Молодая семья как объект соц защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования.
Рассмотреть формы и методы социальной работы с молодыми семьями и предложит рекомендации по более эффективной работе в данном направлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________________________________________3

ГЛАВА I. Социальное положение и основные проблемы
молодых семей в Российской Федерации ____________________________________7

§1. Молодая семья как особый социально-демографический тип семьи_7

§2. Положение молодых семей в современных
социально-экономических условиях_____________________________11

§3. Социально-психологические проблемы молодых семей_________15

ГЛАВА II. Основные направления социальной работы
с молодыми семьями ___________________________________________________________________17

§1. Государственная социальная политика по отношению к
молодым семьям в Российской Федерации_______________________17

§2. Механизмы реализации государственной социальной

политики с молодыми семьями ________________________________21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________________________________________28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _______________________30

Работа содержит 1 файл

Молодая семья как объект с.р..DOC

— 167.00 Кб (Скачать)

с молодыми семьями 

§1. Государственная  социальная политика по отношению к

молодым семьям в Российской Федерации 

     Практически все федеральные органы власти в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи и молодых семей. Главным механизмом участия в решении данного рода проблем является реализация ими социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, включение в свои социальные программы подпрограмм, разделов по работе с молодежью.

     Молодые граждане участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а также в других формах их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представления их интересов.

     Реализация  социальной политики в отношении  молодых семей происходит в контексте  реализации общегосударственной молодёжной политики. Сложившаяся практика исходит из того, что молодежная политика – предмет ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне функции реализации государственной молодежной политики возложены на Департамент по молодежной политике министерства образования РФ. В Администрациях практически всех субъектов Российской Федерации существуют региональные органы управления молодежной политикой. Во многих муниципальных образованиях есть отделы и структуры, выполняющие функции работы с молодежью. Вместе с тем, анализ организационною и ресурсного обеспечения государственной молодежной политики в регионах России показывает их ограниченность и недостаточность для решения актуальных задач в сфере молодежной политики.

     Нормативную базу проводимой в стране молодежной политики составляют:

     Указ  Президента Российской Федерации "О  первоочередных мерах в области  государственной молодежной политики" от 16.09,1992 № 1075;

     Утвержденные  постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 "Основные направления государственной молодежной политики";

     Согласно  Концепции, субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

     Работа  по нормативному правовому обеспечению  государственной молодежной политики продолжается. Один из важнейших документов, разработанный совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - законопроект "О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере".

     Общественная  молодежная палата при Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации выдвинула предложение о подготовке законопроекта о государственной поддержке молодежи в Российской Федерации. В настоящее время подготовлена Концепция законопроекта, опирающаяся на рекомендации, содержащиеся в документах ООН и практику реализации государственной молодежной политики в стране и в мире. В соответствии с Концепцией, государство в правовой практике должно исходить из концептуального видения молодежи как социальной группы и молодежных проблем как специфических проблем общества.

     В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход - в настоящее время действует Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275. ФЦП «Молодежь России» является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Это важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие и организационные действия местного самоуправления. Практически в половине регионов России действуют региональные и местные целевые программы в области государственной молодежной политики.

     По  данным на начало 2003 года, в субъектах  Российской Федерации функционируют 1750 учреждений социального обслуживания, подведомственных органам по делам молодежи, осуществляющих свою деятельность более чем в 45 направлениях, 1165 клубов по месту жительства, реализующих социальные программы федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". В рамках реализации федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)" и Федерального закона ''Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы по делам молодежи осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность учреждений социального обслуживания молодежи, направленную на профилактику безнадзорности и правонарушений.

     В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы Минобразования России провело конкурс по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счет средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка. Создан межведомственный Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

     Вопрос  трудоустройства молодежи один из самых  сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. В практику органов по делам молодежи субъектов РФ по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло принятие разделов по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест в программах содействия занятости населения или других специализированных программах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Механизмы реализации государственной социальной

политики  с молодыми семьями 

     В Российской Федерации накоплен уникальный опыт решения жилищных проблем молодежи. Начиная с 1970-х годов эффективно развивалось движение молодежных жилищных комплексов. В результате включения самих молодых граждан в строительство только за период с 1992 по 1998 годы было построено около 3 млн. кв. м. жилья для молодых семей. В современных социально-экономических условиях требуются новые подходы с учетом сложившегося эффективного опыта участия самой молодежи в решении жилищных проблем.

     В последние годы активное развитие получила реализация соответствующих программ. В настоящее время в 15 субъектах Российской Федерации - в Ленинградской, Волгоградской, Пензенской, Кировской, Ростовской, Свердловской областях, Республиках Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Северная Осетия - Алания, Саха - Якутия, Татарстан, в Москве и Санкт-Петербурге - обеспечены финансовыми ресурсами и уже действуют программы поддержки молодых семей в строительстве или приобретении жилья. В стадии разработки и согласования находятся программы жилищного обеспечения молодежи еще в 30 субъектах Российской Федерации. На реализацию программных мероприятий за счет средств субъектов Российской Федерации привлечено уже в 2002 году 2,5 млрд. рублей.

     К основным источникам финансирования относятся:

     1. Средства молодых семей - участников подпрограммы для частичной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья.

     2. Средства бюджета субъекта Российской Федерации для:

  • предоставления безвозмездных субсидий в качестве частичной оплаты стоимости строительства или приобретения жилья и (или) погашения части кредита (займа) при рождении (усыновлении) ребенка;
  • предоставления бюджетных кредитов заказчикам – инвесторам, осуществляющим строительство жилья в соответствии с целями подпрограммы;
  • создания социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
  1. Средства федерального бюджета Российской Федерации передаются бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений  при  выполнении региональных программ обеспечения жильем молодых семей и используются путем предоставления субсидий участникам подпрограммы для частичной оплаты стоимости строительства (приобретение жилья и на погашение части кредита (займа) при рождении ребенка.
  1. Средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов, для предоставления займов молодой семье.
  2. Средства кредитных организаций, кредитующих участников подпрограммы, в том числе под залог приобретаемого жилья или выделенных под жилищное строительство земельных участков (ипотека).

     6. Заемные средства ссудо-сберегательных  касс жилищных кооперативов.

     Ввиду ограниченности средств федерального бюджета необходим разработка дополнительных нормативных правовых актов в форме Указов Президента Российской Федерации, направленных на консолидацию всех возможных источников финансирования для создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.

     Программные мероприятия, направленные на решение  жилищном проблемы молодых семей, должны выполняться поэтапно.

     На  первом этапе необходимо осуществить:

     разработку  и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

     экспериментальную апробацию указанных механизмов, включая отработку взаимодействия их участников, на площадках в отдельных субъектах Российской Федерации;

     создание  системы мониторинга реализации подпрограммы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи.

     На  втором этапе:

     совершенствовать  и развивать созданные и апробированные на первом этапе механизмы и программные мероприятия с учетом хода их выполнения в субъектах Российской Федерации;

     начать  широкомасштабное внедрение принятых механизмов в практику субъектов Российской Федерации с учетом их территориальных особенностей, обеспечение устойчивого функционирования системы к концу эту па, в долгосрочной перспективе (после 2010 года) развитие рыночных механизмов в обеспечении молодых семей жильем без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств.

     Система программных мероприятий, направленных на достижение основной цели и решение поставленных задач, призвана обеспечить взаимодействие всех исполнителей как в ходе их выполнения, так и в процессе:

     а) определения различных категорий молодых семей в зависимости от обеспеченности жильем, уровня доходов, наличия детей и других критериев;

     б) предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственной поддержки путем:

     а) компенсации части произведенных затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

     б) предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья из федерального бюджета;

     в) оказания иной помощи (предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, строительных материалов для индивидуального жилищного строительства и др.);

     г) контроля за расходованием выделяемых бюджетных и привлеченных средств.

     Система программных мероприятий подразделяется на мероприятия по трем направлениям:

    • нормативно-правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий молодых семей;
    • финансовое обеспечение;
    • организационное обеспечение, включая практическую деятельность по решению жилищных проблем молодых семей.

     Среди мероприятий по нормативному правовому  и методологическому обеспечению наиболее важными являются:

Информация о работе Молодая семья как объект соц защиты