Молодеж, как особая социальная общность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь»
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ..docx

— 12.47 Кб (Скачать)

    Кроме этого в ряде регионов созданы  Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции  которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной  изоляции несовершеннолетних созданы  реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный  центр.

    Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной  и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы  социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе  психологической службы. В настоящий  период она представлена психологами  в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских  или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой  которой является социальный работник.

    Базисными видами деятельности специалистов, указанных  служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная  работа, а также консультационная деятельность.

    Необходимость такого вида социальных услуг все  больше осознается населением и государством.

    В системе психологического консультирования различают :

    1. Возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

    2. Семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

    3. Психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

    4. Консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

    Специалист, работающий в области социального  консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые  впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

    1. Принцип анализа подтекста (требование  различать несколько слоев в  запросе-жалобе клиента и выделение  способов работы с этими слоями).

    2. Принцип отказа от конкретных  рекомендаций (ибо человек сам  должен принять решение о своей  собственной судьбе).

    3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании  наиболее необходим учет мнения  более, чем одной стороны).

    4. Принцип системности (выделение  системной единицы анализа, будь  то индивидуальное сознание, или  же семья как целое, или же  индивидуальный жизненный путь  как целое).

    5. Принцип уважения личности клиента  (отказ от установки на переделывание,  перевоспитание личности, установка  на приятие, понимание клиента).

    6. Принцип профессиональной направленности  и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных  отношений, поиск и установление  границы, где кончается клиент  и начинается просто человек  и т.д.).

    Основными направлениями деятельности медицинских  учреждений, оказывающих помощь детям  и подросткам, являлись до недавнего  времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и  педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы»  и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими  заболеваниями и т.д.

    В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками  в них идет по обращаемости (через  «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и  т.д.) и путем привлечения в  центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде  абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний  и т.п .

    Получили  развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак  и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

    Активно формируются и интенсивно развиваются  в России службы планирования семьи  и полового воспитания. Согласно определению  ВОЗ, под планированием семьи  подразумеваются такие методы, которые  помогают отдельным лицам или  супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между  беременностями, контролировать время  рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей  в семье.

    Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две  основные модели молодежной политики .

    Во-первых, так называемая неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную  помощь лишь отдельным, наименее сильно защищенным и «неблагополучным»  категориям молодежи при жесткой  регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;

    Во-вторых, социал-демократическая, характерная  для ряда стран Центральной и  Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства  за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным  для всех желающих молодых людей. 

Информация о работе Молодеж, как особая социальная общность