Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 19:50, реферат
Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении слова мода, которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.
Структура моды состоит из следующих элементов:
1). Модные стандарты
Модные стандарты чаще всего реализуются посредством каких-либо объектов, в качестве которых могут выступать, например, вещи, идеи, слова, формы, размеры, действия, поведение. и.т.д.
2).модные объекты
Это то, что может быть в моде. В их числе - одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.д.
3). Ценности
Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение, он становится модным, когда утрачивает модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных ценностей.
Выделяют первичные ценности моды: современность, демонстративность, игра.
Так же есть вторичные ценности. Люди выбирают красоту или удобство, и.т.д.
4). Субъекты моды
Индивид (группа, общность), который осознает модные новинки, их социальную и личностную значимость, переживающий по этому поводу определенные эмоции, которые регулируют его поведение, приводят к отказу от диктата прежней моды. Основным субъектом моды всегда выступает молодежь.
5). Поведение субъектов моды
Функции моды:[5]
1). Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими, образы.
2). Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру.
3). Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок.
4). Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы.
5). Престижная — мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.
6). Коммуникативная — мода способ общения.
7). Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей.
8). Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отражает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному, который отвергает иерархическую систему норм и оценок.
Исследование социальных функций моды также выявляет ее роль в социальной системе в целом, и в жизни молодежи, в частности. Активное участие молодежи, студенчества в моде отчасти объясняется социальной функцией, т.е. приобщением индивида к социальному и культурному опыту. Ведь это наиболее интенсивный период освоения социальных ролей, норм и ценностей. Важно не только содержание собственно модных стандартов, но и сам факт следования неким нормативным образцам, участие в социальной жизни как таковой. Из этого вытекает две главные тенденции современной моды как регулятора поведения студента:
С одной стороны, современную моду можно охарактеризовать как агрессивную. Современное информационное общество с его стандартизованной культурой делает человека более податливым диктату моды, стандартам. Мода по отношению к индивиду выступает как некая принудительная сила, возникающая не из собственно человеческого творчества, а из надличностных структур социального бытия. Мода обладает большой силой санкционирующего воздействия на поведение, вкусы и систему ценностей различных социальных групп. Нарушение моды вызывает негативные оценки. Молодые люди зачастую вынуждены избавляться от отдельных устаревших понятий, образцов, теорий.
С другой стороны, налицо постоянный «плюрализм мод» - одновременное сосуществование различных одинаково приемлемых для человека стилей (в одежде, музыке, науке, политике, искусстве и т.д.), взглядов (идей), и т. д. Это в какой-то мере позволяет личности не закрепляться за чем-то одним, а выбирать согласно своим предпочтениям, возможностям, интересам, потребностям и т.д., в этом смысле, быть внутренне достаточно свободным. Отношение к моде с этой точки зрения приобретает максимально творческий характер.
Таким образом, мода является одним из основных средств, чтобы:
а) подчеркнуть свою принадлежность к тем или иным социальным группам;
б) выделить себя из однородной группы, подчеркнуть свою особенность и индивидуальность. Особенно важна эта функция для индивидов с неустойчивой психикой, для которых собственное «Я» постоянно нуждается в подтверждении своей значимости, устойчивости и привлекательности.
В сфере моды
всегда происходит борьба
§ 4. Место моды в социуме.
Мода - кратковременная форма стандартного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. В процессе общения люди оказывают друг на друга влияние. Одна из его форм -взаимная передача особенностей своего выразительного облика и поведения (речь, одежда, мимика, манеры и т. п.), трансляция внешних форм культуры, осуществляемые на базе психологического механизма подражания, внушения и массового «психического заражения». Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается, как правило, с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам. Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения. «Как общественное явление, мода тесно связана с образом жизни, с социально-экономическими и культурными условиями. Мода может содействовать укреплению чувства общности и взаимного уважения людей, для которых соблюдение общественных условностей, норм хорошего вкуса и выработанного поколениями опыта общежития есть не формальная обязанность, а выражение внутренней потребности».[3] Следование образцам моды не может служить мерой оценки нравственного мира человека. Излишняя приверженность моде, несамостоятельность в следовании ее образцам может отрицательно сказаться на духовном развитии личности. Болезнь «модничанья» становится общественно опасной, если внешняя сторона жизни превалирует над внутренней, духовной, и человек оказывается под влиянием потребительской психологии.
Мода -наглядный пример псевдодеятельности человека, связанный с избытком одних ресурсов, например временных, пищевых, материальных и недостатком других, например ситуационного разнообразия, самокритичности, разума и т.п. Мода возникает в результате действия факторов избыточности и самодостаточности. В основе феномена моды лежат стадные инстинкты человека.
Таким образом, люди, а особенно подростки, стараются во всем следовать моде, забывая о себе как о личности. Они гробят свое здоровье, убивают себя морально, матерятся и т.п., а все только для того, чтобы не быть изгнанными из общества, чтобы их приняли и с ними дружили.
Нужно прививать человеку чувство собственного достоинства, чтобы он осознал, что он личность, что должен не следовать тенденциям моды, а самостоятельно искать себя в этом мире и жить собой. Чтобы он не боялся пойти против большинства, чтобы он мыслил и действовал самостоятельно и не боялся остаться один и быть отвергнутым обществом только потому, что не курит, не пьет и не ругается матом.
Заключение
«Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду.»[2] Существует множество точек зрения на возможность прогнозирования моды и на выбор определенных методов прогнозирования. Одни отрицают наличие четких ритмов в смене моды, как в природных циклах, другие признают наличие строгой закономерности развития моды и необходимость точного ее прогнозирования, в том числе с помощью методов математического моделирования.
В результате взаимозависимости моды и системы ценностей существует связь моды с образом жизни определенной социальной группой, характером потребностей личности и бытующих ценностных установок и стереотипов поведения. Это предполагает изучение и анализ как социальных причин ее происхождения и развития, так и характер ее последствий. Мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Наиболее значимыми трансляторами моды являются СМИ, реклама, кино, авторитеты (лидеры референтных групп). Создавая эталоны поведения, они формируют определенный образ жизни, тем самым не исключая разнообразия вариаций и интерпретаций, учитывая реальные различия в социальном положении групп, в системе ценностных ориентаций, национальных, религиозных и других особенностей. За модой всегда стоят система социального престижа, нравственные характеристики, оценка, эстетические вкусы.
Список литературы:
1. Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. М., 2000
2. Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии, 2004. Т. 1, № 2.
3. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л., 2003.
4.http://lib.socio.msu.ru/ -электронная библиотека социологического факультета МГУ
5. http://www.po6iv.ru/art/-
6.http://www.consumers.narod.
7. http://www.fashiontheory.ru/ - теория моды