Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:39, реферат
Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Большое влияние
на социального работника при
выборе технологий и методик оказания
помощи клиентам в данной модели практики
имеет положение о том, что
люди действуют в соответствии с
определенными мотивами, обозначающими
явления внешнего мира, которые удерживают
в своей памяти. На основе этого
создается в свою очередь некоторая
символическая интерпретация
Социальный
работник учитывает эти личностные
конструкции, имеющиеся у клиента,
что помогает ему понять причины
поведения, приведшего к личностному,
дискомфорту этого человека. Следует
иметь в виду, что проблемы, с
которыми клиент обратился, во многом
детерминированы именно его прошлым
опытом. Эффективность данной модели
социальной работы наглядно проявляется
при работе с этническими группами,
вынужденными сменить место жительства,
у представителей которых возникают
конфликты в связи с тем, что
их личностные реконструкции внешнего
мира, основанные на их прошлом социальном
опыте, вступают в противоречие с
их новым социальным окружением.
По-видимому,
эту модель можно эффективно использовать
и при работе с категориями
социального риска, многие представители
которых относится к так
Многие технологии
и методики данной модели, используемые
социальным работником, относятся также
к моделям практики социальной работы,
основанным на социально-психологических
теориях. В частности, методика работы
с социальными ожиданиями клиента
относится к модели, разработанной
на основе ролевой теории.
Гуманистическая
модель. Одним из основных принципов
гуманистической модели социальной
работы является стремление социальных
работников помочь клиентам на основе
самопознания и понимания значимости
своей личности понять самих себя
и характер влияния на них окружающего
мира. В рамках этой модели практики
социальный работник прежде всего старается
убедить клиента в своей искренней заинтересованности
в его проблемах, положительном отношении
к нему, стремится сопереживать его эмоциональному
отношению к возникшей ситуации или к
миру в целом. Это — одна из действенных
моделей, способствующих повышению эффективности
взаимоотношений социального работника
с клиентом. Здесь следует использовать
технологию «активного слушания», основными
компонентами которой является эмпатия,
направленная на клиента, и партнерский
стиль отношений.
Существенная
черта этой модели социальной работы
— недирективный подход к решению проблем
клиента. Социальный работник через общение
с ним, во-первых, должен донести до него,
что понять себя, а следовательно, и свои
проблемы можно только через понимание
отношения к другим; что человек должен
действовать в соответствии со своим решением;
во-вторых, убедить клиента в том, что он
стремится помочь ему в выборе стратегии
действий, подчеркивая важность того,
чтобы каждый человек нашел именно свое
предназначение в жизни.
Некоторые представители
гуманистического подхода предлагают
использовать медитацию, предполагающую
познание себя и своих возможностей.
Эффективность данной модели во многом
связывается с личностными
Такой подход
позволяет не только понять потребности
клиентов, но и четче обозначить
потребности социального
Ролевая теория.
В рамках использования ролевой
модели практики социальной работы проявляются
некоторые компоненты социологического
знания. Но в основном логика обоснования
целесообразности той или иной деятельности
социального работника здесь
базируется на психологическом знании.
Прежде всего это выражается в том, как
понимается роль личности, а она, чаще
всего, трактуется преимущественно в психологическом
или социально - психологическом планах.
Многие исследователи
возникновение ролевой теории связывают
с именем Якоба Леей Морено (1892-1974), признавая
его не только основателем социометрии,
через которую Морено пытался описывать
межличностные отношения, но и групповой
психиатрии в целом.
Отношения между
людьми динамичны, пластичны, в каждом
отдельном случае человек действует
согласно своей оценке возникающей
ситуации. Но эти оценки могут вступать
в противоречия с оценками данной
ситуации другими людьми. Но как же
в этом случае достигается кооперация
в группе?
Дж. Mud (1863-1931)
считал, что взаимное приспособление значительно
упрощается благодаря способности людей
формировать представления о самих себе
как об объектах восприятия, причем этот
процесс обеспечивается путем принятия
ролей других. Каждый человек способен
сформировать Я-образ, т.е. может представить,
как он выглядит в глазах других людей,
включенных в данную ситуацию, и таким
образом проверить с точки зрения других
участников все, что он собирается делать.
Личная ответственность фиксируется человеком
в тот момент, когда он представляет себе,
что ждут от него другие участники. Линии
действия отдельных индивидов взаимно
подгоняются друг к другу, поскольку каждый
может принимать роли других, формировать
Я-образ с приписываемой им точки зрения
и осуществлять приспособление к приписываемым
им намерениям и экспектациям.
По мнению
Мида, способность рассматривать самого
себя как объект — это одно из специфических
человеческих качеств, человек начинает
осознавать себя как особую «единицу»
в процессе принятия ролей. Он относится
к своему поведению как к поведению других
людей или так, как другие люди относятся
к его поведению. Представление о личностных
ролях, используемое в ролевой модели
социальной работы, предполагает, что
люди строят свое поведение в соответствии
с моделями, схемами, воспроизводимыми
индивидуально-личностным сознанием.
Ролевая модель включает проблемы клиента,
связанные с вопросами о том, как себя
вести и развиваться с учетом прошлого
опыта, понимания значимости актуальных
событий, а также того, как каждый человек
формирует свои представления о собственной
роли в жизни.
Можно сказать,
что социальная роль — это поведение,
которое от человека ожидают другие
люди при выполнении им социальных
функций. Действуя согласно этим ожиданиям,
человек как бы исполняет свою
социальную роль. И здесь может
возникнуть расхождение в понимании
им и другими людьми, что он «обязан
и не обязан» делать в соответствии
с этой ролью, что в дальнейшем
может привести к конфликтам. Кроме
социальных ролей люди исполняют
и межличностные роли. Порой между
социальными и межличностными ролями
возникают противоречия. Так, например,
социальные роли — «любящая мать», «преданный
сын», «строгий отец», а межличностные
— «равнодушная мать», «дерзкий сын»,
«отец, не пользующийся уважением». И не
всегда люди сами могут выйти из противоречивой
ситуации, в которую попали. В этом случае
им на помощь должны прийти специалисты
— социальные работники, учитывающие
уровень сознания клиентов, характер свойственных
ему стереотипов.
Ролевую игру
социальный работник может использовать
для обучения клиента коррекции
поведения, а также повышения
его адаптивности. Ролевая теория
служит для социального работника
одной из форм социального объяснения,
а приобщение к таким социальным
ролям, как семейные, профессиональные
и родительские, обусловливают формирование
личности и ее поведения.
Выбор методик,
адекватных решению проблемы, а также
сочетание различных методик
в процессе работы с клиентом во
многом определяются, как мы отмечали,
с одной стороны, спецификой проблемы,
с которой пришел клиент, с другой
— приоритетом той теории, на
которую опирается в своей
профессиональной деятельности специалист-практик.
Социально-педагогическая
модель. В ее основе лежит положение, что
воспитание выступает частью процесса
социального становления человека как
сознательное целенаправленное воздействие
на индивида, социальную группу со стороны
субъектов воспитательной деятельности,
ставящих своей целью выработку у воспитуемых
определенных социальных качеств.
На процесс
социального становления
Социально-педагогическая модель может рассматриваться и на уровне структурной, и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уровне можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества.
Школа в современном обществе выполняет те основные задачи, которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путем включения индивида в семью, племя, общину и т. д.
Она выступает в роли первоначального механизма дифференциации общества, беря на себя задачу профессиональной подготовки. Таким образом, именно школа начинает формировать социальный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни общества на разных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профилактическая, прогностическая, социального контроля.
Другая точка зрения основана на том, что школа рассматривается как социальный институт, являющийся фактором борьбы различных социальных групп за власть. Задача школы в этом случае — прежде всего формирование таких ценностей, которые бы оправдывали все действия, необходимые для поддержания существующей системы. Школа является важным элементом политической стабильности, узаконивания и оправдания различий и неравенства. Таким образом, через этот подход реализуется прежде всего такая функция социальной работы, как социальный контроль.