Молодежь как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
1. Рассмотреть молодежь как особую социальную группу;
2. Изучить задачи молодежной политики;
3. Выявить роль социальных служб в решении молодежных проблем;
4. Изучить опыт общественных организаций в решении проблем молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические проблемы изучения социальных групп……………………………………………………………………4
1.1. Определение понятия « социальная группа»,
функции групп…………………………………………………….4
1.2. Классификация социальных групп………………………………9
Глава 2. Молодежь как особая социальная группа………………….11
2.1. Молодежь как социальная группа……………………………….11
2.2. Молодежная политика в РФ. …………………………………….14
2.3. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………....26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Методологические  проблемы  изучения социальных групп……………………………………………………………………4

1.1. Определение  понятия « социальная группа», 

       функции групп…………………………………………………….4

1.2. Классификация  социальных групп………………………………9

Глава 2. Молодежь как особая социальная группа………………….11

2.1. Молодежь  как социальная группа……………………………….11

2.2. Молодежная  политика в РФ. …………………………………….14

    2.3. Роль социальных  служб в решении молодежных         проблем……………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………..24

Список  использованной литературы………………………………....26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Каждый  из нас значительную часть своего времени проводит в различных  группах – дома, на работе или  в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.

     Для индивида непосредственный контакт  с социальной реальностью — это  взаимодействие с окружающей его  социальной группой. Именно группа для  индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть общество, «другие люди».

     Группы  — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.

     Мощное  влияние на нас оказывают не только группы к которым мы непосредстевенно принадлжим. Часто же самое оказывается верным для групп, к которым мы принадлежим. В соответствии с этим социологии сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаргационных линий, - указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается.Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

     Различного  рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо прежде всего наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

      Известно, что в структуре населения  любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его  часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь». 
Анализ основных концепций развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса позволяет выделить в молодежной проблематике некоторые актуальные социально-педагогические проблемы. 
Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества. 
          Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.

      Объектом  изучения курсовой работы является социальная группа. Предметом исследования - молодежь как социальная группа.  

Цель  работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью. 
Задачи: 
1. Рассмотреть молодежь как особую социальную группу; 
2. Изучить задачи молодежной политики; 
3. Выявить роль социальных служб в решении молодежных проблем; 
4. Изучить опыт общественных организаций в решении проблем молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Методологические проблемы  изучения социальных групп.  

1.1. Определение понятия  « социальная группа»,  функции групп. 
 

      Начнем  с того, что любое общество предстает  не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений  они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

      Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой  жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в  семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.

      Существует  несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» – некоторое количество  людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

      Второй  случай – это применение понятия  группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими  схожими характеристиками. Примерами  таких общностей могут служить  мужчины, выпускники школ и т.д. С  научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».

      Социальная  группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

      Анализируя  это определение, можно выделить два условия, необходимых для  того, чтобы совокупность считалась  группой:

  • Наличие взаимодействия между ее членами;
  • Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

   В соответствии с этим определением два  человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать  ею, если начнут беседу, драку или  другое взаимодействие со взаимными  ожиданиями.

   Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные группы называются «квазигруппами». Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.

      Для определения основных черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968) в отношении  этого вопроса. Мертон определил  группу как совокупность людей, которые  определенным образом взаимодействую друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения отметим основные черты групп:

  • Определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.
  • Членство, чувство принадлежности к данной группе.
  • Идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он является членом религиозной группы (например, евреев-христиан), мы обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что его поступки совершаются под давлением других членов группы.

      Рассмотрим такие виды социальных групп, как первичные и вторичные:

      Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения [2.232]. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой-либо вторичной социальной группы. Нередко оба эти процесса происходят одновременно. Бывает, что целый ряд первичных групп появляются и действуют в рамках какой-то вторичной социальной группы. Количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко бывает несколько больше.  В такой группе лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в нее людей, нередко касающихся существенных моментов их жизни и деятельности. Первичную группу может составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами, работающих на заводе, в научном учреждении, в театре и т.д. Выполняя производственные функции, они в то же время устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль вторичных социальных групп и средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

      Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить  промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Среди этой социальных групп можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные действуют чаще на основании принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует. Они создаются для достижения вполне определенных целей – текущих и долговременных. В западной социологии особо выделяют функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Речь идет о профессиональных группах, занятых в сфере политической, экономической и духовной деятельности, о группах людей разной квалификации, о группах, занимающих различное социальное положение – предпринимателях, рабочих, служащих и т.д. Начало серьезному социологическом изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э.Дюркгейм.

Информация о работе Молодежь как социальная группа