Многообразие культуры: субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я ставлю цель – изучить сущности субкультуры и контркультуры в рамках социо-культурного многообразия. Достаточно вспомнить некоторые события недавнего прошлого, чтобы осознать актуальность выбранной мною темы: растущая преступность неонацистов (и в связи с ней громкие судебные дела), убийства сатанистами несовершеннолетних и др.

Содержание

Введение 3
Культура и ее многообразие в современном обществе 4
Субкультура 6
Контркультура 9
Немного о современности субкультур и контркультур в России 11
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Субкультура и контркультура.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Выражение эмоций— главное правило для приверженцев субкультуры эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую такие люди глубокоранимые и депрессивные. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках.

Наиболее старейшей  контркультурой является контркультура  преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение)от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности. Яркий пример в отличие «сицилийской мафии» США, которая наследовала многие христианские традиции. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки.

Еще один яркий  пример контркультуры радикальная  часть субкультуры скинхэдов. Зародившаяся как музыкальная субкультура (Регги, Ска), впоследствии часть субкультуры скинхэдов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (например традиционные скинхеды проповедуют здоровый образ жизни) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями. 
 
 
 

                                                                          
 
 
 

  Заключение

 

     Таким образом, можно сказать, что культуры различаются прежде всего способом ориентации в основных, наиболее важных проблемах бытия. Культура многогранна и не всегда её устои и традиции воспринимаются как нечто, не подлежащее оспорению. Так и возникают различные субкультуры – обособленные закрытые общества людей, объединённых общими интересами, способами поведения и жизненными стилями.

     Субкультура, как мы выяснили, взаимодействуя с  доминирующей культурой, находится  на грани перехода от нейтральной  формы взаимодействия к конкурентной и тогда, собственно превращается в  контркультуру. Отсюда вытекает глубокое различие между субкультурой и контркультурой. Контркультура – это идея, противоречащая существующему направлению общества, ее цель – культурная революция. Добившись  своей цели, данная контркультура  исчезает как явление. Нормы и  ценности субкультуры могут отличаться от общепринятых, но они не могут  быть альтернативой ценностям и  нормам доминирующей культуры.

     В настоящее время такие социологические явления активно исследуются, возникновение суб- и контркультур нередко становится темой для докладов, дипломных работ, диссертаций и научных исследований. Конечно же существуют различные подходы к изучению этой темы, что наглядно демонстрируется уже отличием определений, даваемых этим понятиям.

     Благодаря данной курсовой работе, я познакомилась  с такими понятиями как «субкультура», «контркультура», «молодёжные течения», «неформалы» и т.д. Узнала об истории  возникновения и изучения этих феноменов, изучила небольшую часть литературы по данному вопросу. 
 
 
 
 

 Литература

 
      
  1. Бобахо  В.А., Левикова С.И. Современные тенденции  молодежной культуры: конфликт или  преемственность? // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3.
  2. Волков Ю.Г. Социология: учебник для ВУЗов / под ред. Добренькова В.И. - М., Дашков и К, 2008. – 383 с.
  3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. - М., Гардарики, 2005 г. - 280 с.
  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для вузов. Часть 1. - М., Наука, 2004 –  251 с.
  5. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие.  - М., Логос, 2000. – 431 с.
  6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М., Академия, 2001. – 488 с.
  7. Кравченко А.И. Социология девиантности. – М.: МГУ, 2003
  8. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России [Электронный ресурс] // ПСИ-ФАКТОР» - Центр практической психологии : [сайт], 2001-2008
  9. Щепанская Т.Б.Традиции городских субкультур. Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Информация о работе Многообразие культуры: субкультура и контркультура