.
Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Среди этой социальных групп можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные действуют чаще на основании принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует. Они создаются для достижения вполне определенных целей – текущих и долговременных. В западной социологии особо выделяют функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Речь идет о профессиональных группах, занятых в сфере политической, экономической и духовной деятельности, о группах людей разной квалификации, о группах, занимающих различное социальное положение – предпринимателях, рабочих, служащих и т.д. Начало серьезному социологическом изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э.Дюркгейм.