Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:48, реферат
Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь»
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН.
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
НА
ТЕМУ
МОЛОДЁЖ
КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ОБЩНОСТЬ.
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА 272 ГРУППЫ
ДАДАШЕВА
К. Б.
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
2010
Введение
Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь»
Обращение
к проблеме социальной работы с молодежью
и выделение ее в число актуальнейших
направлений развития современной
педагогической мысли в ХХI веке
явилось результатом осознания
кризисных явлений в российском
обществе, которые обострили социальную
проблематику, в частности, создание
равных стартовых возможностей получения
молодежью профессионального
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В
кризисных условиях больше всего
подвержены крушению идеалов, обострению
нигилизма, апатии молодежь т.к. система
ценностей подвижна, мировоззрение
не устоявшееся, что приводит к потере
нравственного и духовного
Для
того, чтобы оказать помощь молодежи
нужны знания основных тенденций
развития молодежной культуры, психологических
особенностей и т.д. Социология молодежи
изучает молодежь как социальную
общность, особенности ее социализации,
воспитания, процесс социальной преемственности
и унаследования молодежью
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения .
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя
возрастная граница определяется тем,
что с 14 лет наступает физическая
зрелость и человек может заниматься
трудовой деятельностью (период выбора
учиться или работать). Верхняя
граница определяется достижением
экономической
Социализация
- это процесс становления
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 2005 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.
К
числу особо тревожных
1. Отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;
2. Ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;
3. Увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;
4. Ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;
5. Неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;
6. Усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;
7. Снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи.
Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2006 г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Молодое
поколение в большинстве своем
оказалось без надежных социальных
ориентиров. Разрушение традиционных
форм социализации, основанной на социальной
предопределенности жизненного пути,
с одной стороны, повысило личную
ответственность молодых людей
за свою судьбу, поставив их перед необходимостью
выбора, с другой - обнаружило неготовность
большинства из них включиться в
новые общественные отношения. Выбор
жизненного пути стал определяться не
способностями и интересами молодого
человека, а конкретными
К
сожалению, существующие экономические
и социальные программы практически
не учитывают специфическую
Молодежная политика
Социальная
незащищенность, недостаток внимания
общества предопределяет эту социальную
группу как дестабилизирующую
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой :
1.
Специальное законодательство
2. Государственное регулирование молодежной политики.
3.
Плановое и финансовое
Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:
а) общереспубликанском;
б) региональном .
И основывается она, прежде всего, на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.
Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам молодежи при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:
а) занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;
б)
включенности молодежи в производственные
формы деятельности, в том числе
предпринимательство и
в) формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;
г) профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
д) поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;
е) участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.
Одной
из основных проблем проведения государственной
политики является ее психологическое
восприятие и сведение ее к чисто
затратной, распределительной, убогой
и потребительской, не стимулирующей
молодых людей к
Другой
проблемой является сохранившийся
ведомственный подход к молодому
человеку, когда с точкой зрения
государственных органов он не рассматривается
в комплексе своих проблем, потенций,
взглядов, среды, а фигурирует как
«учащийся», «пациент», «военнообязанный»,
«нуждающийся в пособии», «правонарушитель»
и т.д., к которому эти органы зачастую
применяют взаимоисключающие
Мировоззренческие
и исторические проблемы создают
трудности в осуществлении
Роль социальных служб в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная
работа среди молодежи рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических
При
организации деятельности социальных
служб для несовершеннолетних и
молодежи осуществляется целый комплекс
мер. Решается задача по созданию и
развитию комплекса специализированных
служб и учреждений по указанию подросткам
и молодежи разнообразных медико-
Так,
открыты Центра социального здоровья
семьи и детей в Москве, Костроме,
Петрозаводске, Томске и др., развиваются
службы психологической, медико-социальной
помощи семье и подросткам, открываются
«телефоны доверия», консультационные
центры. Такие центры действуют более
чем в 30-ти регионах России.Для детей
и подростков, испытывающих жестокое
обращение в семье и насилие,
создаются социальные приюты. С начала
1992 года на базе семи приемников-распределителей
для несовершеннолетних созданы
центры социальной реабилитации детей
и подростков, организуются приюты
для детей, оказавшихся вне внимания
семьи и интернатных